Поделиться статьёй:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51

Вопрос: Банк просит разъяснить ситуацию, связанную с компенсацией арендатором арендодателю расходов по оплате коммунальных услуг.

В настоящее время банк заключил договор аренды, по которому в сумму денежных средств, перечисляемых арендатором в целях компенсации расходов в рамках договора аренды, стоимость электроэнергии не включена. Арендатор (Банк) оплачивает электроэнергию согласно счетам, выставленным арендодателем, отдельно.

Имеет ли право арендатор (банк) включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, данную сумму налога, уплаченную Арендодателю?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 29.02.2008 N 527 по вопросу учета в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов сумм налога на добавленную стоимость при оплате арендатором счетов за коммунальные услуги (включая электроэнергию), выставленных арендодателем, и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

Как следует из письма, арендатор помимо арендной платы за аренду помещения отдельно компенсирует арендодателю часть расходов на электроэнергию, потребленную арендатором. Данные расходы компенсируются на основании счета-фактуры, сумма НДС выделяется.

Согласно пункту 22 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 заключенное арендатором и арендодателем соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения.

В указанном письме отмечается, что арендодатель сам получал электроэнергию в качестве абонента, а арендатор пользовался получаемой арендодателем электроэнергией в связи с арендой помещения. Все это, по мнению Президиума ВАС России, позволяет утверждать, что соответствующее соглашение фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендованном помещении и является частью договора аренды.

С учетом этого, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации расходы арендатора за потребляемую электроэнергию и другие коммунальные платежи, услуги связи, услуги по охране и уборке арендуемых помещений учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть платы за аренду помещения.

В отношении учета расходов, связанных с уплатой сумм НДС по коммунальным платежам, услугам связи, а также услугам по охране и уборке помещений в рамках договоров аренды, следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории Российской Федерации.

По вышеуказанным расходам (коммунальным платежам и т.п.) в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде данные расходы не включаются, счета-фактуры арендодателями арендаторам не выставляются поскольку реализация данных услуг не производится. Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.

Таким образом, суммы НДС по уплаченным арендатором счетам за потребленную в рамках договора аренды электроэнергию не подлежат возмещению и не учитываются в качестве расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин