Поделиться статьёй:

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Золотова

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Перспективы НВОС 2015–2020 гг.

Принят закон, вносящий изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие сферу негативного воздействия на окружающую среду. Данные поправки, несомненно, окажут влияние на исполнение предприятиями обязанностей по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в частности, за размещение отходов. Поправки будут вступать в силу поэтапно, в течение пяти лет.

В частности, речь идет о Федеральном законе от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ), который внес значительные изменения в процедуру уплаты НВОС, часть которых вступают в силу с 01.01.2015, а часть – с 01.01.2016 и далее вплоть до 2020 г.

Главное, что следует отметить: раньше для расчета НВОС требовалось изучить более десятка нормативных и законодательных документов, так как в шести нормативных актах давались только общие понятия, в седьмом утверждалась только форма расчета, в восьмом – сроки уплаты, в девятом и десятом давались нормативы для составления расчета, в одиннадцатом документе – положение о лицензировании, а в двенадцатом давались коэффициенты на год. Теперь же в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») с изменениями, внесенными Законом № 219-ФЗ, есть не только общие положения, но и определена форма декларации по НВОС (правда, утверждаться она будет позже и отдельным документом), установлены сроки сдачи отчета, категории плательщиков НВОС и льготы по налогу, определены размер платы за НВОС и коэффициенты.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Представление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду – обязанность всех предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности или системы налогообложения.

Введены новые понятия в сфере охраны окружающей среды

В пункте 1 ст. 1 Закона № 219-ФЗ приведены новые понятия, которые дополняют Закон об охране окружающей среды. Рассмотрим их подробнее.

Объект, оказывающий негативное влияние на природу (далее – объекты негативного воздействия). Под данным объектом понимают капитальное строение, стоящее обособленно или как часть комплекса зданий, – завод, фабрика, АЗС и т. д.

Технологические нормативы – это законодательно допущенные выбросы в атмосферу или сбросы в водные объекты загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в каком-то минимально установленном размере, образующиеся в момент определенных технологических процессов на производстве. Данные нормативы устанавливаются для объектов негативного воздействия капитального строительства или, по-другому, стационарных источников загрязнения (далее – СИЗ) окружающей среды. Данные нормативы рассчитываются:

  • по концентрации ЗВ в атмосфере или воде;
  • по массе выбросов или сбросов ЗВ, по образованию отходов производства и потребления (далее – отходы ПП) в расчете на единицу времени или на единицу произведенной продукции или реализованного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Технические нормативы – это предельные уровни НВОС, которые установлены для передвижных источников загрязнения (далее – ПИЗ) окружающей среды, то есть для транспортных средств.

Комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР). КЭР – это документ, выданный уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти ЮЛ или ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую НВОС. Данное разрешение содержит в себе требования исполнительного органа по обязательным мероприятиям в области охраны окружающей среды.

Временно разрешенные выбросы, сбросы. Данное понятие отражает объем или массу химических веществ или смеси, состоящей из химических веществ, микроорганизмов и иных веществ. Данный выброс в атмосферу или сброс в воду разрешены для предприятия в установленных пределах на тот промежуток времени, пока предприятие выполняет программу повышения экологической эффективности (плановые мероприятия по охране окружающей среды) или налаживает работу системы, чтобы снизить выбросы до технологических нормативов.

Наилучшая доступная технология (далее – НДТ). Данная технология – это производственная технология (а также технология выполненных работ), основанная на современных достижениях науки и техники и обеспечивающая наилучшее сочетание достижения цели охраны окружающей среды и наличия технической возможности ее применения.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия поделены на четыре категории.

Установлены категории объектов, оказывающих негативное воздействие

С 01.01.2015 согласно п. 4 ст. 1 Закона № 219-ФЗ введены категории для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по степени данного воздействия. Перечень данных категорий приведен в ст. 4.2 обновленного Закона об окружающей среде.

