Поделиться статьёй:

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Башкина О. В.

Башкина О. В.,
практикующий юрист

Выездная проверка ФМС России

Создание Таможенного союза послужило увеличению числа иностранных работников в нашей стране. Поспособствовал этому и кризис на Украине. И, несмотря на общую тенденцию, направленную на снижение контроля за деятельностью юридических лиц, работы у ФМС только прибавилось.

Федеральный государственный контроль в сфере миграции включает в себя:

  • федеральный контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ;
  • федеральный государственный контроль за трудовой деятельностью иностранных работников.

Миграционный контроль осуществляется в форме проверок (п. 5 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утв. постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 № 1162).

Организация и проведение проверок в сфере миграции регулируются, в общем и целом, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом в части контроля за трудовой деятельностью иностранных работников и в части контроля за исполнением юридическими лицами и предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, имеются свои особенности (п. 2 ст. 32 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Эти особенности касаются вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры (п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

ФМС России осуществляет надзор непосредственно, через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.

Детально описана процедура проверки в Административном регламенте по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда, утв. приказом МВД РФ и ФМС от 30.04.2009 № 338/97.

 

Проверки в рамках миграционного контроля могут быть проведены в отношении юридических лиц и предпринимателей, если эти лица отвечают хотя бы одному из следующих условий:

  • они являются работодателями иностранных граждан (пп. 1 п. 5 Регламента № 338/97);
  • они предоставили свои транспортные средства иностранным гражданам (пп. 2 п. 5 Регламента № 338/97);
  • иностранные граждане работают на территории земельных участков, зданий и помещений, принадлежащих или используемых проверяемыми лицами (пп. 2 п. 5 Регламента № 338/97);
  • они выступают в отношении иностранных граждан в качестве принимающей стороны или сообщили о себе сведения в ФМС России как о стороне, принимающей иностранного гражданина (пп. 3 п. 5 Регламента № 338/97);
  • они обязаны обеспечивать соблюдение норм миграционного законодательства третьими лицами, организующими деятельность с использованием их имущества, или в иных случаях (пп. 4 п. 5 Регламента № 338/97).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Действия (бездействие) и решения должностных лиц ФМС России, проводящих проверку, а также ее результаты могут быть обжалованы как в административном, так и в судебном порядке.

Однако ФМС России вправе проводить проверки не только в отношении указанных организаций и граждан, но и проверять транспортные средства (включая маршруты международных направлений всех видов транспорта), а также места проживания (пребывания) иностранных граждан, места фактического осуществления ими трудовой деятельности (абз. 2 п. 4, абз.абз. 6–8 п. 21 Регламента № 338/97). При выявлении факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением миграционного законодательства РФ назначается проверка юридического лица, или индивидуального предпринимателя, или заказчика работ, привлекающих иностранных работников в РФ и использующих их труд (пп. 3 п. 5 ст. 32 Закона № 115-ФЗ, п. 22.1.2 Регламента № 338/97).

Предметом проверок является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей стороной требований, установленных миграционным законодательством (п. 3 ст. 32 Закона № 115-ФЗ), или соблюдения иностранными гражданами установленных правил въезда, выезда, режима пребывания (проживания) в РФ, правил миграционного учета, порядка осуществления трудовой деятельности, транзитного проезда через территорию РФ (п. 1 ст. 30 Закона № 115-ФЗ, п. 1 Регламента № 338/97).

