Поделиться статьёй:

УСН | ДОХОДЫ-РАСХОДЫ

Верстакова Е.В.

Верстакова Е. В., 
практикующий бухгалтер

Торгуем с участниками Евразийского экономического союза

«Упрощенцы» наравне с крупными компаниями являются участниками внешнеэкономических сделок. Но поскольку «упрощенцы» не уплачивают в бюджет такие налоги, как НДС и налог на прибыль, то их учет экспортно-импортных операций в ЕАЭС будет отличаться.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

 

При торговле с участниками ЕАЭС многие экспортно-импортные операции значительно облегчаются как финансово, так и документально. Ограничений в ЕАЭС о том, какие организации могут участвовать в торговле, по форме налогообложения нет, поэтому «упрощенцы» могут покупать и продавать товары в ЕАЭС наравне с другими организациями.

Тем не менее, несмотря на создание ЕАЭС, экспорт и импорт товаров на территории ЕАЭС являются все-таки внешнеэкономическими сделками. Требования к оформлению таких сделок во многом схожи со сделками за пределами ЕАЭС. Следует также учитывать, что до подписания договора об учреждении ЕАЭС (01.01.2015), в котором расписан «Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее – Протокол-приложение № 18), действовал отдельный «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе», утв. в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009. В ранее действовавшем Протоколе речь шла о сделках в Таможенном союзе, а в приложении № 18 к новому Протоколу четкого определения «географии» сделок нет. Но это уже политический момент, мы же рассмотрим сравнение налогообложения при экспорте и импорте в пределах ЕАЭС с участием организации, применяющей УСН.

«Упрощенец» экспортирует товары в другие страны ЕАЭС

Непосредственно закупка товаров или производство товаров на экспорт не отличается от тех же операций для продажи товаров на территории РФ. Готовые произведенные или закупленные товары учитываются на счете 41 «Товары». А вот уже во время сделки важно определить момент перехода права собственности на товар. До того как товар передан покупателю, он учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». Существует несколько нюансов при определении момента перехода права собственности на товар, но какими бы ни были условия этого перехода, он должен быть подтвержден документально. В качестве первичных документов, подтверждающих переход права собственности на товар, могут выступать накладные, акты приема-передачи товара и т. д. Отметим, что, как и при сделках на внутреннем рынке, лица, расписывающиеся на подобных первичных документах, должны быть уполномочены на это.

После того как подписаны документы на передачу товара, составляется бухгалтерская проводка:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90.1 «Выручка».

Пример 1.

Организация ООО «Русь», применяющая УСН, экспортирует в Казахстан автомобильные запчасти. Согласно ст. 346.11 НК РФ ООО «Русь» не является плательщиком НДС и не выставляет счета-фактуры при реализации товаров. Тем не менее, при экспорте товаров в страны ЕАЭС согласно ст. 3 Протокола-приложения № 18 при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и(или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Иными словами, фирма страны-экспортера должна отразить реализацию, облагаемую НДС по ставке 0%. ООО «Русь» выставит нулевую счет-фактуру в адрес покупателя в Казахстане. Таким образом, ООО «Русь» выполнит обязанность по выставлению счета-фактуры, но обязательства уплатить налог не возникнет.

Но для того чтобы документально подтвердить право на применение нулевой ставки НДС, внешнеэкономическая сделка должна соответствовать требованиям Протокола-приложения № 18.

Согласно ст. 4 Протокола-приложения № 18 для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и(или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются нижеперечисленные документы (их копии) («упрощенцы» подают декларацию по НДС в том случае, если имело место выставление счета-фактуры). Для того чтобы наглядно отразить изменения, произошедшие в части документального оформления, приведем таблицу, в которой рассмотрим, какие документы были необходимы для подтверждения обоснованности применения 0% ставки НДС в момент существования ЕврАзЭс и после 01.01.2015, т. е. с момента вступления в силу договора об учреждении ЕАЭС (изменения подчеркнуты):