Категории объектовСтепень воздействия на окружающую средуПримечание
I Объект оказывает значительное НВОС Данная категория относится к области применения НДТ
II Объект оказывает умеренное НВОС  
III Объект оказывает незначительное НВОС  
IV Объект оказывает минимальное НВОС  

 Сами же критерии, на основании которых будет определена степень воздействия предприятия на окружающую среду, согласно п. 3 ст. 4.2 обновленного Закона об охране окружающей среды будут установлены отдельным постановлением Правительства РФ. На данный момент на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» от 29.01.2015.

Установленные категории присваиваются в момент постановки на государственный учет объекта, оказывающего НВОС, и при этом учитывают, к какой отрасли относится производство на данном объекте, уровень токсичности данного производства, наличие канцерогенных или мутагенных свойств ЗВ, класс опасности отходов ПП и использование атомной энергии.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

С 2015 года собственники объектов – источников загрязнения – обязаны ставить их на государственный учет, в ходе которого объектам будет присвоена соответствующая категория.

Уточнен порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

С 01.01.2016 согласно п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ вступают в силу ст.ст. 16.1–16.5 обновленного Закона об окружающей среде, касающиеся порядка расчета платы за НВОС. С этого момента отменяется плата за негативное воздействие, оказываемое ПИЗ – транспортными средствами (за текущий год платить за данные источники загрязнения все еще необходимо), так как в статье четко прописаны три случая расчета платы за НВОС:

  • выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы ЗВ в составе сточных вод в водные объекты;
  • размещение отходов ПП.

Обязанность перечислять в бюджет плату за НВОС возложена как на ЮЛ, так и на ИП, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих НВОС на территории России, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

В законе указана и льгота для предприятий, чья деятельность относится к IV категории воздействия на окружающую среду (абз. 1 ст. 16.1 обновленного Закона об охране окружающей среды).

Также в законе прописана формула, по которой рассчитывается плата за НВОС:

Плата за НВОС = Платежная база х Ставка платы х Дополнительный коэффициент

Плата за НВОС суммируется в целом по организации из рассчитанной самостоятельно платы за НВОС по каждому объекту негативного воздействия.

Платежная база – это объем (масса) выбросов – сбросов ЗВ или размещенных отходов ПП за отчетный период по каждому ЗВ или по классу опасности отходов ПП. Данная база определяется плательщиком самостоятельно.

Ставки платы будут установлены отдельным постановлением Правительства РФ по каждому виду ЗВ и классу опасности отходов ПП, а коэффициенты приведены в Законе № 219-ФЗ и определены на период 2016–2020 гг. Данные коэффициенты приведены в таблице.

В каком случае применяется коэффициентКоэффициенты, которые будут действовать в период с 01.01.2016 по 31.12.2019 согласно п. 8 ст. 11 Закона № 219-ФЗКоэффициенты, которые будут действовать в период с 01.01.2020 согласно абз. 5 ст. 16.3 обновленного Закона об охране окружающей среды
Если объем (масса) отходов ПП уже израсходована предприятием в собственном производстве или передана для дальнейшего использования
в производство в период действия установленного законодательством срока – 11 месяцев со дня их образования (абз. 5 ст. 16 обновленного ФЗ
«Об охране окружающей среды»)
0 (т. е. плату вносить
не нужно)
0 (т. е. плату вносить
не нужно)
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ
не превышает технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте
0 (т. е. плату вносить
не нужно)
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ не превышает нормативы допустимых выбросов (сбросов). И если размещение отходов ПП произведено при следующих условиях:
  • в соответствии с лимитами на их размещение;
  • в соответствии с представленной отчетностью
    об образовании, использовании, обезвреживании
    и о размещении отходов ПП
1 1
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ не превышает пределов временно разрешенных выбросов, действующих в период осуществления мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. И если размещение отходов ПП произведено при следующих условиях:
  • превышены установленные лимиты
    на их размещение;
  • превышены либо задекларированные
    в декларации о воздействии на окружающую среду (далее – ВОС) нормы, либо указанные
    в представленной субъектами малого
    и среднего предпринимательства отчетности
    об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов ПП
5 25
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ превышает установленный разрешением объем (массу) ЗВ 25
Если объем (масса) выбросов (сбросов) ЗВ превышает объем (массу):
  • установленный для объектов I категории;
  • задекларированный в декларации о ВОС
    для объектов II категории
100

