Поделиться статьёй:

ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

 Морозов И. В.

Морозов И. В., налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

Нормировать или нет?

ПРОБЛЕМА 

Организация планирует в целях рекламы к праздникам закупить и подарить партнерам продуктовые корзины, которые сама не изготавливает, а приобретает у сторонних компаний. Логотипы организации на данные корзины не нанесены (но такое нанесение возможно). Возможно, что вручение подарков будет осуществляться на специально организованном для этих целей мероприятии. К каким расходам (нормированным или ненормированным) можно отнести затраты на данные продуктовые корзины, как их списать и как учесть?


РЕШЕНИЕ

Такой вид расходов, как затраты на покупку подарков для партнеров, в закрытом перечне расходов по УСН не поименован.

В то же время пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ позволяет признавать при расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и(или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ.

Таким образом, у организации, применяющей УСН, к расходам на рекламу относятся расходы, указанные в п. 4 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 11.02.2015 № 03-11-06/2/5832, от 20.01.2014 № 03-11-06/2/1478).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Раздачу подарков для целей учета и налогообложения выгодно позиционировать как рекламную акцию, но это не всегда возможно.

Отметим, что хотя расходы на вручение подарков в данной норме прямо не поименованы, между тем п. 4 ст. 264 НК РФ, как следует из его буквального прочтения, фактически позволяет учесть в целях налогообложения расходы на любые виды рекламы. При этом расходы на рекламу, признаваемые организацией, действительно делятся на ненормируемые и нормируемые. Те расходы на рекламу, которые в п. 4 ст. 264 НК РФ прямо не названы, являются нормируемыми и признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Таким образом, чтобы понять, можно ли учесть расходы на покупку продуктовых корзин, которые предполагается вручить в качестве подарков партнерам организации, в качестве расходов на рекламу, прежде всего необходимо определиться с самим понятием «реклама».

Положения НК РФ определения данного понятия не содержат, поэтому для его расшифровки необходимо обратиться к иным отраслям законодательства, регламентирующим данный вопрос. Так, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, для признания расходов рекламными необходимо наличие трех признаков:

1) направленность рекламы на неопределенный круг лиц;

2) реклама должна формировать и поддерживать интерес к производителю или продавцу, товарам, а также способствовать реализации товаров;

3) целью понесенных расходов должно быть донесение до потребителя информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях; причем не важно, в каком виде доносится эта информация.

krugПЕРВОИСТОЧНИК

Под объектами рекламирования понимаются товар, средства индивидуализации юридического лица и(или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

- Пункт 2 ст. 3 Закона № 38-ФЗ.

Понятия «неопределенный круг лиц» в Законе № 38-ФЗ и каких-либо иных нормативно-правовых актах не содержится. В связи с этим ФНС России обратилась в Федеральную антимонопольную службу за разъяснениями, что понимать под неопределенным кругом лиц (письмо ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@).

В письме ФАС России от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъясняется, что согласно нормам ст. 3 Закона № 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. При этом в письме говорится, что раздача сувенирной продукции с логотипом организации должна признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, так как заранее невозможно определить всех тех лиц, до которых такая информация будет доведена.

Обратите внимание: указанные разъяснения ФАС России были направлены ФНС России в целях администрирования НДС в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ для сведения и использования в работе (см. вышеупомянутое письмо ФНС России от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@). По нашему мнению, выводы, изложенные в данных разъяснениях ФАС России, можно применять и к иным нормам НК РФ, в том числе к гл. 25 НК РФ.

Отметим, что официальные органы в целом признают передачу сувенирной продукции, на которую нанесен логотип организации, расходами на рекламу. Так, например, в письме УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2 выражено мнение о том, что стоимость сувенирной продукции, содержащей символику организации и передаваемой в соответствии с обычаем делового оборота в целях установления и(или) поддержания взаимного сотрудничества представителям других организаций, учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу.

С подобной точкой зрения согласны и представители ФАС России. Так, в письме ФАС России от 23.01.2006 № АК/582 указано, что нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и пр.) осуществляется в рекламных целях независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.

krugПОЗИЦИЯ МИНФИНА

Не являются рекламными расходами подарки сотрудникам и клиентам компании.

- Письмо от 08.06.2010 № 03-03-06/1/386.

Суды также поддерживают мнение, что подарки (сувениры) с символикой организации относятся к рекламным расходам, потому что нанесенная на них символика организации доступна не только получателю, но и всем лицам, с которыми он взаимодействует (см. постановления ФАС Уральского округа от 27.05.2009 № Ф09-3364/09-С3 (определением ВАС РФ от 28.09.2009 № 12305/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), от 28.05.2007 № Ф09-3313/07-С2, от 12.01.2006 № Ф09-5996/05-С2, ФАС Московского округа от 16.11.2006 № КА-А40/10964-06, от 30.08.2007 № КА-А40/8398-07, от 08.02.2006 № КА-А40/13572-05, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 № Ф04-4820/2006, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 № 17АП-8697/09).

