+7 (8442) 26-64-41

г. Волгоград улица Ангарская дом 17 офис 609

 Морозов И. В.

Морозов И. В.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

Вопрос-ответ

Обязан ли ИП (УСН) составлять учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета?

В бухгалтерском учете правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики установлены ПБУ 1/2008. Как следует из названия данного ПБУ, а также его текста (п.п. 1, 3), оно распространяет свое действие исключительно на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ. Индивидуальный предприниматель в силу норм ГК РФ является не юридическим, а физическим лицом (ст. 23). Таким образом, действие ПБУ 1/2008 на ИП не распространяется. Отдельного ПБУ или нормативно-правового акта, устанавливающего для предпринимателей обязанность разрабатывать учетную политику, в настоящее время не существует. В то же время не существует и законодательного запрета для составления учетной политики физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Поэтому ИП вправе самостоятельно принять решение о необходимости разработки им учетной политики для целей бухгалтерского учета.

В налоговом учете под учетной политикой понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и(или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя, налогоплательщиком устанавливается порядок ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Таким образом, учетную политику обязаны составлять все лица, являющиеся налогоплательщиками.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и(или) сборы (ст. 19 НК РФ).

ИП, применяющий УСН, признается налогоплательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (п. 1 ст. 346.12 НК РФ), а также иных налогов, обязанность по уплате которых установлена для него НК РФ. Например, ИП может быть признан налогоплательщиком водного налога (гл. 25.2 НК РФ), торгового сбора (гл. 33 НК РФ), земельного налога (гл. 31 НК РФ) и др.

Таким образом, ИП, применяющие УСН, равно как и ИП, применяющие любой иной режим налогообложения, обязаны разрабатывать учетную политику для целей налогового учета.

 

ООО (УСН) перешло на использование онлайн-кассы. Расчеты осуществляются при оказании услуг общественного питания. Какие фискальные документы формируются при использовании онлайн-касс?

В соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций.

Документами, определяющими такой порядок в настоящее время, являются:

  • Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ);
  • Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У).

Исходя из пп. 4 п. 4.1 Закона № 54-ФЗ, при использовании онлайн-касс оформляются следующие фискальные документы:

  • отчет о регистрации;
  • отчет об изменении параметров регистрации;
  • отчет об открытии смены;
  • кассовый чек (бланк строгой отчетности);
  • кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции);
  • отчет о закрытии смены;
  • отчет о закрытии фискального накопителя;
  • отчет о текущем состоянии расчетов;
  • подтверждение оператора.

При этом указанные документы формируются в электронном виде и направляются оператору фискальных данных. Требование об оформлении указанных документов (кроме кассового чека (бланка строгой отчетности)) в печатной форме на бумажных носителях Законом № 54-ФЗ не установлено.

Что касается постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», то Минфин России в письме от 04.04.2017 № 03-01-15/19821 разъяснил, что Закон № 54-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не предусматривают применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной данным постановлением.

В связи с этим данное постановление не подлежит обязательному применению (письма Минфина России от 16.09.2016 № 03-01-15/54413, ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-20/18059@). При этом ФНС России уточняет, что данные разъяснения касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, предусмотренный Законом № 54-ФЗ.

Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104 (далее – Типовые правила), также не подлежат обязательному применению (письмо Минфина России от 01.06.2017 № 03-01-15/34152).

В письме ФНС России от 03.04.2017 № ЕД-4-20/6181@ специально подчеркнуто такое преимущество перехода на новый порядок применения ККТ, как отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ).

Соответственно, пользователи онлайн-касс не обязаны заполнять утвержденные ранее формы первичной документации по контрольно-кассовой технике, в частности журнал кассира-операциониста, справку-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации.

При этом онлайн-кассы обеспечивают формирование отчета об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов – отчет о закрытии смены. При этом, исходя из того, что кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены, отчет о закрытии смены формируется не позднее чем через 24 часа после открытия смены (п. 2 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ). Указанные фискальные документы формируются в электронном виде и передаются автоматически в технические средства оператора фискальных данных (далее – ОФД), и при положительных результатах проверки ими достоверности технические средства ОФД формируют подтверждение, защищают его фискальным признаком подтверждения и немедленно направляют его в контрольно-кассовую технику (п. 3 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).

Отметим, что контрольно-кассовая техника должна обеспечивать возможность печати фискальных документов, в том числе указанных отчетов (п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ).

При этом в силу п. 6 приказа ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@, которым утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов и форматы фискальных документов, обязательные к использованию, отчет о закрытии смены должен содержать итоговые суммы расчетов, указанных в кассовых чеках (бланках строгой отчетности) и кассовых чеках коррекции (бланках строгой отчетности коррекции), зафиксированные в счетчиках итогов смены.

Фактически отчет о закрытии смены заменяет Z-отчет, составляемый по итогам рабочей смены контрольно-кассовой техники, предусмотренный п. 6.1 Типовых правил.

Таким образом, при осуществлении расчета с использованием онлайн-касс организации не обязаны применять формы, указанные в постановлении Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Обязательным является формирование фискальных документов, в частности отчетов об открытии и закрытии смены. При этом Закон № 54-ФЗ не устанавливает обязанности печати данных отчетов на бумажных носителях. Однако организации могут распечатывать их для целей учета выручки.

Кроме этого, необходимо оформлять кассовые документы, предусмотренные Указанием № 3210-У:

  • приходные кассовые ордера 0310001;
  • расходные кассовые ордера 0310002;
  • кассовую книгу 0310004.

Таким образом, при осуществлении расчетов с применением контрольно-кассовой техники, предусматривающих обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, организации не обязаны применять формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132.

В то же время для целей учета выручки можно оформлять справку-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6 либо разработать собственную форму такой справки, содержащей все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Отметим, что по вопросам соблюдения порядка ведения кассовых операций Минфин России рекомендует обращаться в Банк России, наделенный функциями определения указанного порядка в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (письмо Минфина России от 04.04.2017 № 03-01-15/19821).

Поделиться