С 01.01.2016 на основании абз. 31 п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ предприятие имеет право уменьшить рассчитанную плату за НВОС на понесенные документально подтвержденные затраты, произведенные в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду от своей деятельности в соответствии с согласованным с исполнительным органом власти субъекта РФ планом мероприятий по охране окружающей среды или согласно утвержденной межведомственной комиссией программе по повышению экологической эффективности в соответствии со ст. 67.1 обновленного Закона об охране окружающей среды.

Согласно абз. 2 ст. 16 обновленного Закона об охране окружающей среды перечисление платы за НВОС не является заменой:

  • обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды;
  • исполнения обязанностей по возмещению причиненного природе вреда;
  • и не освобождает от административной и другой ответственности за нарушения законодательства, направленного на обеспечение охраны окружающей среды.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Проект постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I–IV категорий» находится в стадии обсуждения.

Изменены сроки внесения платы за негативное воздействие

На данный момент отчетным периодом по расчету НВОС является квартал, а срок представления расчета и перечисления платы за НВОС согласно приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно п. 2 ст. 16.4 обновленного Закона об охране окружающей среды отчетным периодом с 01.01.2016 является календарный год, а в соответствии с п. 3 данной статьи срок уплаты рассчитанной платы за НВОС – не позднее 01 марта, следующего за отчетным годом.

Поскольку данная статья начинает свое действие только с 01.01.2016, то за IV квартал 2015 г. следует сдать отчет и перечислить плату за НВОС по правилам 2015 г., то есть не позднее 20 января 2016 г. А уже за 2016 г. – отчитаться и уплатить налог не позднее 01 марта 2017 г.

За несвоевременную оплату данного налога придется оплатить пени за каждый календарный день просрочки начиная с 02 марта в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пеней, при этом размер пени не может превышать 0,2% за каждый день просрочки.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Результаты проведения экологического контроля (в частности, документированная информация об обращении с отходами производства и потребления) подлежат отражению в отчете. В настоящее время Минприроды только разрабатывает проект такого документа.

Установлен порядок получения комплексного экологического разрешения

В соответствии со старой редакцией ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которая действует и сейчас, предприятия, осуществляющие загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами или отходами, обязаны получить соответствующее разрешение.

В соответствии с Законом № 219-ФЗ с 01.01.2019 в силу вступает новый порядок, основанный на ст. 31.1 нового ФЗ «Об охране окружающей среды». С обозначенной даты предприятия, оказывающие значительное негативное воздействие и относящиеся к объектам I категории, должны получить новый документ – комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР).

В КЭР будут указаны обязательные к выполнению получателем:

  • требования по обеспечению охраны окружающей среды;
  • нормативы допустимых выбросов (сбросов) ЗВ;
  • допустимое физическое воздействие получателем на окружающую среду;
  • лимиты на размещение отходов ПП.

Данное разрешение будет выдаваться на срок 7 лет в течение одного месяца со дня подачи заявки на каждый объект, оказывающий негативное влияние на окружающую среду. К заявке полагается приложить проект программы повышения экологической эффективности и расчет временно разрешенных выбросов (сбросов). Если все 7 лет организация или ИП будет соблюдать все условия полученного КЭР, то срок действия выданного разрешения продлят еще на 7 лет. Форма заявки и форма самого КЭР будет утверждена дополнительным постановлением Правительства РФ.

За несоблюдение условий КЭР или осуществление деятельности, оказывающей негативное влияние на природу, без такого разрешения нарушители понесут наказание.

Если на момент ввода действия КЭР у организации, относящейся к объектам I категории, будет разрешение, выданное до 01.01.2019, то данное разрешение будет действительно до окончания своего срока действия согласно п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ.

