Поделиться статьёй:

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Новые правила обжалования результатов
налоговых проверок

Многие компании, несмотря на введенный мораторий, почувствовали некое давление со стороны налоговых органов в виде усиления камеральных налоговых проверок. Поэтому стал актуальным и вопрос обжалования актов, действий и бездействия налоговых органов. А несоблюдение установленного порядка, например, досудебного обжалования может привести к тому, что компании откажут в рассмотрении жалобы. Кроме того, необходимо учитывать изменения законодательства, в частности, положения Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

В последнее время полномочия налоговых органов при проведении налоговых проверок постоянно расширялись, так, например, с 2015 года налоговый орган получил право проводить в рамках камеральных проверок по НДС проверки складов налогоплательщика, а также накладывать арест на счета в случае несоблюдения порядка сдачи электронной отчетности по НДС.

В 2016 году также внесены изменения в отношении дополнительных обязанностей налогоплательщика, а именно:

1. Обязанность представления пояснений к налоговой декларации по НДС в электронном виде. Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме. Если налогоплательщик представил пояснения на бумажном носителе, то подобные пояснения не считаются поданными.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если «упрощенец» добровольно выставляет контрагенту счет-фактуру, то он обязан сдавать налоговую декларацию по НДС.

2. Обязанность представления дополнительных сведений при проведении камеральной проверки. Ранее перечень вопросов, по которым налоговый орган запрашивал разъяснения, всегда вызывал недоумение у налогоплательщика, например, имеет ли право налоговый орган запрашивать информацию о кадрах или об имуществе налогоплательщика в рамках камеральной проверки.

Теперь в ст. 88 НК РФ внесены изменения, и налоговый орган получил дополнительные полномочия в отношении документов, подтверждающих право на льготы. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя представить в течение 5 дней необходимые пояснения:

  • об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы;
  • истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Отдельно внесены поправки, касающиеся порядка представления документов в налоговый орган.

1 Расширены виды представления документов в налоговый орган.

Истребуемые документы могут быть представлены:

  • представлены через личный кабинет налогоплательщика.
  • переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • направлены по почте заказным письмом;
  • через представителя;
  • проверяемым лицом лично;

2. Установлены требования к порядку представления документов.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты. Представление документов, составленных в электронной форме по установленным форматам.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Кроме того, изменился и порядок рассмотрения материалов налоговой проверки.

Рассмотрение акта и возражений руководителем налогового органа и назначение дополнительных мероприятий

На практике по результатам обжалования акта налоговой проверки налоговый орган часто назначает дополнительные мероприятия налогового контроля. Однако этот момент не был урегулирован в Налоговом кодексе.

Теперь установлено следующее:

  1. Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам
    в течение 10 дней выносится решение. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
  2. В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
  3. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка
    (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Внесены изменения в порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим органом

  1. Как и ранее, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
  2. В случае наличия противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, при рассмотрении привлекается лицо, подавшее жалобу.
  3. Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы.

Остальной порядок обжалования остался прежним.

Пошаговая процедура обжалования результатов налоговых проверок

Акт налоговой проверки обжалуется в том же налоговом органе, который провел проверку.

Если налоговый орган не согласился с позицией налогоплательщика и вынес решение не в пользу компании, то необходимо его обжаловать:

  • сначала в вышестоящем налоговом органе;
  • потом в суде.

В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • в акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);
  • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях
    (п. 5 ст. 101.4 НК РФ),

можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Решение оспаривается в следующем порядке.

