Поделиться статьёй:

Орешкина М. А.

Орешкина М. А.,
экономист
1-й категории

 

Изменения по страховым взносам в 2017 году

Страховые взносы появились в России в 2009 году с принятием Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и отменой единого социального налога. И с этого времени несколько раз изменялись формы отчетности, вносились изменения в порядок начисления взносов для иностранцев, ежегодно менялась предельная база для начисления страховых взносов. В 2017 году произойдут очередные масштабные изменения.

С 2017 года значительным образом меняется порядок администрирования страховых взносов. Администрированием страховых взносов в 2017 году будет заниматься налоговый орган. Соответствующие поправки приняты Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ.

Причин для передачи полномочий по администрированию страховых взносов достаточно много: это и низкая эффективность проверок страховых взносов в отличие от налоговых проверок, и достаточно большие расходы на содержание фондов, которые постоянно увеличиваются.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 01 января 2017 года отчетность по страховым взносам будет представляться плательщиками в налоговые органы.

Для компаний и индивидуальных предпринимателей передача полномочий по администрированию страховых взносов налоговой имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

К положительным аспектам можно отнести следующие:

  • единое администрирование налогов и сборов;
  • возможность зачета переплаты с соответствующими налогами;
  • возможность сверки взаиморасчетов в одном месте.

К отрицательным аспектам можно отнести:

  • более широкие полномочия налогового органа по сравнению с фондами;
  • возможность ошибок при переносе сальдовых остатков по уплаченным взносам в 2017 году
    и, следовательно, судебных споров;
  • необходимость изучения новых положений Налогового кодекса.

Кроме того, к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля над уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Изменениями урегулированы вопросы представления сведений о страховых взносах и страховом стаже; сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами; вопросы исчисления и уплаты страховых взносов; обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

Регулирование в Налоговом кодексе

Если ранее мы жили по одному закону – Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016), то теперь плательщик страховых взносов должен будет руководствоваться положениями Налогового кодекса. С 2017 года вводится глава 34 Налогового кодекса (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Положительным моментом является единообразие в регулировании всех налогов и сборов, переплат и недоимок. Кроме того, ряд положений не претерпел изменений, к ним относятся положения в отношении объекта обложения страховыми взносами, порядок определения базы для страховых взносов, перечень необлагаемых выплат, а также размеры тарифов страховых взносов. Вышеуказанные положения просто «перекочевали» в Налоговый кодекс.

Но существуют и принципиально новые моменты, на которые нужно обратить внимание и изучить их к 2017 году. К таким моментам относятся сроки подачи отчетности, изменения КБК, форм отчетности, а также введение новых штрафных санкций. В этом заключаются основные отрицательные моменты поправок.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

ФНС России разработан проект формы расчета по страховым взносам, представляемый в налоговый орган ежеквартально, объединяющий формы отчетности, которые представляются сейчас. При этом оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, а также сокращены лишние и дублирующие показатели. Проект формы расчета по страховым взносам находится на согласовании в органах государственных внебюджетных фондов.

Изменения в отчетности по страховым взносам

Значительные изменения касаются отчетности по страховым взносам. Так, вместо двух видов отчетности, которые мы привыкли заполнять (форма 4-ФСС и РСВ-1), будет введена единая форма отчетности.

Меняются и сроки отчетности. Отчетность по страховым взносам, за исключением взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, будет представляться каждый квартал в налоговые органы не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Плательщики взносов со среднесписочной численностью свыше 25 человек обязаны представлять расчет только в электронном виде через ТКС.

В целом введение одного отчета вместо двух имеет положительный характер, поскольку чем меньше бумаг приходится заполнять бухгалтеру, тем больше упрощается работа. Кроме того, «отодвинутые» единые сроки для отчетности также имеют положительный аспект, поскольку, как мы помним, для отчетности в Пенсионный фонд и ФСС РФ были установлены различные сроки.

Но вот недостатком является тот факт, что новая отчетность часто порождает новые ошибки, необходимость изучения порядка заполнения отчетности.

Изменения в отношении КБК для уплаты страховых взносов

С изменением администрирования изменятся и КБК для уплаты взносов, вместе с тем, в настоящее время новые КБК еще не приняты.

В этой связи необходимо предостеречь от ошибок в отношении неправильного указания КБК, с которыми сталкивались многие компании. Уплата страховых взносов не на тот КБК приводила к необходимости уплачивать взносы повторно, взыскивать переплату в судебном порядке, что отнимало много времени и денежных средств.

Введение новых штрафных санкций

В отношении уплаты и расчета страховых взносов на плательщика не распространялись положения Налогового кодекса, в частности, не была предусмотрена отдельно ответственность за нарушение правил учета.

