Поделиться статьёй:

С 01 июня 2017 года вступает в силу п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, согласно которому не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Поскольку данная норма в настоящий момент не действует, многие специалисты делают вывод о том, что до указанной даты каких-либо ограничений для работы иностранных граждан водителями на основании зарубежных водительских удостоверений закон не предусматривает. Вместе с тем п. 2 ст. 20 Закона № 196-ФЗ устанавливает, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

Примечательно, что и запрет на управление транспортными средствами иностранцами без российских прав при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, и запрет на допуск таких лиц к управлению включены в Закон № 196-ФЗ в рамках одних и тех же поправок. Причем изначально планировалось, что приведенные ограничения начнут действовать одновременно – с 05.11.2013. Однако в дальнейшем дата вступления в силу запрета на управление несколько раз откладывалась и в настоящий момент перенесена на 01 июня 2017 года, а вот момент начала действия запрета на допуск остался неизменным. В результате возникла ситуация, при которой формально закон не ограничивает право иностранцев на управление транспортными средствами, в том числе в рамках трудовой деятельности, но вместе с тем фактически запрещает работодателям допускать таких работников к работе.

При этом подходы к применению п. 2 ст. 20 Закона № 196-ФЗ разделились. Одни специалисты считают, что применять его все же нужно с учетом даты вступления в силу п. 13 ст. 25 указанного закона. Проще говоря, запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, в отношении иностранных граждан, имеющих международные водительские удостоверения или признаваемые в РФ национальные водительские удостоверения, предлагается игнорировать вплоть до 01 июня 2017 года. Причем сторонники такой точки зрения имеются и среди судей (см., например, постановление Костромского областного суда от 06.05.2016 № 4А-57/2016, решение Кемеровского областного суда от 12.10.2016 № 21-1232/2016).

Однако встречается в судах и совсем иная позиция, базирующаяся на таком совокупном толковании приведенных норм, согласно которому на территории Российской Федерации допускаются к управлению транспортными средствами лица на основании национальных или международных водительских удостоверений, за исключением тех случаев, когда управление транспортными средствами происходит при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. В таких случаях обязательно наличие российского национального водительского удостоверения (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2016 № Ф09-11384/16, решение Верховного суда Республики Крым от 20.02.2017 № 21-103/2017).

Такая же логика легла и в основу постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.01.2017 № Ф07-12215/16. Суд счел правомерным предписание ГИБДД, в рамках которого инспекторы потребовали от индивидуального предпринимателя исключить факты допуска к управлению транспортными средствами водителей маршрутных такси, не имеющих российского национального водительского удостоверения. 

Постановление АС Северо-Западного округа от 25.01.2017 № Ф07-12215/16