В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам (п. 2 ст. 138 НК РФ). Это значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Схема рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение по налоговой проверке

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

 

Скачать: Пример подачи жалобы в Word

Подача жалобы (апелляционной жалобы) с документами,
подтверждающими доводы ее подателя (подается через налоговый орган,
чьи акты ненормативного характера, действия и бездействие обжалуются)

 arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom
arrow black bottom   arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

 arrow black bottom arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

Подача заявления об отзыве жалобы (апелляционной жалобы)

arrow black bottom 

Установлены обстоятельства для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью
или в части (ст. 139.3 НК РФ)

ДА
arrow black bottom
в течение 5 дней со дня получения жалобы или заявления об ее отзыве
НЕТ
arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom


arrow black bottom

Вынесение решения об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части

Представление дополнительных документов, подтверждающих доводы подателя

arrow black bottom
в течение 3 дней
со дня его принятия
arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

Сообщение подателю жалобы (апелляционной жалобы) о принятом решении в письменной форме

arrow black bottom

Повторная подача жалобы (апелляционной жалобы) в пределах установленного срока

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы), документов,
подтверждающих доводы ее подателя, дополнительных документов,
представленных ее подателем в ходе ее рассмотрения,
материалов, представленных нижестоящим налоговым органом 

arrow black bottom 

arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom

arrow black bottom
 arrow black bottom

Вынесение решения о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) при наличии оснований, предусмотренных п. 6 ст. 140 НК РФ

 arrow black bottom

в течение 3 дней
со дня его принятия

Решение вручается подателю жалобы

       
 arrow black bottom

Вынесение решения о приостановлении исполнения обжалуемого акта при наличии заявления от подателя жалобы и оснований, предусмотренных п. 5 ст. 138 НК РФ

 arrow black bottom

в течение 3 дней
со дня его принятия

Сообщение о принятом решении в письменной форме подателю

       
 arrow black bottom

По результатам рассмотрения установлено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки

ДА
 arrow black bottom

Вправе отменить обжалуемое решение, рассмотреть материалы проверки и все документы по жалобе (апелляционной жалобе) в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, и вынести новое решение

arrow black bottom
НЕТ arrow black bottom
Вынесение решения по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)
в течение 1 месяца со дня ее получения (+1 месяц в случае продления этого срока):
  • оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение
arrow black bottom

в течение 3 дней
со дня его принятия

Решение вручается подателю жалобы
(апелляционной жалобы)

arrow black bottom
arrow black bottom

Подача жалобы в ФНС России (в течение 3 месяцев со дня принятия решения по соответствующей жалобе)

 arrow black bottom  arrow black bottom  arrow black bottom  arrow black bottom

Подача заявления в суд (в течение 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока его принятия 
по п. 6 ст. 140 НК РФ)

Примеры процессуальных и материальных нарушений

Примеры процессуальных нарушенийПримеры нарушений материального права

1. Истребование излишних документов.
Направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам ст. 88 НК РФ. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно (постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12 по делу № А65-9081/2011).

2. Необоснованное продление срока во время выездной налоговой проверки.
ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 01.04.2013 № А43-17631/2012 сделал вывод, что в решении налоговой в качестве оснований для продления срока выездной налоговой проверки содержится указание на необходимость привлечения специалиста для квалификации строительно-ремонтных работ по договорам, заключенным обществом с подрядными организациями, и невозможность проведения допросов работников налогоплательщика на рабочем месте по причине их увольнения или нахождения в административном отпуске. Оценив основания продления срока выездной налоговой проверки общества до шести месяцев, суды пришли к выводу о том, что они не являются исключительными и не могут служить достаточными основаниями для продления срока проверки.

3. Повторное вынесение решения по одним и тем же нарушениям.
Налоговый орган не вправе выносить повторные решения о взыскании недоимки по одним и тем же налогам, сборам и штрафам. Подобное нарушение налоговиков рассмотрено в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2011 № А69-367/2009.

1. Доначисление налогов расчетным путем.
Если налоговый орган расчетным путем не определил сумму налога, то доначисление налога возможно оспорить.
В Определении ВАС РФ от 15.02.2012 № ВАС-16282/11 по делу № А55-5386/2011 суд указал, что налоговый орган не определил реальный размер его налогового обязательства расчетным путем и необоснованно исчислил налоги в сумме, не соответствующей размеру фактических обязательств налогоплательщика.