Однако теперь, поскольку администрирование страховых взносов будет передано налоговикам, предусмотрено распространение ответственности за грубое нарушение правил учета, которое повлекло занижение базы для страховых взносов (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Кроме того, будет распространена ответственность за непредставление документов при осуществлении налогового контроля в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Также установлена ответственность в отношении персонифицированного учета. Так, за несоблюдение страхователем в предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Дополнительные штрафные санкции, безусловно, имеют негативный эффект для плательщиков страховых взносов.

Вместе с тем имеется и положительный момент: так, введен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в сфере персонифицированного учета. А это означает, что за пределами трехлетнего срока компанию не могут привлечь к ответственности.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2017 года проверка страховых взносов будет осуществляться по правилам Налогового кодекса.

Проведение проверки

Положительным моментом является то, что теперь проверку будет проводить только один орган. Ранее органы ПФР и ФСС РФ могли проводить независимо друг от друга внеплановые выездные проверки (письма Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748, ПФР от 04.03.2011 № ТМ-30-25/2106), таким образом, получалось, что налогоплательщика проверяли три органа: ИФНС, ПФР, ФСС.

Теперь останется только один – налоговый орган. Ну и, соответственно, отменяются совместные проверки, проводимые фондами с привлечением налогового ведомства.

К негативным аспектам изменений в отношении проверок можно отнести тот факт, что налоговые органы осуществляют проверки как самостоятельно, так и совместно с органами МВД. В большинстве случаев налоговые проверки проводятся налоговыми органами самостоятельно. При проведении камеральных проверок сотрудники полиции не привлекаются.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Порядок взаимодействия налоговых органов и полиции при проведении совместных выездных проверок определен Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

Кроме того, виды налогового контроля шире, чем виды контроля в отношении страховых взносов. Виды действий налоговых органов во время налоговой проверки можно представить в виде схемы:

 

Loading...

Напомним, что полномочия сотрудников фондов по контролю уплаты страховых взносов были ограничены в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 29 Закона № 212-ФЗ; ст. 31 НК РФ). Так, фонды при проведении выездной проверки не вправе были производить осмотр помещений, в отличие от своих коллег из налогового ведомства. Также был ограничен перечень документов, которые истребовали проверяющие при проведении проверки. Ранее фонды руководствовались распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р, в котором установлен перечень документов, запрашиваемых при проведении проверки. Конечно, этот документ является рекомендуемым, но, вместе с тем, данным документом ограничивался перечень истребуемых документов. Так, проверяющие не могли запрашивать, например, технические документы, документы о наличии техники, основных средств и т. д. Теперь налоговый орган не ограничен какими-то определенными рамками при проверке страховых взносов.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Все нарушения по всем видам налогов будут фиксироваться в акте налоговой проверки и в дальнейшем – в решении.

С 2017 года решения налоговых органов необходимо будет обжаловать в досудебном порядке в ИФНС, и лишь затем возможно будет обратиться в суд.

Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям в течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • в акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);
  • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях
    (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Обжаловав решение в досудебном порядке, возможно обратиться в суд.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обжалование решений, вынесенных по результатам проверки, возможно в виде апелляционной жалобы и жалобы.

Введение раздела XI НК РФ – «Страховые взносы»

С 01 января 2017 года будет действовать новый раздел Налогового кодекса, посвященный страховым взносам. Одновременно имеются и переходные положения в отношении уплаты и проверки страховых взносов. Так, контроль над страховыми взносами, которые были уплачены в 2016 году, осуществляют соответствующие органы ПФР, ФСС РФ. Также необходимо представлять расчеты по страховым взносам за 2016 год в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, которые, соответственно, будут проводить камеральную проверку уплаченных взносов.

Как и ранее, страховые взносы должны уплачивать:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Также изменения не коснулись объекта обложения страховыми взносами:

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Объектом обложения страховыми взносами не являются выплаты физическому лицу, производимые за рамками трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), а также авторских и лицензионных договоров.

Как считать и платить взносы?

Тариф для начисления страховых взносов также не изменится и будет уплачиваться по ставке 30%, в 2017 году одновременно будут действовать и пониженные тарифы, которые предусматривались для льготных категорий плательщиков взносов. Но вот в 2019 году тарифы могут пересмотреть и увеличить до 34%.

Тарифы установлены только на 2017 и 2018 годы:

1) на обязательное пенсионное страхование:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22 процента;
  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 2,9 процента;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, – в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование – 5,1 процента.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, сохранились льготные тарифы.

Льготные тарифы будут постепенно повышаться.

