Поделиться статьёй:

Красильникова В.С.

Красильникова В. С.,
практикующий бухгалтер

 

Взносы по доптарифам

На выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу физических лиц, не занятых на видах работ, указанных в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам не начисляются. Важно понимать, что факт увольнения (приема) новых людей значения не имеет, поскольку взносы по дополнительному тарифу уплачиваются по рабочим местам без привязки к личности конкретного сотрудника.

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Закон этот регламентирует процедуру проведения оценки условий труда, результаты которой используются при дальнейшей хозяйственной деятельности предприятия, в частности, для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п. 7 ст. 7 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Дополнительными взносами в Пенсионный фонд России облагаются суммы выплат в пользу работников, осуществляющих свою деятельность в условиях туда, отнесенных к 3–4-му классам.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если те или иные выплаты облагаются взносами во внебюджетные фонды в общем порядке, то с них подлежат начислению и взносы в ПФР по соответствующему дополнительному тарифу.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда. Спецоценка не проводится только в отношении условий труда надомников и дистанционных работников.

Для оценки условий труда и аттестации рабочих мест создается комиссия из представителей организации работодателя. Собирается такая комиссия для работы не реже одного раза в 5 лет.

По результатам работы комиссии составляется документ, на основании которого определяется размер дополнительных взносов страховых тарифов в Пенсионный фонд.

Уровень условий трудаОценка условий трудаДополнительный тариф
Опасный 4 8 %
Вредный 3,4 7 %
  3,3 6 %
  3,2 4 %
  3,1 2 %
Допустимый 2 0 %
Оптимальный 1 0 %

Если специальная оценка условий труда не проводилась своевременно, то применяется максимальный дополнительный тариф – 9 % для 4-го класса и 6 % для 3-го класса условий труда.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

На вредной работе совместитель может трудиться не весь месяц. За неотработанное время ему могут быть начислены облагаемые выплаты.

Взносы по доптарифам при совместительстве

Для совместителей, занятых на вредных и опасных производствах, действуют общепринятые нормы учета рабочего времени. Заработная плата начисляется в соответствии с табелем. Выявляется база, подлежащая обложению дополнительным тарифом. Работодатель отражает в своей отчетности в Пенсионный фонд факт начисления взносов. Чтобы работник мог воспользоваться своим правом на льготную пенсию и подтвердить стаж работы на вредном производстве, работодатель обязан перечислить начисленные доп. взносы на соответствующий код бюджетной классификации.

Если в течение отчетного периода работник был занят на работах, подлежащих обложению дополнительными взносами по разным основаниям, то выбирается максимальный тариф для начисления.

Обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам определена ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Взносы по доптарифам при совмещении

Работник имеет право на подтверждение льготного стажа, если совмещение дополнительной работы, облагаемой доптарифом в ПФР, и основной, доптарифом не облагаемой, оформлено официально. То есть льготный стаж задекларирован работодателем в Пенсионном фонде, взнос по дополнительному тарифу начислен и уплачен, а количество отработанного работником времени по льготному стажу достаточно для начисления льготной пенсии.

Взносы по доптарифам при доплатах

Базовым документом при начислении дополнительных взносов работнику, занятому на вредном производстве, является приказ руководителя, оформленный согласно принятому документообороту. Доплаты начисляются за работу, выполненную вместо отсутствующего сотрудника. Если совмещение обязанностей возлагается на работника на длительный срок и оформляется официально, то и начисление взносов в Пенсионный фонд производится согласно имеющимся первичным документам.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При возникновении спорных ситуаций работник вправе обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта РФ для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 5, ст. 26 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Пример.

По результатам проведенной в организации специальной оценки условий труда рабочим местам газоэлектросварщика и маляра был присвоен класс вредности 3.1. Газоэлектросварщик и маляр фактически заняты на видах работ с особыми условиями труда, поименованными в пп.пп. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях», но бывает, что они заняты не весь рабочий день. При этом приказы на перевод работников на работы с нормальными условиями труда не оформляются. В карте специальной оценки условий труда, выданной специализированной организацией, проводившей специальную оценку условий труда, отмечено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии у указанных работников отсутствует. Нужно ли начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на заработную плату газоэлектросварщика и маляра при отсутствии у них права на досрочное назначение трудовой пенсии?

