Поделиться статьёй:

ТОЧКА ОТЧЕТА

Скригаловская Е. А.

Скригаловская Е. А.,
практикующий бухгалтер

Некоторые вопросы исчисления водного налога

Организация, осуществляющая забор воды из водных объектов, имеет обязательства перед бюджетом. В частности, она должна иметь лицензию и уплачивать водный налог. При исчислении этого налога следует обратить особое внимание на применение пониженной ставки в отношении водоснабжения населения.

Водный налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

  • забора воды;
  • эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;
  • гидроэлектроэнергетики.

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды (налоговую базу), при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема и так далее.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Если вы забираете воду для того, чтобы использовать водный объект, вам необходимо получить лицензию в территориальном отделении Минприроды. В ней фирме устанавливают лимит забора воды.

В целом исчисление водного налога нельзя назвать сложной операцией: сумма налога по итогам каждого налогового периода равна произведению налоговой базы и соответствующей ей ставки (п.2 ст. 333.13 НК РФ). Налоговым периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ). Налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п.2 ст. 333.10 НК РФ).

Ставки дифференцированы в зависимости от экономического района, бассейна реки (пп.1 п.1 ст. 333.12 НК РФ). При этом важно помнить, что при заборе воды с такой социально значимой целью, как водоснабжение населения, налог уплачивается по ставке в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды независимо от водного объекта (п.3 ст. 333.12 НК РФ).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Сумму налога платят по месту нахождения водного объекта и полностью зачисляют в федеральный бюджет.

Если организацией пробурена артезианская скважина, но вода из нее не добывается, обязанности уплачивать налог нет (постановление ФАС ЦО от 07.10.2010 № Ф10-4045/10 по делу А48-2/2010). Вместе с тем, по мнению Минфина, в данной ситуации при наличии лицензии на пользование недрами необходимо представлять налоговую декларацию (письмо от 07.11.2006 № 03-07-03-04/39).

Налоговая база

Согласно п.1 ст. 333.10 НК РФ налоговая база определяется отдельно для каждого водного объекта по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения. Кроме того, если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база и сумма налога определяются применительно к каждой ставке.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ 

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н. В этом приказе есть и инструкция по ее заполнению.

Налоговая декларация

В декларации сначала заполняют подразделы 2.1–2.4. Какие из них нужно заполнять вашей организации, зависит от того, как она использует водные объекты.

Номера подразделов, соответствующие видам водопользования, приведены в таблице.

Вид водопользованияНомер раздела
Забор воды 2.1
Использование акватории водного объекта
(за исключением лесосплава)
2.2
Эксплуатация гидроэлектростанций 2.3
Использование акватории водного объекта для лесосплава 2.4

 В соответствии с п.5.1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по водному налогу, утвержденного приказом Минфина РФ от 03.03.2005 № 29н, раздел 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта» декларации заполняется отдельно не только по каждому водному объекту с учетом целевого использования забранной воды, но и по каждой лицензии.

Исходя из п.5.1.4 указанного порядка при осуществлении забора воды из подземных водных объектов в строке 025
«Водный объект (наименование)» раздела 2.1 декларации проставляется регистрационный номер артезианской скважины. Получается, что при наличии нескольких скважин налоговая база и сумма налога определяются в отношении забора воды из каждой из них. Аналогично, если организация забирает воду в нескольких местах одной и той же реки, ей нужно подготовить столько экземпляров подразделов, сколько у нее лицензий.

Порядок заполнения подразделов 2.1–2.4 идентичен. Единственная разница – в них указывают ставки налога и налоговую базу, которые соответствуют типу водопользования.

Общую сумму налога за пользование водными объектами определяют как произведение объема полученной воды на соответствующие налоговые ставки.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налоговым периодом по водному налогу является квартал.

Для расчета можно использовать формулу:

Строка 080 х строка 100 + Строка 090 х строка 110 = Строка 120

Нулевая декларация

«Нулевая» декларация по водному налогу существует. Пояснение по этому вопросу дано в п.7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ». В нем сказано, что обязанность представить декларацию по водному налогу, в том числе «нулевую», возникает в силу наличия статуса плательщика водного налога, то есть при наличии решения либо лицензии (договора) на водопользование. Обязанность представить декларацию не зависит от наличия или отсутствия объекта обложения водным налогом (использует организация акваторию, осуществляет забор воды или нет).

krugВАЖНО В РАБОТЕ 

Декларацию по водному налогу фирмы представляют в налоговую инспекцию по месту нахождения водных объектов. Сделать это нужно не позднее 20 дней после окончания налогового периода.