Конкретно ФМС России проверяет следующее:

В отношении иностранных гражданВ отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Соблюдение
  • правил въезда на территорию РФ (абз. 2 п. 6 Регламента № 338/97);
  • режима пребывания (проживания) на территории РФ (абз. 3 п. 6 Регламента № 338/97);
  • правил миграционного учета, достоверности предоставляемой ими при этом информации (абз. 4 п. 6 Регламента № 338/97);
  • правил передвижения и порядка выбора места пребывания или жительства на территории РФ (абз. 5 п. 6 Регламента № 338/97);
  • порядка транзитного проезда через территорию РФ (абз. 7 п. 6 Регламента № 338/97);
  • правил постановки на миграционный учет по месту пребывания в РФ (абз. 8 п. 6 Регламента № 338/97);
  • установленного срока выезда за пределы территории РФ (абз. 9 п. 6 Регламента № 338/97);
  • ограничений в соответствии с разрешенной (заявленной) целью въезда в РФ в период пребывания в РФ (абз. 10 п. 6 Регламента № 338/97);
  • условий осуществления трудовой деятельности в РФ и соблюдение ограничений на занятие отдельными видами деятельности (абз. 2 п. 7 Регламента № 338/97);
  • установленного порядка медицинского освидетельствования (абз. 3 п. 7 Регламента № 338/97);
  • обязанности проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом ФМС России для временного пребывания, а равно соблюдение правил проживания в указанных местах (абз. 4 п. 7 Регламента № 338/97)
  • правил миграционного учета по месту пребывания и надлежащего исполнения ими обязанностей принимающей стороны, достоверности предоставляемой ими информации об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету (абз. 10 п. 7 Регламента № 338/97);
  • прав и законных интересов иностранных граждан, привлекаемых работодателями, заказчиками работ (услуг) со стороны работодателя (абз. 5 п. 7 Регламента № 338/97);
  • требований законодательства РФ по оформлению разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и условий, установленных таким разрешением (абз. 6 п. 7 Регламента № 338/97);
  • ограничений на допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами (абз. 7 п. 7 Регламента № 338/97);
  • порядка обязательного уведомления уполномоченных органов государственной власти о приеме на работу иностранных граждан (абз. 8 п. 7 Регламента № 338/97);
  • обязательных условий для допуска иностранных граждан к выполнению работ или оказанию услуг (абз. 9 п. 7 Регламента № 338/97);
  • условий и ограничений, в случае, если эти требования являются обязательными для работодателей, заказчиков работ (услуг), привлекающих иностранных работников в РФ, и лиц, использующих их труд (абз. 11 п. 7 Регламента № 338/97)
Исполнение
  • установленной процедуры идентификации личности (абз. 11 п. 6 Регламента № 338/97)
  • обязанности по обеспечению соблюдения требований законодательства РФ в сфере миграции третьими лицами, организующими деятельность с использованием их имущества, или в иных случаях, когда такая обязанность установлена законодательством РФ (абз. 12 п. 7 Регламента № 338/97);
  • требований к достоверности сведений, направляемых в ФМС России и иные органы государственной власти (абз. 13 п. 7 Регламента № 338/97)

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Об увеличении срока проверки издается дополнительное распоряжение.

Сроки проведения проверки

Статьей 32 Закона № 115-ФЗ (поскольку это допускает п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ) установлены специальные сроки проведения проверок в сферах контроля, во-первых, за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, а во-вторых, за исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону (п. 2 ст. 32 Закона № 115-ФЗ). Срок проведения плановой проверки (и выездной, и документарной) не может превышать 20 рабочих дней (п. 6 ст. 32 Закона № 115-ФЗ), а выездная внеплановая проверка проводится в срок до 7 рабочих дней включительно (п. 7 ст. 32 Закона № 115-ФЗ). Следовательно, срок проведения внеплановой документарной проверки (поскольку он не утвержден специальным Законом № 115-ФЗ) регулируется правилами Закона № 294-ФЗ и составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Сокращенных сроков проверки миграционной службой для субъектов малого предпринимательства Законом № 115-ФЗ не предусмотрено.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг), а также контроль за исполнением организациями и предпринимателями обязанностей принимающей (приглашающей) стороны
Сроки проведения плановых проверокСроки проведения внеплановых проверок
Документарных плановых Выездных плановых Документарных внеплановых Выездных внеплановых
20 рабочих дней (п. 6 ст. 32 Закона № 115-ФЗ) 20 рабочих дней (п. 6 ст. 32 Закона № 115-ФЗ) 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ) Не может превышать 7 рабочих дней (п. 7 ст. 32 Закона № 115-ФЗ)

 

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Срок любой проверки может быть продлен руководителем органа ФМС России не более чем на 7 рабочих дней, причем такое продление осуществляется в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и(или) длительных специальных экспертиз и расследований.

