Поделиться статьёй:

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Красильникова В.С.

Красильникова В. С.,
практикующий бухгалтер

 

Преференции для малого и среднего бизнеса

Малым компаниям предоставлено немало прав по ведению в упрощенном порядке бухгалтерского и налогового учета. Однако на этом законодатель не останавливается и оговаривает целый ряд специальных условий, повышающих эффективность работы сектора экономики в целом.

Проблемы предприятий, относящихся к сфере среднего и малого предпринимательства, периодически обсуждаются Правительством РФ и широко освещаются средствами массовой информации. Поступления в бюджетную систему РФ от предприятий малого бизнеса пока еще не достигли процентного соотношения, характеризующего экономику стабильно развивающегося государства. Работа по увеличению доли присутствия малых и средних предприятий в экономике страны уже ведется. В частности, Президентом РФ Владимиром Путиным подписан Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Базовый закон, согласно которому работают индивидуальные предприниматели и организации, отнесенные к СМП, – Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Критерии, по которым предприятие можно отнести к сфере малого и среднего бизнеса, определяются двумя параметрами:

  • среднесписочной численностью согласно ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • оборотами по реализации услуг и товаров согласно ст. 346.12 НК РФ.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Тот факт, что организация признается малой или микропредприятием, можно подтвердить, в частности, выпиской из ЕГРЮЛ, бухгалтерской и статистической отчетностью.

И нередко эти параметры вступают в противоречие друг с другом. Как отметил первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов в интервью, опубликованном 16.06.2015 г. в «Российской газете», «критерии отнесения компаний к малому бизнесу там совсем разные. В Законе о малом и среднем бизнесе статус СМП подтверждается количеством работающих. В Налоговом кодексе к малому бизнесу относится организация с определенным размером выручки. Получается, что две системы предъявляют к бизнесу совершенно разные требования. И компания может получать помощь государства как СМП, но не иметь права на применение спецрежимов, и наоборот. Мы считаем, что сейчас самое время подойти к этому вопросу системно и установить единые критерии, чтобы не было сомнений, относится ли предприниматель к малому бизнесу».

Возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности коллизии заставляют предпринимателей «уходить в тень»; согласно статистическим наблюдениям за последние 5 лет 90% субъектов малого бизнеса ликвидируются в течение первых трех лет работы. Именно начальный период работы вызывает трудности для предпринимателя, и эта проблема решена к настоящему моменту на самом высоком уровне. Государство идет навстречу малому бизнесу, предпринимая шаги для облегчения начального этапа становления бизнеса.

krugПОЗИЦИЯ ФНС

В НК РФ нет понятия «субъект малого (среднего) предпринимательства», и даже законодательство о государственной регистрации не предусматривает особого порядка для таких предприятий. Поскольку спецрежимы применяются в основном организациями в статусе малых предприятий, можно считать, что это и есть налоговые льготы для них, дополнительных льгот не предусмотрено.

- Письмо от 09.02.2015 № ГД-4-3/1836@.

Льготы для СМП

Главная новость заключается в появлении «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Суть их состоит в освобождении предпринимателя от уплаты налога на срок до 2 лет, если предприниматель подпадает под следующие критерии:

1. Предприниматель регистрируется впервые в качестве субъекта, ведущего коммерческую деятельность. Существует письмо Минфина России от 26.01.2015 № 03-11-10/2204, где сказано, что налоговая ставка в размере 0% может устанавливаться законами субъектов РФ только для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ, и не может применяться индивидуальными предпринимателями, снявшимися с учета в связи с прекращением деятельности и вновь зарегистрированными (повторно или в очередной раз) после вступления в силу указанных законов субъектов РФ.

2. Обязательно использование предпринимателем УСН или ПСН.

3. Вновь зарегистрированный предприниматель ведет свою деятельность в производственной, социальной либо научной сфере согласно ОКВЭД.

Решение об использовании «налоговых каникул» для предпринимателя принимается на региональном уровне, поэтому органы местной власти будут утверждать перечень кодов ОКВЭД, подпадающий под льготу в регионе.

4. Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ, дающий право на налоговую льготу, должен быть одобрен региональной властью и введен в действие на территории региона, где работает предприниматель. На практике это означает, что если, к примеру, предприниматель зарегистрировался 15.10.2015 г., а закон введен в действие на региональном уровне в январе 2016 г., то «налоговые каникулы» распространятся только на 2016 г. Обороты по выручке, полученной в 2015 г., будут облагаться налогом.

Предприятия малого бизнеса будут платить меньше налогов за счет уменьшения налоговых ставок, льгота эта коснется предпринимателей и предприятий, применяющих спецрежимы.

30.06.2015 принят закон «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Ставка налога для предпринимателей, применяющих УСН по принципу «доходы», может быть понижена до 1% по усмотрению региональных властей. Ранее существовала норма 6%, пересмотру не подлежащая.

Для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, ставка налога может быть понижена до 7,5%, что также утверждается решением региональной власти.

Не остались без внимания и предприниматели, работающие с ПСН. Теперь перечень видов деятельности с использованием ПСН расширен до 63 наименований (ранее он включал 43 вида деятельности). Федеральный закон от 21.07.2014 № 244-ФЗ отменил с 2015 года ограничение по размеру минимального дохода при использовании патентной системы налогообложения.

Этот факт дает возможность мелким предпринимателям легализовать свой бизнес, использовав право на «налоговые каникулы» и получив тем самым освобождение от уплаты налогов на год или два.

Регулируется законодательно только размер максимального дохода при использовании ПСН. Так, в 2015 г. он не должен превышать 1 147 000 руб. При превышении этой суммы предприниматель теряет право на использование ПСН и продолжает работать с использованием ОСН.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Малые предприятия могут не устанавливать лимит кассы. Чтобы воспользоваться этим преимуществом, нужно приказом по организации утвердить хранение денежных средств в кассе без лимита остатка.

Преференции малому бизнесу

На законодательном уровне закреплено право участия субъектов малого предпринимательства в госзаказах (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Участие предприятий малого и среднего бизнеса в торгах дает возможность этим предприятиям увеличить свои товарообороты и, как следствие, повысить долю налоговых поступлений в бюджет.

Этот закон меняет правила торгов для малого и среднего бизнеса, а именно:

  • увеличивается количество контрактов, которые могут быть заключены с представителями малого бизнеса;
  • в качестве залогового обязательства для участия в торгах может быть предоставлена банковская гарантия вместо перечисления денежных средств;
  • установлена квота на участие в торгах предприятий малого и среднего бизнеса, за нарушение которой на устроителей торгов могут быть наложены штрафные санкции. Ниша малому бизнесу предоставлена на уровне государственного регулирования, и освоение этой ниши теперь в руках предпринимателей;
  • для участия в торгах по госзаказам малому предприятию необходимо подтвердить свой статус принадлежности к малому бизнесу. Вот тут и возникает вопрос о среднесписочной численности
    и объемах выручки. Не исключено, что после одного участия в торгах по госзаказу статус малого предприятия может быть утрачен. Впрочем, этот вопрос обсуждается на правительственном уровне. Вернемся к интервью с Сергеем Катасоновым, опубликованному 16.06.2015 г. в «Российской газете»: «Нужно заменить параметры: ограничение количества работающих оборотом предприятия. Мы можем говорить, что микропредприятие – это три человека. И оборот, который они делают, пусть, к примеру, это будет 10 млн руб. Потом пошли малые предприятия. Пусть это 20 человек. И обязательно оборот. Потому что, к примеру, в IT-компаниях может работать пять человек, но организация будет иметь миллиардные обороты. И такие параметры должны быть сквозными через всю систему. Через налоги
    и через поддержку».

Рассмотренная форма государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса вполне успешно начала свою работу, нормативно ее особенности отражены в постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Статья 18 Закона № 209-ФЗ предусматривает возможность оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи им во владение и(или) в пользование государственного или муниципального имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений и т. д.) на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц.