Согласно п. 6 ст. 11 Закона № 219-ФЗ на действующие объекты заявку в Росприроднадзор надо будет подать в период с 01.01.2019 по 31.12.2022. На вновь создаваемые объекты заявку надо подать за два месяца до начала их деятельности.

КЭР надо будет переоформить при следующих условиях:

  • если поменяется технологическое оборудование на предприятии;
  • если данный объект поменяет ЮЛ или ИП;
  • если предприятие будет реорганизовано или преобразовано;
  • если организация поменяет наименование или адрес;
  • если ИП поменяет Ф. И. О., место жительство или документ, удостоверяющий его личность;
  • по истечении срока действия, но не позже, чем за четыре месяца до конца действия выданного КЭР.

ЮЛ или ИП, осуществляющие свою деятельность на объектах, относящихся ко II категории воздействия на окружающую среду, также вправе оформить себе КЭР. Если в течение полугода предприятие будет нарушать обязательные требования программы улучшения экологической эффективности и другие условия действия КЭР, то разрешение будет отозвано.

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Использование отходов теперь не является самостоятельным видом деятельности предприятия по обращению с отходами, поскольку исходя из конструкций отредактированных понятий (ст. 1 Закона № 89-ФЗ) его следует рассматривать в контексте размещения или обезвреживания отходов.

Вместо Расчета будет представляться декларация о воздействии на окружающую среду

Как уже говорилось, на данный момент плательщики платы за НВОС представляют в органы Ростехнадзора раз в квартал (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) расчет платы за НВОС по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

С 01.01.2019 на основании п. 16 ст. 1 Закона № 219-ФЗ нужно будет подавать декларацию о негативном воздействии на окружающую среду. Подавать данную декларацию можно будет как в бумажном, так и в электронном виде. В приложении нужно будет представить расчеты нормативов допустимых выбросов (сбросов) для данного предприятия.

Подавать декларацию о негативном воздействии на окружающую среду обязаны ЮЛ и ИП, осуществляющие свою деятельность на объектах II категории (умеренное негативное воздействие на природу).

Плательщики, обязанные представлять данную декларацию, могут подавать ее раз в семь лет, при условии:

  • что технологические процессы на производстве не претерпели изменений за это время;
  • что не изменилось качество и количество ЗВ в выбросах (сбросах).

При этом предприятия, относящиеся к объектам I, III и IV категорий, не обязаны представлять данную декларацию. За непредставление декларации о негативном воздействии на окружающую среду, как и за недостоверную информацию в данной декларации, ЮЛ и ИН будут нести ответственность по закону.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Начиная с 2015 года обозначенные предприятия обязаны утилизировать отходы от использования товаров после утраты ими потребительских свойств.

Объекты, оказывающие негативное воздействие, нужно поставить на учет

До 2015 г. у ЮЛ и ИП обязанности поставить на учет в Ростехнадзоре объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не было. Согласно ст. 69 прежнего Закона об охране окружающей среды просто говорилось об осуществлении государственного учета таких объектов уполномоченными органами.

Согласно п. 24 ст. 1 Закона № 219-ФЗ с 01.01.2015 данная ситуация изменилась. Теперь согласно ст. 69 нового Закона об охране окружающей среды плательщики обязаны ставить на государственный учет в территориальном органе Росприроднадзора свои объекты, оказывающие негативное воздействие, снимать их с учета, а также актуализировать учетные сведения об этих объектах в течение 6 месяцев с даты начала их эксплуатации. Регистрация проходит на основании заявки, поданной в бумажном или электронном виде. Форму заявки можно найти на сайте местного Управления Росприроднадзора. На осуществление постановки на учет объектов, действующих по состоянию на 01.01.2015, ЮЛ и ИП дается два года – до 01.01.2017 (п. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Объект, подлежащий федеральному надзору, необходимо поставить на учет в Росприроднадзоре, подлежащий региональному надзору – в местных органах исполнительной власти.