В рассматриваемой ситуации речь идет о передаче не сувенирной продукции, а персональных подарков (корзины с продуктами), причем круг лиц, которым такие подарки будут вручаться, заранее известен, это не любые сторонние граждане, а партнеры компании. В связи с этим, на наш взгляд, в данном случае с большей долей вероятности можно говорить о том, что круг лиц, которым рассматриваемые корзины предназначены, определен.

В то же время можно предположить, что информация, имеющаяся на данной корзине (если она там будет иметься), в принципе, может стать доступной для широкого круга лиц. Например, лицо, получившее рассматриваемый подарок, впоследствии принесет его в свой офис или продемонстрирует его своим друзьям и знакомым, то есть существует вероятность того, что корзину сможет увидеть любой человек. При таком подходе, в принципе, с «большой натяжкой» можно сделать вывод, что условие о «неопределенности круга лиц» в данном случае соблюдается.

Иными словами, в случае если на передаваемых партнерам подарках будет нанесен логотип или товарный знак организации, то независимо от того, какому кругу лиц, ограниченному или неограниченному, предназначены такие подарки, в целом можно говорить об их распространении среди неопределенного круга лиц. При этом для минимизации налоговых рисков мы рекомендуем организовать раздачу подарков и особенно документальное оформление этой процедуры таким способом, чтобы было видно, что перечень лиц, которые получат корзины или просто увидят их, заранее не определен. Например, подарки будут передаваться партнерам не лично в руки, в кабинете начальника, а на некоем мероприятии, на которое будут иметь доступ различные люди (список которых заранее не известен), или будут вручаться через проведение некой праздничной лотереи и т. д.

На наш взгляд, в данном случае можно говорить и о наличии второго из перечисленных выше признаков: подарочные корзины формируют и поддерживают интерес к организации, их подарившей, и способствуют реализации ее товаров (работ, услуг). Так, лица, получившие данные подарки, видят, что компания заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с ними настолько, что готова нести в этих целях определенные материальные расходы. Следовательно, у них формируются положительные эмоции в отношении такой компании, то есть возрастают шансы, что среди прочих контрагентов при заключении контрактов (сделок) приоритет будет отдаваться именно этой компании.

Что касается третьего условия, то, если на передаваемых корзинах, помимо логотипов и(или) товарных знаков компании, иной информации иметься не будет или же на таких подарках вообще не будет присутствовать какая-либо информация, позволяющая идентифицировать организацию-дарителя, то говорить о соблюдении третьего условия, к сожалению, нельзя. Так, о предмете, на котором, помимо логотипа и наименования, иной информации об организации не содержится, нельзя сказать, что он имеет цель донести до потребителя информацию о конкретной компании или о ее идеях и начинаниях. В то же время, если, к примеру, к каждой корзине будет приложен небольшой буклет, содержащий информацию о деятельности организации, о ее продукции (работах и услугах) и иная подобная информация, то, на наш взгляд, можно будет считать, что и третье условие для признания понесенных расходов на покупку подарков расходами на рекламу будет соблюдено.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Изготовление и оформление этикеток, наклеек, упаковки и других носителей информации о товаре, которую изготовитель (продавец) обязан доводить до сведения потребителя на основании ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», не является рекламой.

Вместе с тем хотим предупредить, что, несмотря на все приведенные аргументы, на наш взгляд, признание расходов на покупку подарков партнерам расходами на рекламу является рискованным. Налоговые органы, учитывая их фискальный характер, могут отклонить приведенные доводы и посчитать их несостоятельными. В этом случае свою правоту организации с большой долей вероятности придется отстаивать в суде.

Отметим, что для судебного разбирательства большое значение будет иметь документальное оформление рассматриваемой операции. Организации необходимо максимально «запастись» документами, из которых будет следовать, что основной целью раздачи корзин является именно реклама. Для этого могут использоваться различные служебные записки, маркетинговые документы, внутренние локальные акты, к примеру, разработанные программы поддержания лояльности и прочее. При составлении данных документов рекомендуем оперировать словами «реклама», «поддержание интереса» и т. п. и избегать слов «подарки к праздникам» (письмо Минфина России от 04.06.2013 № 03-03-06/2/20320).

Если расходы на покупку продуктовых корзин расходами на рекламу не признавать, то других оснований для признания данных затрат в налоговом учете положения ст. 346.16 НК РФ не содержат.

Более того, обращаем Ваше внимание, что любые расходы, учитываемые при расчете налога по УСН, принимаются к учету только при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность, документальное подтверждение и направленность на получение дохода) (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Экономическая обоснованность расходов на подарки контрагентам, на наш взгляд, достаточно сомнительна.