Поделиться статьёй:

Гаврилина И. Э.

Гаврилина И. Э.,
консультант коммерческого директора 
по налоговым
и экономическим вопросам

 

Как налоговики узнают информацию по счетам?

В настоящее время налоговые органы переложили часть своих контролирующих функций на банки. Банки чаще стали запрашивать информацию о сделках, а также более тщательно стали контролировать денежные переводы юридических лиц и предпринимателей вплоть до блокировки счетов.

23 августа 2017 года новый стандарт онлайн-взаимодействия кредитных организаций с Федеральной налоговой службой пришел на смену предыдущему. ФНС расширяет спектр запросов по счетам и операциям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также добавляет требования предоставлять сведения по физическим лицам.

И хотя не каждый запрос от Федеральной налоговой службы банк обязан исполнять, некоторые банки достаточно рьяно взялись исполнять свои обязанности и запрашивают дополнительную информацию о сделках юридических лиц или предпринимателей. Например, в запросах банки просят предоставить компании информацию об уплаченных налогах, движении по счетам в других банках, договорам.

На такие запросы рекомендуется отвечать, поскольку в качестве негативных последствий банк может просто прекратить обслуживание клиента, который имеет высокие налоговые риски и просто не платит налоги.

Пример ответа на запрос банка в рамках обмена информацией с ИФНС.

Филиалу «….банк»
(Акционерное общество)
в г. Владивостоке
690091, г. Владивосток, ул. Уборевича, 5а
от генерального директора
ООО «Стройка»
Манилова Вячеслава Ивановича
02.02.1961 г. р.,
паспорт 45 14 563356 выдан ОВД по г. Братску

В ответ на Ваше обращение от 17.11.2017 № 06-29-4780 сообщаем следующее.

В соответствии с п. 7.5 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И (ред. от 14.11.2016) «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» право подписи может передаваться очень широкому кругу лиц, в том числе управляющим и лицам, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета.

Право подписи принадлежит единоличному исполнительному органу клиента – юридического лица (единоличному исполнительному органу), а также иным сотрудникам (работникам), наделенным правом подписи клиентом – юридическим лицом, в том числе на основании распорядительного акта, доверенности.

Право подписи может быть передано клиринговой организации, оператору платежной системы, центральному платежному клиринговому контрагенту, управляющему или управляющей организации, конкурсному управляющему, лицам, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета.

Передача права подписи на основании ст. 185 ГК РФ осуществляется в порядке представительства. Представительство, в том числе по оказанию части бухгалтерского учета (взаимодействию с банком), осуществляется на основании нотариальной доверенности.

Запрета на передачу части функций бухгалтерского учета по доверенности п. 7.5 Инструкции Банка России от 30.05.2014 не содержит, а наоборот, прямо указывает на возможность оказания таких услуг как полностью, так и частично на участке «банк» (счет 51 бухгалтерского учета).

Статьей 159 ГК РФ предусмотрено, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно. Соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые могут быть совершены устно (ст. 161 ГК РФ). Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, то есть письменная форма не требуется. Задание заказчика четко определено в доверенности, устанавливающей задание руководителя экономического субъекта, являющейся не просто документом в простой письменной форме, а документом, заверенным нотариально.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Таким образом, запрета на привлечение третьих лиц по устному договору оказания услуг на основании доверенности для организации бухгалтерского учета на участке «банк» в законодательстве нигде не установлено.

Генеральный директор В. И. Манилов

 

Но не во всех случаях банки запрашивают разъяснения у налогоплательщиков и передают их в налоговый орган. В письме ФНС России от 29.05.2014 № ЕД-4-2/10322 есть разъяснение о том, что на запросы данных по физическим лицам финансовая организация должна отвечать только в том случае, когда они подтверждены резолюцией руководителя вышестоящего налогового органа.

Но это скорее исключение из правил.

Также расширено взаимодействие по обмену информацией о некредитных финансовых организациях между ФНС России и Банком России.

Данные изменения позволяют организовать эффективное информационное взаимодействие между Банком России и налоговыми органами по вопросам деятельности некредитных финансовых организаций (рейтинговых агентств, акционерных инвестиционных фондов, клиринговых организаций, жилищных накопительных кооперативов и др.).

С 30 января 2017 года Банк России и его территориальные учреждения вправе получать от налоговых органов информацию о соответствии бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной некредитными финансовыми организациями в Банк России и в налоговые органы. Банк России может запросить данную информацию, когда есть основания полагать, что представленная бухгалтерская и налоговая отчетность является недостоверной.

ФНС России регулярно направляет в Банк России перечень организаций, не представляющих налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в течение двух и более отчетных периодов.

Полученные от ФНС России сведения Банк России сопоставит с имеющейся у него информацией об организациях, не осуществляющих операции хотя бы по одному банковскому счету в течение последних двенадцати месяцев.