Выездная проверка

Выездные проверки проводятся по месту нахождения проверяемого лица или по месту фактического осуществления его деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, п. 22 Регламента № 338/97).

ФМС России проверяет содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя сведения, производимые или оказываемые ими услуги, используемые здания и транспорт, работников, а также предпринимаемые хозяйствующими субъектами действия, направленные на исполнение нормативных правовых актов. Выездная проверка проводится, если при проведении документарной проверки не представляется возможным оценить полноту и достоверность сведений, заявленных хозяйствующим субъектом, или невозможно оценить деятельность лиц на соответствие действующему законодательству (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

При прибытии на место проведения проверки сотрудники миграционной службы обязаны предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки, в котором должны быть указаны сроки проведения проверки, объем, полномочия проверяющих, цели и основания проведения проверки.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Миграционный контроль осуществляется в форме проверок, в том числе выездных.

Распоряжение о проведении проверки в отношении юридического лица или предпринимателя должно быть издано только руководителем или заместителем руководителя территориальных органов ФМС России. Распоряжения, изданные начальниками отделов Управлений ФМС России, незаконны (см. ст. 14 Закона № 294-ФЗ, п. 28 Регламента № 338/97). Ранее п. 28 Регламента № 338/97 предусматривал возможность издания соответствующего распоряжения начальниками структурных подразделений. Однако в этой части он был признан недействительным, т. к. противоречил Закону № 294-ФЗ (решение Верховного суда РФ от 10.10.2012 № АКПИ12-1203). В настоящее время проверки, проведенные на основании распоряжения неуполномоченного лица, признаются судами проверками, проведенными с нарушением закона. Результаты таких проверок подлежат отмене (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2013 № А78-1032/2012).

В свою очередь, проверяемые обязаны обеспечить проверяющим доступ к необходимым документам (в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки), транспортным средствам, оборудованию, помещениям (ч. 5 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, пп. «а» п. 7 Положения № 1162).

Если проверка является плановой, то проверяемые юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, по факсу, курьерской доставкой).

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены (кроме случаев, когда уведомление запрещено) не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в связи с поступлением обращений и заявлений граждан, в том числе предпринимателей, юридических лиц, информации от органов власти и самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателем требований закона, а также при выявлении факта возможного нарушения требований закона в результате проводимого ФМС мониторинга соблюдения таких требований не допускается.

Внеплановая выездная проверка в связи с поступлением заявлений граждан, в том числе предпринимателей, юридических лиц, информации от органов власти и местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателем требований миграционного законодательства проводится органом ФМС России только по согласованию с органом прокуратуры.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Итак, проверяющие прибыли. Служебные удостоверения предъявлены. Копию распоряжения о проведении проверки они должны вручить представителю проверяемого или самому проверяемому (п. 38 Регламента № 338/97). Далее проверяемого должны ознакомить с его правами и обязанностями (абз. 7 п. 37, п. 41 Регламента № 338/97). Потом производится осмотр территории с возможным использованием фото- и видеосъемки (пп. «а» п. 7 Положения № 1162). При обнаружении нарушений миграционного законодательства проверяющие должны составить протокол осмотра по правилам ст. 27.8 КоАП РФ. Об этом в акте проверки обязательно должна быть сделана запись (абз. 8 п. 37 Регламента № 338/97). Впоследствии сотрудники миграционной службы знакомятся с документами, при необходимости составляют и передают запросы на истребование документов, сверяют подлинники с копиями представленных документов для последующего приобщения их к материалам проверки, в случае необходимости получают устные пояснения по устному запросу. Письменные запросы в адрес проверяемого должны быть составлены в двух экземплярах. К материалам проверки приобщается экземпляр запроса с отметкой о вручении второго экземпляра проверяемому. Если истребуемые документы должны быть, по мнению проверяющих, приобщены к материалам проверки, то такие бумаги передаются по акту, составленному в двух экземплярах. Предварительно копии заверяются проверяемым с указанием должности, фамилии, имени, отчества заверившего лица, печати. В акте приема-передачи должен быть указан перечень документов и дата фактической передачи.

