+7 (8442) 26-64-41

г. Волгоград улица Ангарская дом 17 офис 609

Морозов

Морозов И. В.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант»

Должен ли инспектор Гострудинспекции согласовывать с органами прокуратуры внеплановую проверку работодателя, проводимую по жалобе работника?»

Этот вопрос обычно интересует работодателей в надежде на то, что в случае, если проверка не согласована надлежащим образом, ее законность можно обжаловать.

Для начала разберем нормы права, которые регулируют данный вопрос.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» «внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей».

Что это за основания, которые указаны в подпунктах «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 упомянутого ФЗ № 294?

Это следующие основания:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;(см. текст в предыдущей редакции)

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как видно, такие основания, как жалобы о нарушениях трудовых прав граждан, в данных пунктах не значатся.

Также в Трудовом кодексе РФ ничего не сказано о согласовании с органами прокуратуры внеплановых проверок по жалобам работников о нарушении их трудовых прав.

Так, согласно ч. 7, 8 ст. 360 ТК РФ «основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • поступление в федеральную инспекцию труда:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органапрокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры».

То есть инспектор ГИТ должен лишь известить органы прокуратуры о том, что он незамедлительно проводит проверку по обращению или заявлению граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Проверки ГИТ по обращениям или заявлениям работников о нарушении работодателем их трудовых прав (абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ) не требуют ни согласования с органами прокуратуры, ни уведомления этих органов.

Этот вывод подтверждается и судебной практикой.

Судебная практика

Директор ООО К. был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Не согласившись с постановлением инспектора о назначении наказания, директор ООО К. обжаловал его в суде первой инстанции, который оставил постановление инспектора ГИТ в силе. Затем директор ООО К. обжаловал это постановление в суде вышестоящей инстанции, в том числе и по мотиву, что проверка инспектором была проведена без ее согласования с органами прокуратуры. Какое же решение принял вышестоящий суд по жалобе директора К.?

Постановление Саратовского областного суда от 19.09.2013 по делу N 7-517/2013 (выдержка):

«…Ссылка заявителя на то, что внеплановая выездная проверка по обращению М. о нарушении ее трудовых прав должна была быть согласована органами прокуратуры, не влияет на законность судебных постановлений, поскольку законность процедуры привлечения К. к административной ответственности была предметом изучения судебных инстанций, которые обоснованно указали на несостоятельность доводов о допущенных ГИТ нарушениях.

Согласно ст. 360 Трудового кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • поступление в федеральную инспекцию труда:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

При таком положении суд обоснованно руководствовался специальными нормами Трудового кодекса РФ, а не общими положениями Федерального закона № 294-ФЗ.

Исходя из положений ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ данный вид внеплановой проверки, проведенный в отношении ООО, не требует предварительного согласования с органами прокуратуры…»

В итоге постановление инспектора ГИТ о привлечении директора ООО К. к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере *** рублей было оставлено в силе, а жалоба директора осталась без удовлетворения.

 В завершение напомним, что по обращениям работников инспекторы ГИТ не имеют правауведомлять работодателя о проведении проверки (ч. 9 ст. 360 ТК РФ). Так что любой работодатель может неожиданно увидеть у себя инспектора ГИТ, если тот придет проверять соблюдение трудового законодательства по жалобе одного из работников работодателя (не важно, бывшего или еще работающего) либо по коллективной жалобе.

Содержать кадровый учет в порядке, соблюдать трудовое законодательство Вам помогут материалы нашего сайта и справочной базы подписчиков журнала «Кадровик-практик». Консультации, пошаговые процедуры кадровых операций, образцы документов, сервис «Кадровый аудит своими руками» – все это Вам доступно. Пользуйтесь, уважаемые подписчики!

Поделиться