№ п/пДо 01.01.2015После 01.01.2015
1 Договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее – договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья Договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза (далее – договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья
2 Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза Выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена
3 Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения № 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – Заявление) (в оригинале или в копии, по усмотрению налоговых органов государств – членов Таможенного союза) Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – Заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии, по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика). Налогоплательщик включает в перечень заявлений реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Форма перечня заявлений, порядок ее заполнения и формат определяются нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. В случае реализации товаров, вывозимых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, и помещения их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства-члена вместо заявления в налоговый орган первого государства-члена представляется заверенная таможенным органом другого государства-члена копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада
4 Транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства – члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза Транспортные (товаросопроводительные) и(или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена
5 Иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и(или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства – члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары Иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и(или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары

Все вышеуказанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Как видно из таблицы, перечень документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС, с 01.01.2015 более конкретизирован и не ограничивается территорией Таможенного союза, что говорит о том, что в планах есть и расширение ЕАЭС за пределы Таможенного союза.

Таким образом, действия ООО «Русь» при экспорте в страны, входящие в ЕАЭС, сводятся к следующему:

  1. Заключение договора.
  2. Передача товара покупателю (Дебет 62 Кредит 90).
  3. Получение оплаты (аванса) за поставленный товар (Дебет 51 Кредит 62).
  4. Выставление счета-фактуры покупателю по нулевой ставке НДС.
  5. В течение 180 календарных дней с момента отгрузки товаров ООО «Русь» должна собрать пакет документов, подтверждающих экспорт (документы перечислены в таблице выше).
  6. Составление и подача декларации по НДС в налоговые органы с приложением всех собранных документов.

В зависимости от того, подтвержден экспорт или нет, декларация по НДС заполняется по-разному. Если экспорт подтвержден, т. е. собраны и представлены в налоговую все необходимые документы, в декларации заполняется раздел 4, если экспорт не подтвержден – раздел 6.

«Упрощенец» импортирует товары из стран ЕАЭС

Сразу отметим, что требования к документальному оформлению сделки при импорте те же самые, что и при экспорте товаров в страны – участники ЕАЭС.

Пример 2.

ООО «Русь» импортирует товары из Казахстана. При покупке товаров в учете будут сделаны следующие бухгалтерские проводки:

ДебетКредитХоз. операция
41 «Товары» 60 «Расчеты с поставщиками» Оприходован импортный товар
60 «Расчеты с поставщиками» 51 «Расчетные счета» Оплачен ввезенный товар (расчеты в пределах Таможенного союза возможны в рублях)

Как и при экспорте товаров, при импорте у ООО «Русь» возникает «НДСная операция». Как было сказано выше, экспорт-импорт регулируется не НК РФ, а Протоколом-приложением № 18. Согласно ст. 13 данного Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного п. 27 этого Протокола, и(или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 13.1–13.5 рассматриваемого Протокола. Для целей этого раздела Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

Иными словами, плательщиками НДС при импорте товаров являются собственники товаров, ввезенных с территории ЕАЭС, т. е. ООО «Русь» обязана уплатить НДС в бюджет РФ. Перечень товаров, не подлежащих налогообложению, дан в ст. 150 НК РФ.

Так же, как и при экспорте, «упрощенец» должен подать в налоговый орган декларацию по НДС, в которой будут отражены внешнеэкономическая сделка и НДС, подлежащий уплате.

Сумма НДС включается в стоимость товара, тем самым увеличивая его цену. Согласно ст.ст. 346.16 и 346.17 НК РФ сумма НДС уменьшает налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Рассмотрим пошагово, как отразить импорт товаров в российской организации, находящейся на УСН.