2. Оценка подлинности подписи контрагента.
Действующее законодательство не устанавливает правового механизма, позволяющего участникам гражданских правоотношений осуществлять проверку подлинности подписей на документах, представляемых контрагентами. В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2013 № А56-13759/2012).

3. Подписание документов уполномоченным или неуполномоченным лицом.
Вывод ИФНС о подписании первичных документов (накладных, счетов-фактур) неуполномоченным (неустановленным) лицом не может быть основан исключительно на показаниях директора организации контрагента (постановление ФАС Центрального округа от 17.04.2013 № А68-5976/12).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.10.2003 № 329-О, толкование ст. 57 Конституции Российской Федерации в системной взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик должен нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Факт несения обществом расходов в соответствующем размере на приобретение товара подтвержден первичными документами бухгалтерского учета. В акте проверки указано, что оплата поставленного товара была произведена платежными поручениями.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если в суде первой инстанции оспорить решение не удалось, возможно оспорить решение суда первой инстанции в апелляции и кассации.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При обжаловании решений налогового органа очень важно правильно аргументировать свою позицию. Важно не забывать, что налоговики не всегда правы в своих суждениях, но при этом они лучше подготовлены, поскольку налоговые проверки являются частью их профессиональной деятельности.

Документальное оформление

Приведем пример формы для подачи жалобы.

 

Наименование налогового органа:
Управление ФНС по Калужской области
Адрес места нахождения: 248021, г. Калуга, ул. Московская, д. 282

Место подачи жалобы: Межрайонная ИФНС России № 4 по Калужской области
249440, Калужская обл., г. Киров, ул. Пролетарская, д. 9

Наименование лица, подающего жалобу:
Общество с ограниченной ответственностью «Сегмент»
249440, Калужская обл., г. Киров, ул. Пролетарская, д. 21

 

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
на решение от 12.05.2016 № 2/597287

 

Межрайонной ИФНС России № 4 по Калужской области была проведена налоговая проверка, по результатам которой было вынесено решение от 12.05.2016 № 2/597287.

Позиция налогового органа

Налог на имущество организаций установлен гл. 30 Налогового кодекса и Законом Калужской области от 10.11.2003 № 263-ОЗ. В ходе выездной налоговой проверки за 2013–2014 гг. установлено, что общество неправомерно не включило в среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества организаций стоимость основных средств, фактически используемых в производственной деятельности в течение 2013–2014 гг. Недвижимое имущество, по мнению налогового органа, подлежит обложению налогом на имущество. Обществу был доначислен налог на имущество в размере 2 000 000 руб., штрафные санкции в размере 152 000 руб., пени в размере 68 000 руб.

Общество не согласно с позицией налогового органа по следующим основаниям.

Позиция налогоплательщика

Налоговый орган неправомерно относит к недвижимому имуществу дизель-генератор и мобильный конвейер.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В ст. 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует. Конвейер, самосвал, бульдозер не являются недвижимым имуществом. Гражданский кодекс относит к недвижимому имуществу:

1) земельные участки;

2) участки недр;

3) все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т. п.);

4) воздушные и морские суда;

5) суда внутреннего плавания;

6) космические объекты;

7) предприятие (в целом как имущественный комплекс).

Под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно (письмо Минфина России от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050).

Таким образом, вышеуказанное имущество (дизель-генератор, мобильный конвейер) не относится к недвижимому.

Движимое имущество не облагается налогом на имущество на основании пп. 8 п. 4 ст. 384 НК РФ.

Следовательно, вышеуказанная техника правомерно не включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество.

На основании изложенного

ПРОШУ:

1. Признать решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Калужской области о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части:

  • налога на имущество организаций.

2. Произвести пересчет штрафных санкций и пени как не соответствующих требованиям законодательства.

 

 

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на то что налоговый орган рапортует о снижении количества налоговых споров, все-таки стоит предпринять все усилия для обжалования результатов налоговой проверки.