При совпадении одновременно двух признаков (непредставление отчетности и отсутствие операций по счетам) Банк России сформирует списки организаций, имеющих признаки недействующего юридического лица. Такие списки Банк России будет направлять в ФНС России для рассмотрения вопроса об исключении таких организаций из ЕГРЮЛ.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Банк обязан исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, переводов его ЭДС в безусловном порядке.

В 2018 году можно ожидать усиления контрольных функций банков. Центробанк принял Методические рекомендации от 21.07.2017 № 18-МР. Соответственно, эти изменения будут применяться в следующем году. На что компаниям нужно обратить внимание?

В частности, в данных рекомендациях говорится о том, какая доля налогов должна быть уплачена в бюджет.

Так, компании должны уплачивать в бюджет в среднем до значения 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих.

Также к рискам относятся выплаты заработной платы наличными. К рискам относится ситуация, когда со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и(или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы). В результате компании должны будут перейти на зарплатные проекты, что не очень удобно для слабонаселенных районов и компаний, расположенных в труднодоступной местности.

Юридические лица должны иметь на расчетном счете денежные средства. Рискованной является ситуация, когда остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету. Это приведет к сокращению доли наличных расчетов и операций.

Банки также будут контролировать основания платежей, производимых по счету клиента, которые не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности. В конечном счете усиление контроля приведет к формированию более совершенной финансовой дисциплины.

Отдельное внимание будет уделяться переводам за рубеж.

Перечень сомнительных операций
I. Операции по переводу денежных средств за рубеж
Перевод денежных средств за рубеж по авансовым платежам по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию:
- перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию в случае, когда условия коммерческого кредитования либо иные условия расчетов и поставок не соответствуют сложившейся (общепринятой) внешнеторговой практике;
- перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию в случае, когда страна регистрации такого нерезидента, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента;
- перевод клиентом-резидентом денежных средств в пользу нерезидента в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования без последующего ввоза товаров в Российскую Федерацию.
Перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, при ввозе которых намеренно завышалась их контрактная стоимость, а также при неоднократном перемещении одной и той же партии товара (ввоз с последующим вывозом) с применением льготных таможенных пошлин и налогов:
- перевод денежных средств за рубеж по договорам об импорте товаров, сопровождающим неоднократное перемещение одной и той же партии товара (ввоз с последующим вывозом) с применением льготных таможенных пошлин и налогов

У компаний при этом усилится проблема блокировки счетов. Ранее в судебной практике преимущественно возникали проблемы, связанные с приостановлением операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 76 НК РФ, т. е. в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока. Сейчас многократно возросла практика блокировки счетов именно банками в связи с сомнительными операциями клиентов.

Еще одной тенденцией будет переход на зарплатные проекты для тех компаний, которые еще этого не сделали. И о подобных рисках банки будут сообщать в Росфинмониторинг и производить обмен информацией с ФНС.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

На сайте ФНС можно узнать о состоянии обработки электронных документов банком.

Как налоговики узнают информацию по счетам?

Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк сообщает в налоговый орган по месту своего нахождения информацию:

  • об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита);
  • об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком указанных сведений устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

По данным ФНС России, в настоящее время ФНС России и Банк России реализуют электронный документооборот в соответствии с Положением Банка России от 06.11.2014 № 440-П и приказом ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/520@.

В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке, а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Также налоговые органы делают запросы в банки при проведении встречной проверки по ст. 93 НК РФ. В качестве негативных последствий можно назвать доначисление налога расчетным путем. В судебной практике исчисление налога расчетным методом признается правомерным, если оно основывается:

  • на информации о доходах предпринимателя, полученной от его покупателей;
  • на налоговой отчетности налогоплательщика, представленной в налоговый орган за проверяемый период;
  • на сведениях о движении денежных средств по расчетному счету налогоплательщика, поступивших из банка;
  • на материалах встречных проверок контрагентов налогоплательщика, в том числе счетах-фактурах, первичных документах контрагента, выставленных к оплате налогоплательщику в более ранние периоды по тем же договорам за аналогичные работы;
  • на налоговых декларациях проверяемого налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 № 1621/11).

В судебной практике ответы банков часто играют не на руку налогоплательщику. В качестве примера можно назвать постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 № 20АП-7868/2016. Налоговым органом в ходе ВНП ООО «ЗЕВ» в рамках встречных проверок спорных контрагентов-поставщиков, в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, были направлены запросы в банки, в которых у спорных контрагентов были открыты расчетные счета. IP-адреса, с которых поставщики осуществляли подключение к системе «Банк-Клиент», согласно сведениям, предоставленным банками по запросам налогового органа, являются одинаковыми.

Во избежание рисков налогоплательщикам следует не игнорировать запросы банков и налоговых органов, предоставлять разъяснения, которые помогут отстоять свою позицию по произведенным хозяйственным операциям.

В заключение важно отметить, что взаимоотношения налогового органа и банков в последнее время являются достаточно плотными. При этом механизмы взаимодействия изменяются. Так, с 2018 года будет налажен автоматический обмен информацией с иностранными администрациями, иностранными банками.