Актуализировать сведения о поставленном на учет объекте необходимо в течение 30 дней с даты государственной регистрации изменений:

  • смена ЮЛ или ИП на поставленном на учет объекте;
  • преобразование организации;
  • смена наименования организации или ее адреса;
  • смена Ф. И. О., места жительства ИП, реквизитов документов, удостоверяющих его личность;
  • смена места нахождения данного объекта;
  • изменения в технологическом процессе на производстве, оказывающем негативное влияние на окружающую среду;
  • изменение технологических характеристик выбросов (сбросов) ЗВ и отходов ПП.

В случае прекращения деятельности, оказывающей негативное влияние на природу, необходимо снять объект с учета, представив в орган Росприроднадзора документ о ликвидации или консервации объекта. Только в этом случае за данный объект не придется перечислять плату за НВОС.

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки, которая подается предприятием не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Требование о разработке программы производственного экологического контроля

Пунктом 22 ст. 1 Закона № 219-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды, и теперь предприятия, осуществляющие свою деятельность на объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду I, II и III категорий, с 01.01.2015 разрабатывают программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК), утверждают ее в местном Управлении Росприроднадзора и осуществляют названный вид контроля.

Экологический контроль предприятия обязаны были осуществлять и ранее в соответствии со ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», теперь же они еще и разрабатывают свою собственную программу этого контроля. Данная программа должна содержать сведения:

  • об ответственных лицах, осуществляющих ПЭК;
  • об организации экологической службы на предприятии или привлеченной экологической службы со стороны;
  • о результатах уже проведенного ПЭК;
  • об инвентаризации выбросов (сбросов) ЗВ и отходов ПП;
  • о методах и периодичности осуществления ПЭК.

Отчет о проведенном ПЭК, его организации и результатах требуется представлять в местное управление Росприроднадзора.

С 01.01.2018 объекты I категории должны быть оснащены средствами-автоматами измерения и учета объема (массы) выбросов (сбросов) ЗВ, средствами для фиксации и передачи полученных измерений в государственный мониторинг окружающей среды. А уже с 01.01.2019 в соответствии с пп. «д» п. 21 ст. 1 Закона № 219-ФЗ ст. 65 Закона об охране окружающей среды будет действовать в редакции, согласно которой плановые проверки на предприятиях, осуществляющих свою деятельность на объектах IV категории воздействия на природу, не проводятся.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2015 года обязанности плательщиков расширятся за счет введения требования о разработке программы производственного экологического контроля.

Вместо лимитов на сброс и выброс будут временно разрешенные выбросы и сбросы

На данный момент для СИЗ и ПИЗ (транспорт) действуют нормативы допустимых выбросов (сбросов) ЗВ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 и постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410.

На основании п. 11 ст. 1 Закона № 219-ФЗ с 01.01.2019 организации и ИП, если они планируют или ведут строительство объектов I и II категории воздействия на окружающую среду либо уже осуществляют деятельность на объектах II категории воздействия, обязаны самостоятельно рассчитать нормативы допустимых выбросов (сбросов) ЗВ.

Предприятия, работающие на объектах III и IV категории, освобождены от этой обязанности. Правда, есть исключение: если на объекте III категории произойдет выброс (сброс) не просто ЗВ, а высокотоксичных, радиоактивных, канцерогенных веществ или веществ с мутагенными свойствами, то в этом случае им придется рассчитать нормативы для этого выброса (сброса).

Для того чтобы рассчитать данные нормативы, Правительством РФ будет разработана и утверждена специальная методика.

Если разработанные нормативы организация не может соблюдать, то на основании новой ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды для предприятия будут установлены временно разрешенные выбросы (сбросы) при условии:

  • для объектов II и III категорий нужно иметь план мероприятий по охране окружающей среды;
  • для объектов I категории – программу повышения экологической эффективности.

Данные разрешенные выбросы (сбросы) действуют для предприятия только пока оно выполняет вышеуказанный план или программу (этот период не продляется и не может превышать семь лет) – именно поэтому данные выбросы (сбросы) и называются временно разрешенными.