Если по каким-то причинам в установленный срок документы не могут быть представлены, то до истечения срока проверяемый должен представить мотивированное объяснение невыполнения требования.

При выездной проверке сотрудники ФМС России, обнаружив иностранца, могут потребовать документы, определяющие его статус (например, вид на жительство, разрешение на временное пребывание, виза), цель его приезда (миграционная карта), регистрацию по месту пребывания, разрешение на работу.

У работодателя проверяют регистрационные документы, разрешения на привлечение иностранных работников, трудовые договоры, уведомления о приеме на работу иностранца. Кроме того, проверяемое лицо обязано раскрыть сведения об иных лицах, осуществляющих деятельность на этом же (проверяемом) объекте, а также информацию о том, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они там проживают (находятся).

krugПОЗИЦИЯ СУДА

Несоставление акта является грубым нарушением со стороны контролирующего органа и может повлечь признание действий ФМС России незаконными, а результатов проверки – недействительными.

- Постановления Одиннадцатого ААС от 17.04.2013 № А65-13359/2011; Двадцатого ААС от 14.01.2013 № А09-9270/2012.

Оформление результатов выездной проверки

По результатам проведения проверки составляется акт, с которым проверяемый должен быть ознакомлен.

Обычно проверяемый или его представитель получают свой экземпляр акта лично под расписку. Однако если проверяемый отказывается от получения акта, если представитель проверяемого отсутствует или отказывается дать расписку, то акт отправляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к материалам проверки. Если для составления акта необходимо получить заключения по результатам исследований, то акт должен быть составлен в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания всех проверочных мероприятий (ч. 5 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Акт составляется в двух экземплярах. В нем должно быть отражено следующее:

  • дата, время, место составления акта;
  • наименование органа ФМС России, проводившего проверку;
  • дата и номер распоряжения о проведении проверки;
  • данные (Ф.И.О., должность) сотрудников, проводивших проверку;
  • данные (наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, Ф.И.О. представителя проверяемого, который присутствовал при проведении проверки) проверяемого;
  • дата, место, сроки проведения проверки;
  • результаты проверки (описание выявленных нарушений с указанием лиц, их допустивших);
  • сведения об ознакомлении с результатами проверки или об отказе с ознакомлением проверяемого;
  • сведения о внесении в Журнал учета проверок информации о проведенной проверке (при его наличии у проверяемого);
  • подписи проверяющих.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

О проведении проверки должностное лицо ФМС оставляет запись в Журнале учета проверок.

Все материалы, полученные в результате проведения проверки, формируются в дело и хранятся в подразделении ФМС России. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журналы учета проверок. Форма журнала установлена приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован, удостоверен печатью (ч. 10 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Если журнал отсутствует, то в акте проверки делается соответствующая запись (ч. 11 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

При наличии Журнала учета проверок проверяющие вносят в него следующую информацию (ч. 9 ст. 16 Закона № 294-ФЗ):

  • наименование органа ФМС России, осуществившего проверку;
  • сроки проведения проверки;
  • основания проведения проверки;
  • цели, предмет, задачи проведения проверки;
  • выявленные нарушения;
  • выданные предписания;
  • Ф.И.О., должность, подпись проверяющего.