Поделиться статьёй:

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Свистунова О.

Свистунова О. Н.,
практикующий юрист

 

Совместные проверки работодателей

Количество проверяющих трудовые отношения между работником и работодателем постоянно увеличивается. Каждый проверяющий проводит контрольные мероприятия по определенному регламенту. Однако для совместных проверок процедуры не имеют жестких правил. Это прежде всего связано с тем, что при совместной проверке может быть как двое, так и более проверяющих со своими регламентами.

В законодательстве не указано, сколько проверяющих одновременно может участвовать в совместной проверке, однако недопустимо проверять исполнение одних и тех же обязательных требований несколькими органами контроля. На это прямо указывает п. 5 ст. 4 Закона № 294-ФЗ. При совместной проверке каждый контролер проверяет организацию по своей компетенции, например специалист ПФР РФ возьмет под свой контроль документы по перечислению пенсионных и медицинских взносов и документы, связанные с обязательным пенсионным обеспечением и представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а специалист ФСС РФ проверит взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также правильность расчета пособий, которые выплачиваются за счет средств ФСС РФ. Кроме того, Закон № 294-ФЗ не предусматривает возможности вынесения совместных распоряжений либо включения в распоряжения сотрудников иных органов, не являющихся в рамках данной проверки экспертами (специалистами).

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. В случае, когда в проверке участвуют несколько органов контроля различных ведомств, это будет уже совместная проверка.

Особенности проведения совместных проверок

Совместные проверки, как и прочие проверки, включаются в ежегодный план проведения плановых проверок. При этом органы прокуратуры при рассмотрении проекта ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов контроля имеют право вносить предложения руководителям органов контроля (надзора) о проведении совместных проверок. При включении совместной проверки в вышеуказанный ежегодный план в нем обязательно должны быть указаны наименования всех участвующих в такой проверке органов (п. 4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Необходимо иметь в виду, что такие органы, как ПФР и ФСС России, обязаны проводить выездные плановые проверки плательщиков страховых взносов только совместно. Об этом говорится в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748. При этом внеплановые выездные проверки эти организации могут проводить независимо друг от друга.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В своем постановлении от 05.11.2014 № 09АП-42456/2014 Девятый арбитражный апелляционный суд признал, что заявление о признании недействительными решения органа Пенсионного фонда о проведении выездной проверки и требования о представлении документов удовлетворено правомерно, поскольку проведение органом Пенсионного фонда выездной проверки совместно с Фондом социального страхования в спорный период невозможно в силу прямого указания закона.

Из материалов дела: суд первой инстанции, установив факт проведения Фондом социального страхования в отношении общества плановой выездной проверки в соответствии с планом-графиком выездных проверок на 2014 год, согласованным с Управлением Пенсионного фонда, правомерно признал незаконным решение фонда от 24.03.2014 № 33 о проведении выездной проверки как противоречащее действующему законодательству о страховых взносах. Судом установлено, что проведение отдельной самостоятельной проверки Управлением Пенсионного фонда через месяц после проведения проверки, проведенной Фондом социального страхования, влечет для заявителя дополнительные обязанности по повторной организации рабочих мест для проверяющих, повторного отвлечения сотрудников отдела кадров и бухгалтерии от текущих должностных обязанностей, в том числе по подготовке квартальной отчетности, для подбора затребованных уполномоченными лицами Управления Пенсионного фонда документов, дачи необходимых пояснений и разъяснений.

Совместные проверки ПФР РФ и ФСС РФ могут проходить и при участии и привлечении к проверке соответствующего территориального налогового органа в части контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов требований, установленных п. 2 ч. 2.1, п. 2 ч. 2.2 ст. 57 ФЗ № 212-ФЗ (касающихся организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий) в целях применения пониженных тарифов. Об этом указывается в соглашении ФНС России № ММВ-27-2/15 (ФСС РФ № 14-03-40/08-1767П).

