Поделиться статьёй:

Архипенко З. М.

Архипенко З. М.,
помощник руководителя
по налогам
ООО «Рамзес»

Новый регламент МЧС:
порядок осуществления пожарного надзора

Проверки пожарных – всегда «палка о двух концах», поскольку, с одной стороны, компании и предприниматели боятся предвзятого отношения и даже закрытия бизнеса, а с другой стороны, без пожарного надзора существуют значительные риски для сотрудников и для клиентов компаний, кафе, парикмахерских, развлекательных учреждений. Поэтому на новый регламент осуществления проверок нужно обратить пристальное внимание.

Новый порядок утвержден в 2016 году, но начал действовать в 2017 году (приказ от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»).

Соответственно, в этом документе определен предмет надзора:

  • соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами
    на объектах защиты и(или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими
    в процессе осуществления своей деятельности;
  • соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и(или) здоровья человека, имущества;
  • соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности; выполнение предписаний органов ГПН;
  • выполнение предписаний органов государственного пожарного надзора;
  • проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

 

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и(или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица органа пожарного надзора, проводившего проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.

Выполняя данные надзорные функции, проверяющие органы:

1) организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;

2) организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования;

3) организуют и проводят мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами;

4) принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении:

  • руководителей федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • руководителей органов местного самоуправления;
  • собственников имущества;
  • лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
  • лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностных лиц;
  • граждан;

5) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

6) рассматривают обращения и жалобы органов власти, организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Органы пожарного надзора не являются последней инстанцией. Так, в постановлении Верховного суда РФ от 04.05.2017 № 14-АД17-3 суд пришел к выводу о том, что нарушение отсутствует, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения главного государственного инспектора города Нововоронежа по пожарному надзору от 22.04.2015 № 49 в отношении общества 29.04.2015 была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания от 15.07.2014 № 94/1/1-13, выданного обществу отделом надзорной деятельности по городу Нововоронежу Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Воронежской области (далее – предписание от 15.07.2014 № 94/1/1-13) об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты общества, расположенном по адресу: Воронежская область, город Нововоронеж, Промзона Восточная, 12-А, с установленным сроком исполнения до 15.04.2015. Между тем вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.09.2016 № А14-13806/2014 предписание от 15.07.2014 № 94/1/1-13 признано незаконным и отменено. Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, несмотря на то что проверяющие могут осуществлять надзорные мероприятия, предписания можно обжаловать в суде.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Сроки устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности устанавливаются с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Порядок осуществления надзора

Порядок осуществления надзора также сформулирован в регламенте МЧС.

Проверка может быть:

  • плановая;
  • внеплановая.

Планы проверки деятельности субъектов Российской Федерации, планы проверки полномочий органов местного самоуправления разрабатываются не позднее 15 августа и утверждаются начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу календарного года.

Периодичность плановых проверок зависит от риска:

  • для категории высокого риска – один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска – один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 10 лет;
  • в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки
    не проводятся.

Может проводиться также предварительная проверка. Перед началом проверки организацию или предпринимателя, в отношении которых проводится проверка, должны предупредить, то есть уведомить о ее проведении.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Информирование о порядке исполнения государственной функции осуществляется:

  • посредством размещения информации о порядке исполнения государственной функции на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – официальный сайт МЧС России) (www.mchs.gov.ru);
  • непосредственно в органах ГПН, исполняющих государственную функцию;
  • с использованием средств телефонной связи, а также при устном или письменном обращении.

Инспектор проводит проверку, как документарную, так и путем проведения осмотра помещений. Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении объекта защиты в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект (организация и индивидуальный предприниматель), отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малому предприятию либо к микропредприятию, общий срок проведения плановых проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов – для микропредприятия в год, срок проведения проверки в часах и даты начала и окончания проведения проверки указываются в распоряжении о проведении проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и(или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, микропредприятий – не более чем на 15 часов.

По окончании проверки оформляется акт.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Акт о невозможности проведения соответствующей проверки оформляется в день окончания плановой (внеплановой) проверки, установленный в распоряжении о проведении данной проверки.

Оформление результатов проверки

Результаты проверки оформляются актом.

В акте проверки физического лица – правообладателя указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) – федеральный государственный пожарный надзор;

3) дата и номер распоряжения;

4) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного лица (уполномоченных лиц), проводившего (проводивших) проверку;

5) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица – правообладателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, присутствовавшего при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки физического лица – правообладателя или уполномоченного лица объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;

9) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.

К акту проверки, акту проверки физического лица – правообладателя прилагаются:

  • решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
  • протоколы отбора образцов продукции, проб;
  • протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
  • объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
  • предписания об устранении нарушений и(или) предписания по устранению несоответствия;
  • рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);
  • распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора);
  • документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если проведение внеплановой выездной проверки согласовывалось с органом прокуратуры, то копия акта такой проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.

Второй экземпляр сопроводительного письма о направлении копии акта проверки приобщается к материалам проверки.

Если были выявлены нарушения, то выдается предписание. В предписании об устранении нарушений указываются:

1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица – правообладателя объекта защиты и(или) территории (земельного участка);

2) перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;

4) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного лица органа власти, объекта защиты, физического лица – правообладателя, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;

5) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.

В предписании по устранению несоответствия указываются:

1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица – правообладателя объекта защиты;

2) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;

4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.

Гражданин, организация, орган власти имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и(или) действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН. Если вы хотите обжаловать в досудебном порядке, то необходимо подать жалобу.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу:

  • признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;
  • признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерными
    и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений, восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица.

После этого возможно обращаться в суд. И суд уже принимает решение, но иногда компаниям и предпринимателям приходится доходить до последней инстанции, то есть до Верховного суда. Например, в постановлении Верховного суда РФ от 18.10.2016 № 46-АД16-16 товарищество собственников жилья доказало, что конкретных доказательств того, что установленные на эвакуационных путях непроектные двери препятствуют свободной эвакуации людей из квартир, не представлено; установление факта отсутствия или наличия межбалконных лестниц в квартирах в ходе проверки должностным лицом не проводилось, у товарищества отсутствовала законная возможность обеспечить доступ в указанные квартиры проверяющему должностному лицу.

В заключение необходимо отметить, что новый регламент МЧС четко регулирует проведение проверок в части пожарного контроля. Однако не очерчен конкретный вид нарушений, конкретный вид документов, которые затребует проверяющий. Поэтому риски проверок являются значительными, но риск-ориентированный подход к проверкам, который вводится в настоящее время в компаниях, позволяет снизить количество проверок.