Для использования данных временных нормативов предприятию будет выдан документ:

  • для предприятий II и III категорий – разрешение на временные выбросы (сбросы);
  • для предприятий I категории – утвержденное комплексное экологическое разрешение.

Правда, в исключительных случаях срок действия программы повышения экологической эффективности могут утвердить на 14 лет. Это возможно при следующих условиях:

1) если объект I категории такого масштаба, что численность работников, занятых на данном производстве, составляет не менее чем 25% численности работающего населения города или другого населенного пункта, где находится данное производство (градообразующее предприятие), или численность занятых на этом производстве превышает 5 тысяч человек;

2) если объект I категории принадлежит государству (федеральное, государственное, унитарное предприятие или ОАО с долей акций в государственной собственности), при этом данное производство имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

В обязанность предприятий с утвержденными временно разрешенными выбросами (сбросами) входит ежегодное представление отчета в органы Росприроднадзора о выполнении вышеуказанного плана (программы).

При этом следует иметь в виду требование абз. 29 п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ, вступающее в силу с 01.01.2020, о том, что если после наступления определенных планом (программой) сроков объем выбросов (сбросов) ЗВ в течение 6 месяцев не будет снижен, то плату за НВОС свыше допустимых нормативов пересчитают за отчетный период с учетом коэффициента 100.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

На данный момент организации и предприниматели, производящие выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещающие отходы, иным образом осуществляющие загрязнение окружающей среды, должны иметь соответствующее разрешение. С 01.01.2019 начнет действовать правило о необходимости получения такого документа, как комплексное экологическое разрешение.

Новшества в сфере нормирования в области обращения с отходами

На данный момент ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность с образованием отходов, на основании ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разрабатывают нормативы образования отходов ПП и получают лимиты на их размещение. Если предприятие является субъектом малого или среднего предпринимательства, то оно имеет право не выполнять вышеуказанное требование, а просто в уведомительном порядке представлять в Росприроднадзор отчетность об образовании, обезвреживании, использовании и размещении отходов ПП.

С 01.01.2019 в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 219-ФЗ вступит в силу новая редакция ст. 18 Закона об отходах производства и потребления, в соответствии с которой лимиты на размещение отходов будут разрабатывать и утверждать предприятия с объектами I и II категорий воздействия на окружающую среду.

На основании п. 16 ст. 1 Закона № 219-ФЗ предприятия с разными категориями по-разному указывают сведения об отходах ПП. Данную информацию можно представить в виде таблицы:

Предприятия с объектами негативного воздействия
на окружающую среду
по категориям
В каком виде представляют сведения об образовавшихся, обезвреженных, использованных и размещенных отходах производства и потребления
I Расчет лимитов на размещение отходов ПП включают
в заявку на получение комплексного экологического разрешения
II Отражают сведения об объеме (массе) размещенных и образовавшихся отходов
в своей декларации о воздействии на окружающую среду, которую представляют раз в год
III Подают уведомительную отчетность об отходах ПП
IV Освобождены от обязанности разрабатывать лимиты на размещение отходов
и представлять отчетность

Также для стимулирования ЮЛ и ИП к осуществлению мероприятий, направленных на снижение НВОС, с 01.01.2016 на основании п. 9 ст. 1 Закона № 219-ФЗ при исчислении платы за НВОС к расчету платы за размещение отходов применяют коэффициенты, указанные в таблице:

За что применяют стимулирующий коэффициентСтимулирующие коэффициенты
При размещении добывающей промышленностью отходов V класса опасности путем заложения отходов в созданные при добыче полости в горных породах, при рекультивации земель и почвенного покрова 0
При размещении добывающей промышленностью отходов IV и V классов опасности, образовавшихся при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей
и добывающей промышленности
0,5
При размещении отходов III класса опасности, образовавшихся при обезвреживании отходов II класса опасности 0,67
При размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся при обезвреживании отходов III класса опасности 0,49
При размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся при обезвреживании отходов II класса опасности 0,33

Преимущества для лиц с деятельностью на объектах с минимальным негативным воздействием