  1. Как и при экспорте, необходим договор, соответствующий требованиям ЕАЭС.
  2. Оплата товаров поставщику в Казахстане: Дебет 60 Кредит 51.
  3. Получение товаров: Дебет 10 (41) Кредит 60. Данная проводка составляется на основании первичных документов, таких как накладная, акт приема-передачи товаров и т. д., как при экспорте.
  4. Отражение НДС. Для того чтобы определить сумму НДС, необходимо рассчитать налогооблагаемую базу. Ею является цена сделки, т. е. сумма, подлежащая уплате поставщику. Произведение налогооблагаемой базы на ставку налога является суммой НДС к уплате. Уплата налога производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Под отчетным кварталом в таких случаях понимается квартал, в котором был импорт. Также не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, необходимо сдать декларацию по НДС в налоговую инспекцию. Для подтверждения импорта необходимо к декларации приложить нижеперечисленные документы (ст. 20 Протокола-приложения № 18). Как и при экспорте, они очень схожи с теми документами, которые представлялись на основании Протокола от 11.12.2009:

1) заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

2) выписка банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена. При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства-члена, налоговый орган в соответствии с законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется. По договору (контракту) лизинга указанные в настоящем подпункте документы представляются при наступлении срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга;

3) транспортные (товаросопроводительные) и(или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена.

Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена; в случае лизинга товаров (предметов лизинга) – договоры (контракты) лизинга; в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) – договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

6) информационное сообщение (в случаях, предусмотренных п.п. 13.2–13.5 настоящего Протокола), представленное налогоплательщику одного государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства-члена, о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства-члена и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства-члена о приобретении импортированных товаров:

  • номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства-члена;
  • полное наименование налогоплательщика (организации (индивидуального предпринимателя)) государства-члена;
  • место нахождения (жительства) налогоплательщика государства-члена;
  • номер и дата договора (контракта);
  • номер и дата спецификации.

В случае если налогоплательщик государства-члена, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (является комиссионером, поверенным или агентом), то сведения, указанные в абзацах 2–6 настоящего подпункта, представляются также в отношении собственника реализуемых товаров.

В случае представления информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.

Информационное сообщение не представляется в случае, если сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, содержатся в договоре (контракте), указанном в пп. 5 настоящего пункта;

7) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случае их заключения);

8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту).

Дополнением в Протоколе-приложении № 18 стало указание на то, какой документ необходимо приложить, если организация-поставщик не выставляет счет-фактуру. Если раньше прямого указания, что делать в таком случае, не было, то теперь в п. 4 ст. 20 Протокола-приложения № 18 указано, что если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров.

Таким образом, несмотря на упрощенные условия внешнеэкономической деятельности, сделки с организациями стран-участников ЕАЭС требуют особенно внимательного отношения и знания как российского, так и международного законодательства. В целом можно сделать вывод, что создание ЕАЭС – это не только экономическое, но и политическое событие. По нашему мнению, для бухгалтера создание ЕАЭС – явление положительное. Документооборот более конкретизирован, создана общая таможенная политика при торговле с третьими странами, намечена тенденция на выработку общей торговой, налоговой, денежной политики. Кроме того, ЕАЭС, в отличие ЕврАзЭС, обладает правосубъективностью, т. е. зарегистрировано как юридическое лицо. Что касается бухгалтера организации, применяющей УСН, то для него практически ничего не изменилось, кроме формы некоторых документов. Бухгалтерские проводки, налоговый учет и уплата налогов практически не претерпели изменений.

ОТ РЕДАКЦИИ

В ЕАЭС обеспечиваются свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят такие государства, как Республика Армения (официально вступила в состав ЕАЭС 02.01.2015), Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. В соответствии с Договором о присоединении к ЕАЭС 29.05.2015 Кыргызстан официально вступит в ЕАЭС.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств – членов ЕАЭС.

Как говорилось выше, ЕАЭС учрежден Договором о Евразийском экономическом союзе. Данный договор вступил в силу 01.01.2015. До этой даты существовало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Эта организация была создана из некоторых бывших республик СССР и существовала с 2001 по 2014 гг. ЕврАзЭС была ликвидирована в связи с созданием ЕАЭС. Одной из целей создания ЕврАзЭС было активное участие в процессе формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В свою очередь Таможенный союз ЕАЭС – это форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, Армении и Киргизии, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.