Субсидии

В 2015 г. на поддержку малого и среднего бизнеса государство выделило свыше 21 млрд руб. Решение о поддержке предпринимателей принимается органами местной власти на региональном уровне. Некоторые регионы создают бизнес-инкубаторы, призванные научить предпринимателя правильному ведению дела. Бесплатно оказывается консультационная и информационная поддержка, выдаются субсидии на возмещение затрат для участия в региональных ярмарках-выставках.

Как можно воспользоваться льготой для открытия собственного бизнеса?

В настоящее время работает «Федеральная программа субсидий для развития малого бизнеса», согласно которой можно получить 12 месячных пособий по безработице (на сегодняшний день это 58 800 руб.).

Получателем субсидии может быть безработный гражданин, принявший решение начать собственное дело, либо недавно (не ранее одного месяца на момент обращения) зарегистрированный предприниматель.

1. Необходимо обратиться в центр занятости по месту регистрации, представив следующие документы: паспорт, трудовую книжку, документ об образовании и справку о доходах. Целью этого обращения является получение статуса безработного, потому что субсидия на открытие собственного дела выдается гражданину, имеющему такой статус.

2. Центр занятости обязан предложить соискателю вакансии, отказываться от которых можно не более двух раз. Иначе статус безработного получен не будет.

3. Человек, желающий открыть свой бизнес, должен представить комиссии, существующей при фонде занятости, свой бизнес-план с полным экономическим обоснованием. Обычно сотрудники центра занятости помогают при составлении такого плана.

Важен правильный выбор отрасли для ведения бизнеса. Приоритетны направления по развитию производства, сельского хозяйства, внедрения научно-технических разработок.

4. Отчетность за все проведенные расходы представляется в конце года и подтверждается первичными документами. Нецелевое расходование полученной субсидии на открытие собственного дела недопустимо.

В случае нецелевого расходования средств или наличия неподтвержденных расходов центр занятости вправе потребовать возврата субсидии.

Если за субсидией обращается предприниматель, он должен представить документы о регистрации и свой бизнес-план. Наличие грамотно составленного бизнес-плана с экономическим обоснованием серьезно повышает шансы на получение субсидии.

Предприниматель также обязан представить центру занятости отчет по целевому расходованию полученной субсидии.

Подводя итог, следует отметить, что при обращении за субсидией государства необходимо заранее взвесить свои возможности и исключить риск потери денежных средств.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Федеральным законом № 209-ФЗ и Законом о некоммерческих организациях № 7-ФЗ установлены особые условия предоставления государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и социально ориентированным некоммерческим организациям. В частности, указанным категориям лиц государственное или муниципальное имущество может быть передано, в том числе на новый срок, по льготным (отличным от рыночных) ставкам арендной платы.

Планы законодателей по расширению льгот для СМП

Устойчивое и планомерное развитие экономики происходит только при наличии четкого планирования. Принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает, что стратегия социально-экономического развития РФ – документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ.

В Минэкономразвития России создана рабочая группа, призванная разработать Стратегию развития среднего и малого предпринимательства в РФ. Примерный перечень задач, поставленных Правительством РФ перед рабочей группой, включает в себя следующие моменты:

1) легализация предпринимательской деятельности граждан, создание условий для легального ведения бизнеса на долгосрочной основе;

2) пересмотр финансово-кредитной системы поддержки предпринимателей;

3) создание новых ниш для работы предприятий среднего и малого бизнеса путем встраивания их
в технологические цепочки государственных компаний;

4) формирование региональных инфраструктур поддержки СМП;

5) оптимизация налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса, снижение налоговой нагрузки.

В качестве итога проводимых мероприятий предполагается увеличить долю населения, занятого малым предпринимательством, до 60% к 2020 г. Такие меры укрепят и стабилизируют экономику, позитивные изменения в которой заложены принятыми в 2014–2015 гг. законами.