Соответственно, в случае, если в организацию приходят с совместной проверкой специалисты одновременно трех служб: ФНС РФ, ПФР РФ и ФСС РФ, то это означает, что предметом проверки является обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов. Если организация не является плательщиком пониженных страховых взносов, то она вправе не пускать с проверкой контролирующие органы в таком составе.

К проверяющим может присоединиться трудовая инспекция. В основном, конечно, инспектора интересуют все документы, которые так или иначе связаны с охраной труда и трудовым законодательством. Особое место среди таких бумаг занимают правила техники безопасности. Вместе с тем существуют и другие показатели, например «серая» заработная плата. И первый показатель для определения «серой» зарплаты – MPOT. Он устанавливается законодательством, и именно за его отсутствие предусмотрена ответственность. Но ПФР не берет MPOT за основу, так как контроль соответствия заработной платы минимальному размеру оплаты труда – это работа трудовых инспекций.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Плановые выездные проверки территориальные отделения ФСС России могут проводить только совместно с территориальными отделениями ПФР. Также и ПФР может проводить плановые проверки только совместно с ФСС. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

Отбор компаний для проверок

ПФР и ФСС для своих проверок отбирают компании по определенным критериям. Среди прочих выделяют основные критерии:

  • присутствие расхождений в количестве представленных расчетов;
  • присутствие расходов у компаний, которые финансируются за счет средств бюджета ФСС РФ;
  • несоблюдение сроков представления расчета РСВ-1;
  • существование у фирмы выплат, которые освобождаются от страховых взносов;
  • использование льгот и пониженных тарифов страховых взносов;
  • выявление противоречий в расчетах после проведения камеральных проверок (в т. ч. если фирма
    не представила пояснения);
  • существование недоимки по страховым взносам больше двух лет подряд;
  • причисление к числу крупнейших плательщиков;
  • снижение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при той же численности;
  • многократные исправления и корректировки в РСВ-1;
  • получение от налоговиков сведений об участии компании в «серых» схемах для ухода от уплаты страховых взносов.

Если компания подпадает под большинство перечисленных критериев, то есть высокий риск попадания в план проверок.

Приведенный перечень – лишь рекомендация для подбора кандидатов на проверку. Обычно в течение года в него вносятся существенные изменения. Например, компанию могут как включить, так и исключить из плана-графика. Проверяющие также могут изменить сроки проведения проверки.

План-график публикуется на официальном сайте ФСС, и каждая фирма в своей личной карточке может узнать, когда ее будут проверять.

Инспекторы вправе истребовать все документы, которые касаются оплаты труда, расчетов страховых взносов, учредительные документы.

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Первые совместные проверки проводились в 2011 году. Критерии, по которым отбирались плательщики страховых взносов для проверки, были закреплены в письме ПФР и ФСС РФ № ТМ-30-24/13848/02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Процедура проверки

Как правило, совместные проверки проводятся на территории работодателя. Если у организации нет возможности разместить на своей территории проверяющих, то проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля.

Рассмотрим стандартную процедуру, когда в организацию с совместной проверкой пришли проверяющие из Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Процедура будет состоять из следующих моментов:

Проверка документов проверяющих инспекторов из органов контроля

Инспекторы представляют:

  • свои служебные удостоверения;
  • решение руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР (форма № 9-ПФР);
  • решение руководителя (его заместителя) территориального органа ФСС РФ (форма № 9-ФСС РФ).

В решениях должно быть указано:

1) полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество плательщика страховых взносов;

2) предмет проверки;

3) периоды, за которые проводится проверка;

4) должности, фамилии и инициалы работников органа контроля уплаты страховых взносов, которым поручается проведение проверки

Запрос инспекторами документов организации, их проверка

Инспекторы могут запросить в ходе проверки следующие документы и их копии: учредительные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период, бухгалтерскую отчетность, трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, а также различные банковские и кассовые документы, первичные документы бухгалтерского учета, кадровые документы и т. п.