После изучения Закона № 219-ФЗ можно сделать вывод, что государство ужесточает контроль над объектами, оказывающими значительное НВОС, и существенно повышает им плату за НВОС. При этом для организаций и ИП, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду, некоторые процедуры упрощаются, и им предоставляется ряд льгот. Для предприятий, использующих в своей деятельности объекты IV категории воздействия, предоставлены следующие льготы:

  • с 01.01.2019 на основании пп. «д» п. 21 ст. 1 Закона № 219-ФЗ внесено изменение в ст. 65 Закона
    № 7-ФЗ, и теперь органы Ростехнадзора и Росприроднадзора не будут проводить плановые проверки данных предприятий;
  • этим предприятиям не надо разрабатывать и представлять на согласование и утверждение ни план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, ни программу повышения экологической эффективности;
  • данные плательщики освобождены также от обязанности рассчитывать нормативы допустимых выбросов (сбросов) ЗВ и разрабатывать лимиты размещения отходов ПП.

Дополнены случаи для уплаты госпошлины

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 333.33 НК РФ, расширен перечень случаев для уплаты госпошлины организациями и предпринимателями с 01.01.2019. Так, необходимо будет оплатить госпошлину:

  • за выдачу разрешения на выброс радиоактивных веществ в размере 3500 руб. ( ст. 333.33 НК РФ);
  • за выдачу разрешения на сброс радиоактивных веществ в окружающую среду в размере 3500 руб.
    (ст. 333.33 НК РФ);
  • за выдачу, продление, переоформление, пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений в размере 9500 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Введены новые виды административной ответственности

Согласно ст. 7 Закона № 219-ФЗ в КоАП РФ также внесены изменения, касающиеся ответственности за исполнение ФЗ «Об охране окружающей среды». Санкции за нарушение данного закона приведены в таблице:

НарушениеСанкции в соответствии со старой редакцией КоАП РФ – штрафНачало введения новых санкцийСанкции в соответствии
с новой редакцией КоАП
РФ – штраф
Примечание
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:
  • о состоянии окружающей среды
    и природных ресурсов;
  • об источниках загрязнения окружающей среды
    и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду
    и природные ресурсы;
  • о радиационной обстановке,
    данных о ней
  • с организаций – от 10 000
    до 20 000 руб.;
  • с должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.; 
  • с граждан – от 500 до 1000 руб.
01.01.2015
  • с организаций – от 20 000 до 80 000 руб.;
  • с должностных лиц – от 3000 до 6000 руб.;
  • с граждан – от 500 до 1000 руб.
 
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение:
  • данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля;
  • информации, содержащейся
    в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие
    на окружающую среду;
  • данных декларации
    о воздействии на окружающую среду;
  • данных декларации о плате
    за негативное воздействие
    на окружающую среду;
  • данных отчета
    о выполнении плана мероприятий
    по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности
  • с организаций – от 10 000 
    до 20 000 руб.;
  • с должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.;
  • с граждан – от 500 до 1000 руб.
01.01.2015
  • с организаций — от 20 000
    до 80 000 руб.;
  • с должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.; 
  • с граждан — от 500 до 1000 руб.
 
Невыполнение или несвоевременное
выполнение обязанности по подаче
заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
01.01.2015
  • с организаций и предпринимателей  — от 30 000
    до 100 000 руб.;
  • с должностных лиц — от 5000
    до 20 000 руб.
Новая норма –
ст. 8.46 КоАП РФ.
При этом обратите
внимание, что за административное правонарушение, предусмотренное
настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица,
несет административную ответственность как юридическое лицо
Осуществление хозяйственной
и(или) иной деятельности без комплексного экологического
разрешения
01.01.2019
  • с организаций и предпринимателей — от 50 000
    до 100 000 руб.;
  • с должностных лиц — от 4000
    до 10 000 руб.
Новая норма –
ст. 8.47 КоАП РФ.
Обратите внимание, что за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
несет административную ответственность как юридическое лицо