Ответственность

Если компания задержит подачу декларации, ее оштрафуют. Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога (на основании декларации за каждый месяц), но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если ваша фирма превышает установленный лимит, то ставка налога за сверхлимитный объем забора воды увеличивается в пять раз.

Оштрафовать вас могут и в том случае, если компания обязана представлять декларации в электронной форме, а делает это на бумажном носителе. Штраф по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом (ст. 119.1 НК РФ).

Применение пониженной налоговой ставки

Как уже было указано, для организаций, осуществляющих забор воды в целях водоснабжения населения, правомерно применение ставки в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды. Однако право на такую ставку не всегда бесспорно.

krugПОЗИЦИЯ СУДА 

 В налоговом и водном законодательствах, а также в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность организаций водопроводноанализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения населенных пунктов, отсутствует определение понятия водоснабжения населения. Поэтому исходя из положений п.п. 6 и 7 ст. 3 НК РФ нельзя признать правильным вывод о том, что спорная ставка водного налога, установленная при заборе воды для водоснабжения населения, подлежит применению только в отношении объема воды, забранной из водных объектов для водоснабжения жилищного фонда.

Одна из проблем заключается в том, что именно понимается под такой целью забора воды, как водоснабжение населения (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В письмах от 20.12.2005 № 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 № 03-07-03-02/24 Минфин разъяснил, что применять рассматриваемую налоговую ставку вправе налогоплательщики, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда).

Впрочем, как справедливо заметил Минфин в письме от 01.11.2010 № ШС-37-3/14561, из положений ст. 333.12 НК РФ не следует, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда. В этом письме, адресованном Минфину с целью узнать его мнение по данному вопросу, приведены два судебных постановления, в которых арбитры поддержали налогоплательщиков в том, что ставка в размере 70 руб. за 1000 куб. м применяется в отношении воды, забранной не только для водоснабжения жилищного фонда, но и для хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений, организаций (см. постановления ФАС УО от 27.11.2008 № Ф09-8843/08-С3, ФАС СЗО от 06.08.2007 № А05-809/2007).

krugВАЖНО В РАБОТЕ 

Ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, водопользователь обязан бесплатно представлять в территориальный орган Росводресурсов результаты учета объема забора водных ресурсов и их качества (порядок ведения учета утвержден приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205).

Забор воды из поверхностных водных объектов. Неналоговая плата

Согласно п.2 ст. 333.8 НК РФ организации, осуществляющие водопользование на основании договоров, заключенных после введения в действие ВК РФ, не признаются плательщиками водного налога. Эти водопользователи обязаны вносить в бюджет неналоговую плату, размер которой является существенным условием договора водопользования (пп.4 п.1 ст. 13 ВК РФ).

Если же водопользователь осуществляет забор воды из поверхностных водных объектов на основании разрешительных документов, выданных до 01.01.2007, он обязан уплачивать водный налог (письмо Минфина РФ от 02.07.2009 № 03-06-06-02/4). Однако если «старая» лицензия прекратила действие, а договор водопользования не был заключен вовремя, пользование поверхностным водным объектом в отсутствие разрешающих документов не означает наличие обязанностей плательщика водного налога (постановления ФАС СЗО от 28.06.2010 № А21-8850/2009, от 04.02.2010 № А21-4283/2009).

krugПОЗИЦИЯ РОСВОДРЕСУРСОВ 

 Перерасчет размера платы получит юридическую силу только при условии подписания дополнительного соглашения к договору водопользования и регистрации данного соглашения в государственном водном реестре.

Для заключения договора водопользования организация должна представить в уполномоченный орган заявление с рядом приложений, в частности, с материалами, содержащими расчет размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов (пп.«а» п.8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165). Чтобы рассчитать плату за водопользование, нужно обратиться к правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 764 (этот документ распространяется только на плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности).

Формула расчета платы так же проста, как и алгоритм исчисления водного налога: нужно умножить платежную базу (объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем их забора для передачи абонентам) за платежный период (квартал) на соответствующую ей ставку платы.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876. При этом ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

В договоре водопользования фиксируются цель, виды и условия использования водного объекта или его части, в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов (пп.2 п.1 ст. 13 ВК РФ), а также размер платы, исчисленный исходя из объема допустимого водозабора. Именно эту плату водопользователь обязан перечислять ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.