Инспекторами принимаются копии, заверенные руководителем организации. Один и тот же документ инспектор может запросить неограниченное количество раз

Составление инспекторами справки о проведении проверки (по форме № 12-ПФР, № 12-ФСС РФ)

Один экземпляр справки остается в компании, другой приобщается к материалам дела

В течение двух месяцев со дня составления справки о проведении проверки инспекторами составляется акт выездной проверки по формам № 17-ФСС и № 17-ПФР РФ

Акт подписывается инспекторами и в течение пяти дней передается на подпись под расписку в организацию. При отказе представителя организации получить и подписать акт об этом в акте делается отметка инспектором, после этого акт направляется по почте заказным письмом с уведомлением

В случае если организация не согласна с выводами акта, она представляет свои письменные возражения (п. 6 ст. 6.1 НК РФ и п. 23 Методических рекомендаций о проверках ФСС РФ)

Возражения составляются в течение 15 рабочих дней, к ним прикладываются заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность возражений (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ)

Руководитель контролирующего органа рассматривает акт, другие материалы и письменные возражения по акту и выносит решение по результатам проверки. Соответственно, свое решение каждый контролирующий орган по результатам проверки выносит самостоятельно

Решение может быть следующим:

  • о привлечении плательщика к ответственности за нарушение законодательства РФ (формы № 19-ПФР и № 19-ФСС РФ);
  • или об отказе в привлечении плательщика к ответственности
    за нарушение законодательства РФ (формы № 20-ПФР
    и № 20-ФСС РФ)

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма

 Необходимо иметь в виду, что специалисты каждого фонда выявляют недоимку и взыскивают ее на основании своих документов, которые отличаются по сути только названием, дублируя друг друга.

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В случае проведения совместных проверок действующее законодательство не предусматривает их одновременное окончание фондами.

Привлечение к ответственности по результатам совместной проверки

Пример.

За непредставление установленной отчетности в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока ООО «Восток» по результатам выездной совместной проверки привлекли к выплате штрафных санкций в размере 30% неуплаченной суммы страховых взносов на основе этой отчетности и 10% суммы взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за два месяца, начиная со 181-го календарного дня, на общую сумму 13 240 рублей. ООО «Восток» подало жалобу, в которой указало на обстоятельства, исключающие вину, – наступивший многодневный паводок, который перекрыл работникам организации (в частности, бухгалтерским работникам) доступ к рабочим местам для составления отчетности. Факт паводка подтверждался приложением листка местного СМИ со статьей про стихийное бедствие. Благодаря этому жалоба ООО «Восток» была удовлетворена.

Кроме того, сумма штрафа может быть снижена, если правонарушение было совершено:

  • вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелого материального положения физического лица, привлекаемого к ответственности
    за совершение правонарушения;
  • иных обстоятельств, которые судом или территориальным отделением фонда, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Проверка, проводимая ПФР, может завершиться позднее проверки, проводимой ФСС РФ. Результаты проведенной совместной проверки оформляются фондами также раздельно, каждым – в части администрируемых взносов.

Процедура обжалования совместных проверок

Согласно ст. 55 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ жалоба на акт органа контроля уплаты страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в вышестоящий орган контроля уплаты страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом органа контроля, после рассмотрения возможны следующие последствия:

  • жалоба остается без удовлетворения;
  • акт органа контроля отменяется;
  • решение органа контроля уплаты страховых взносов отменяется и прекращается производство по делу о правонарушении;
  • изменяется решение органа контроля уплаты страховых взносов или выносится новое решение
    по существу.

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Акт проверки в течение 5 рабочих дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю).

Решение вышестоящего должностного лица в отношении жалобы принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля для получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих органов контроля уплаты страховых взносов, но не более чем на 15 дней.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Согласно п. 2 ст. 54 Закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов вправе обжаловать результаты проверки в вышестоящий орган и суд одновременно, однако положениями НК РФ предусмотрен порядок обязательного досудебного обжалования (ст. 101.2 и п. 1 ст. 138 НК РФ). Кроме того, Законом о страховых взносах не предусмотрено приостановление исполнения обжалуемого решения. Принимая во внимание особенности документального оформления результатов совместной проверки, жалобу необходимо подавать в вышестоящие органы и ФСС, и ПФР.