Поделиться статьёй:

 Морозов И. В.

Морозов И. В.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

Вопрос-ответ

Руководитель организации уходит в отпуск. Приказ звучит так: «на период моего отпуска возложить исполнение обязанностей директора на заместителя директора по экономике без освобождения от своей основной работы». Какая должность должна быть обозначена в расходном кассовом ордере в графе «Руководитель организации»: «заместитель директора по экономике» или «исполняющий обязанности директора заместитель директора по экономике»?

 Согласно пп. 4.2 п. 4 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» кассовые документы оформляются:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее - бухгалтер);
  • руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

Подписывают РКО эти же лица, а также кассир. Подпункт 4.3 п. 4 Указания № 3210-У предусматривает, что руководитель подписывает кассовые документы, в том числе и РКО, только в отсутствие главного бухгалтера и бухгалтера. Указания по заполнению формы КО-2 требуют наличия подписей и главного бухгалтера, и руководителя или лица, на это уполномоченного. С учетом нормы абзаца первого п. 4 Указания № 3210-У, дающей весьма широкое толкование понятия «руководитель», полагаем, что подпись генерального директора (директора, президента, иного лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа) на РКО может отсутствовать. Однако список лиц, уполномоченных подписывать РКО, необходимо, по нашему мнению, утвердить локальным актом организации.

В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем РКО подписываются руководителем.

При этом ни Указаниями по заполнению РКО, ни Указаниями № 3210-У не регламентирован порядок заполнения графы «руководитель организации» формы № КО-2 исполняющим обязанности временно отсутствующего руководителя организации без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Поэтому в рассматриваемом случае следует руководствоваться положениями трудового законодательства.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности). Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Выполнение работником дополнительной работы осуществляется за дополнительную оплату. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания или объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). Изменения в трудовой договор, заключенный с работником, исполняющим обязанности временно отсутствующего, при этом не вносятся. Работник остается на прежней должности.

Рассматривая приведенные положения, можно прийти к выводу о том, что в документе следует указывать ту должность, которую занимает лицо, подписавшее этот документ. Такого же мнения придерживаются специалисты Роструда.

В рассматриваемом случае заместитель директора по экономике исполняет обязанности временно отсутствующего директора наряду со своими служебными обязанностями по должности заместителя директора по экономике, то есть без освобождения от должности, определенной трудовым договором. Поэтому полагаем, что в РКО следует указывать именно должность, занимаемую заместителем директора по экономике согласно заключенному с ним трудовому договору (то есть «заместитель директора по экономике»).

В организацию приняты иностранные граждане с различными статусами: с видом на жительство, с временным убежищем и с регистрацией временного проживания. В каких случаях работодатель обязан уведомлять госорганы о приеме на работу иностранных граждан?

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее - Закон № 115-ФЗ) работодатель обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты соответствующего события (пп. »з» п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ).

Исходя из буквального толкования данной нормы работодатель в настоящее время обязан уведомлять территориальный орган ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров со всеми иностранными гражданами. Никаких исключений в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан законом не предусмотрено. Поэтому работодатели обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора со всеми иностранными гражданами не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное уведомление подается по форме и в порядке, утвержденным приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 (приложения №№ 19-21) (п.п. 1, 5 Приложения к приказу ФМС России от 08.12.2014 № 640). Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами РФ (см. п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4).

Также отметим, что в случае приема на работу иностранного гражданина, обучающегося в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, работодатель, помимо ФМС России, обязан также уведомить о заключении трудового договора орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 18 ст. 13.4 Закона № 115-ФЗ).

Обращаем Ваше внимание, что в общем случае лица, получившие временное убежище на территории РФ, являются именно временно пребывающими в РФ иностранными гражданами. В пользу данного вывода говорит само определение понятия «временное убежище». В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» под временным убежищем понимается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ.