Поделиться статьёй:

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Свистунова О.

Свистунова О. Н.,
практикующий юрист

Проверки плательщиков страховых взносов: расширение прав контролеров

Порядок проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов в последнее время стал часто меняться. Последние изменения предоставили проверяющим дополнительные права – продление срока выездной проверки и проведение повторных проверок. Останавливаться на этом законодатель не намерен. Так, в настоящее время специалистами Минтруда рассматривается возможность, предусматривающая дополнительные основания для проведения повторных проверок.

Изменения 2015 года коснулись целого ряда законов: «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ и «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ. Изменения, касающиеся последнего в перечне закона, рассмотрим подробно.

Продление срока выездной проверки

Ранее срок выездной проверки не мог превышать двух месяцев. Новая редакция ст. 35 Закона № 212-ФЗ дополнена следующим положением: при наличии оснований, предусмотренных ч. 11.1 настоящей статьи, указанный срок может быть продлен до 4 или 6 месяцев.

Среди оснований для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки названы следующие:

а) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о нарушении плательщиком страховых взносов законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

б) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;

в) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений:

  • 4 обособленных подразделения и более – до 4 месяцев;
  • 10 обособленных подразделений и более – до 6 месяцев;

г) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный в соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 212-ФЗ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки органом контроля уплаты страховых взносов, проводящим выездную (повторную выездную) проверку, в вышестоящий орган контроля уплаты страховых взносов направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения такой проверки. Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа контроля уплаты страховых взносов.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период.

Повторная выездная проверка

Ранее Закон № 212-ФЗ не устанавливал такого понятия, как «повторная выездная проверка». Теперь же согласно п. 24 ст. 35 Закона № 212-ФЗ повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период. При этом проверяться может период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки.

Повторная выездная проверка проводится либо вышестоящим органом контроля в порядке проверки деятельности органа, проводившего первоначальную проверку, либо тем же органом, который проводил проверку, но в том случае, когда плательщик страховых взносов представил уточненный расчет с меньшей суммой страховых взносов, чем было заявлено ранее.

Определены случаи, когда может проводиться повторная выездная проверка плательщика страховых взносов. Они представлены в таблице:

Орган, проводящий повторную выездную проверкуСитуация, когда возможно проведение данным органом повторной выездной проверки
Вышестоящий орган контроля уплаты страховых взносов В порядке контроля деятельности органа контроля уплаты страховых взносов, проводившего проверку
Орган контроля уплаты страховых взносов, ранее проводивший проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) В случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который подан уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам

Если при проведении повторной выездной проверки обнаружилось нарушение, не выявленное при первоначальной проверке, к плательщику страховых взносов штрафные санкции не применяются, за исключением случаев, если первоначальное невыявление факта правонарушения было результатом сговора между плательщиком и органом контроля (п. 27 ст. 35 Закона 212-ФЗ).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В новой редакции пп. 4 п. 6 ст. 39 Закона № 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля не обязан выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

Планируемые изменения

Специалисты Минтруда РФ подготовили законопроект, который расширяет перечень оснований для внеплановых выездных проверок Пенсионным фондом и Фондом соцстраха. Так, например, если в фонды поступит информация о невыплате заработной платы работнику в полном объеме, либо в меньшем, чем установлено, либо о факте уклонения компании от заключения трудового или гражданско-правового договора с работником, сотрудники ПФР и Фонда социального страхования будут иметь право провести выездную проверку этой компании.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С проектом можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения: http://regulation.gov.ru.

Согласно проекту закона Министерством труда и социальной защиты РФ предложены следующие изменения к ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ:

Текст в действующей редакцииТекст, предлагаемый проектом
Часть 10 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ
Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, указанных в ч. 3 настоящей статьи Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений,
указанных в ч. 3 настоящей статьи
Часть 20 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ
Выездная проверка, осуществляемая в связи
с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки
Выездная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также в связи с получением органом контроля за уплатой страховых взносов от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, его территориальных органов информации, содержащейся в соответствующих актах проверок, о нарушении плательщиком страховых взносов требований трудового законодательства в части невыплаты заработной платы работнику в полном объеме или ее выплаты в размере менее установленного, уклонения от оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки
Часть 26 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ
  Органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, его территориальных органов информации, содержащейся в соответствующих актах проверок, о нарушении плательщиком страховых взносов требований трудового законодательства в части невыплаты заработной платы работнику в полном объеме или ее выплаты в размере менее установленного, уклонения от оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем
Часть 28 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ
  Информация, содержащаяся в соответствующих актах проверок, о нарушении плательщиком страховых взносов требований трудового законодательства в части невыплаты заработной платы работнику в полном объеме или ее выплаты в размере менее установленного, уклонения от оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, включая персональные данные физических лиц, передается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, его территориальными органами в органы контроля за уплатой страховых взносов в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ПФР и ФСС

По мнению Минтруда РФ, изложенному в пояснительной записке к законопроекту, вышеназванные результаты проверок по соблюдению требований трудового законодательства РФ могут стать основанием для проведения территориальными органами ПФР и ФСС контрольных мероприятий, включая внеплановые проверки, в отношении упомянутых плательщиков страховых взносов, нарушивших по указанным основаниям трудовое законодательство РФ.