Фактически если работники (газоэлектросварщик и маляр) заняты на работах с особыми условиями труда, поименованных в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников, начисляются в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленных в отношении рабочих мест по результатам специальной оценки условий труда. При этом, как указал Минтруд России в п. 4 письма от 13.03.2014 № 17-3/В-113, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, применяются только теми плательщиками, которые имеют результаты специальной оценки или аттестации рабочих мест. Плательщики страховых взносов, которые не имеют результатов специальной оценки или аттестации рабочих мест, уплачивают страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, предусмотренным ч.ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

В частности, при вредных условиях труда и при подклассе 3.1 дополнительный тариф страхового взноса составляет 2,0%.

В то же время, если работники не заняты на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении их рабочего места по результатам специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 18.02.2015 № 17-3/В-67).

Заметим, Закон № 212-ФЗ не увязывает формирование базы для начисления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР с включением периодов, за которые производятся выплаты, облагаемые упомянутыми взносами в ПФР, в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии (письмо Минтруда России от 20.01.2015 № 17-3/В-14).

В письме Минтруда России от 06.07.2015 № 17-3/В-331 разъяснено, что страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ, независимо от включения периода осуществления работ, за которые осуществляются такие выплаты, в стаж для формирования досрочной пенсии. Таким образом, если работник числится занятым на работе с особыми условиями труда, поименованной в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, то на выплаты и иные вознаграждения, производимые в его пользу, в том числе когда выполняемая работа носит периодический характер и составляет менее 80% рабочего времени, следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам.

При этом если работник часть месяца числился занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а на часть месяца переведен в установленном порядке на работы в нормальные условия труда, в этом месяце он считается частично занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. В случае частичной занятости работника, оформленной надлежащим образом, в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, так и на работах в нормальных условиях, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству дней, когда работник числился занятым на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в общем количестве календарных дней расчетного месяца.

krugПОЗИЦИЯ ПФР

Из Закона о страховых взносах следует, что ключевым моментом для начисления допвзносов является именно занятость работника на работах с вредными/опасными условиями труда.

- Письмо от 30.12.2013 № НП-30-26/20622.

В письме Минтруда от 16.09.2015 № 17-3/ООГ-1275 отмечено, что под частичной занятостью работника в течение месяца на работах с особыми условиями труда понимается ситуация, когда работник в течение месяца переводился в установленном порядке на работу, не поименованную в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, на определенный срок, то есть оформлялся приказ на его перевод в нормальные условия труда, при этом период его занятости на работах с нормальными условиями труда не включается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Таким образом, в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, так и на работах с нормальными условиями, исчисление страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству дней, когда он числился занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в общем количестве календарных дней расчетного месяца. При этом перевод работника на определенный срок на работы с нормальными условиями труда должен подтверждаться документально, например приказом.

Следовательно, если организация не подтверждала временный перевод работника (числящегося занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда) на работы с нормальными условиями труда документально (например, приказом либо другими документами), полагаем, ей следует исчислить страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу работника выплат и вознаграждений, приходящихся на этот период работы.

При этом выплаты в пользу работника, числящегося занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, начисляемые в месяце нахождения работника, например, в очередном оплачиваемом отпуске либо учебном отпуске, а также суммы оплаты времени простоя в полном объеме подлежат обложению страховыми взносами в ПФР по дополнительным тарифам (письма Минтруда России от 16.09.2015 № 17-3/ООГ-1275, от 20.01.2015 № 17-3/В-14, п. 2 письма Минтруда России от 04.09.2014 № 17-З/В-424, письмо Минтруда России от 11.04.2014 № 17-3/В-151).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

СОУТ проводится один раз в пять лет, исключение составляют лишь случаи назначения внеплановой оценки рабочих мест.

Изменится ли ситуация при передаче администрирования страховых взносов в ФНС?

Для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность согласно производственному циклу, важен факт наличия администратора любых бюджетных платежей. На какую именно государственную структуру возлагается данная обязанность, принципиального значения не имеет.

При смене администратора необходимо провести работу по сверке платежей, выявить задолженности и переплаты по взносам, согласовать полученные данные с новым администратором и продолжать работу согласно установленному графику.

В плановом порядке сверка по платежам в бюджет проводится по итогам финансового года.