Повышение льготных тарифов (в %)

 

2017

2018

2019

На обязательное пенсионное страхование

8,0

13,0

20,0

На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством

2,0

2,9

2,9

Одновременно сохраняются льготные тарифы для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:

  • производство пищевых продуктов;
  • производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
  • текстильное и швейное производство;
  • производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева;
  • химическое производство;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
  • производство готовых металлических изделий;
  • производство машин и оборудования;
  • производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
  • производство транспортных средств и оборудования;
  • производство мебели;
  • производство спортивных товаров;
  • производство игр и игрушек;
  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • обработка вторичного сырья;
  • строительство;
  • другие виды деятельности, установленные законодательно.

Для них в течение 2017–2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование – 0 процентов.

Но и повышенные тарифы также будут применяться в зависимости от класса условий труда, определенных специальной оценкой.

Повышенные тарифы (в %)

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента

Сохранится и принцип начисления страховых взносов. Взносы будут уплачиваться до предельной суммы, которая ежегодно пересматривается. Напомним, что предельная сумма установлена:

  • для взносов в ПФР – 796 000 руб. В пределах этой годовой суммы на одного работника взносы начисляют по тарифу 22%, а сверх нее – по тарифу 10%;
  • для взносов в ФСС – 718 000 руб. В пределах этой годовой суммы на одного работника взносы начисляют по тарифу 2,9%, а сверх нее – не уплачивают.

Для 2017-го и последующих лет пока этот размер не пересматривался.

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Категории лиц, для которых установлены пониженные страховые тарифы, определены в ст. 427 НК РФ.

В какой орган необходимо представлять отчетность по страховым взносам за I квартал 2017 года, по какой форме?

За расчетные периоды с 01.01.2017 отчетность по страховым взносам будет представляться плательщиками страховых взносов в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст.ст. 431 и 432 НК РФ.

В настоящее время в государственные внебюджетные фонды представляются 4 основные формы отчетности, а именно:

  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (РСВ-1), представляемый ежеквартально;
  • Расчет по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемый при осуществлении контроля уплаты взносов для работодателей, уплачивающих взносы на дополнительное социальное обеспечение (РВ-3), представляемый ежеквартально;
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств (РСВ-2), представляемый ежегодно;
  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС), представляемый ежеквартально.

ФНС России разработан проект формы расчета по страховым взносам, представляемый в налоговый орган ежеквартально, объединяющий вышеуказанные формы отчетности (письмо ФНС от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ «О представлении отчетности по страховым взносам за расчетные периоды с 01 января 2017 г.»).

Таким образом, это упрощает сдачу отчетности, и не нужно представлять отчетность за I квартал 2017 года отдельно по каждому виду страховых взносов.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках. А вот вопрос округления в отчетности пока не урегулирован. В расчете также все значения стоимостных показателей, отражаемых в разделах 1–3, приложениях 1–10 раздела 1, приложении 1 раздела 2 расчета, указываются в рублях и копейках. А вот в декларациях округление не осуществляется.

Новая форма отчетности будет достаточно объемной, нужно будет заполнить 24 листа отчета, объединяющего данные как в отношении взносов по пенсионному страхованию, так и медицинскому, а также сведения о персонифицированном учете.

Расчет содержит следующие разделы:

  • титульный лист;
  • лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;
  • раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
  • приложение 1 раздела 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование»;
  • приложение 2 раздела 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование»;
  • приложение 3 раздела 1 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации»;
  • приложение 4 раздела 1 «Расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из Федерального бюджета»;
  • ряд приложений, необходимых для применения пониженного тарифа страховых взносов;
  • раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  • приложение 1 раздела 2 «Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства»;
  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

При этом вводятся новые классификаторы. Например, при заполнении персонифицированного отчета (раздел 3) в строке 120 указывается числовой код страны, гражданином которой является физическое лицо. Код страны указывается согласно Общероссийскому классификатору стран мира (ОКСМ), также нужно будет указывать пол застрахованного лица. То есть отчетность, в отличие от порядка уплаты страховых взносов, претерпит изменения.

Но первый отчет необходимо сдать в апреле 2017 года, поэтому можно подготовиться к сдаче отчетности заранее.

При обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, а также ошибок при заполнении персональных сведений, плательщик обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет.

При обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения.

В заключение необходимо отметить, что изменения в администрировании страховых взносов не породили больших поправок в сам сложившийся порядок их начисления. Однако к изменениям нужно подготовиться уже сейчас: провести сверку взаиморасчетов с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования, получить справки об отсутствии задолженности, отслеживать информацию по новым КБК и принятию новой отчетности.