Поделиться статьёй:

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Кто проверяет правильность ведения бухучета?

Пригарина М. В.

Пригарина М. В.,
практикующий юрист,
начальник юридического отдела
ООО «Инфа»

Сегодня нет специального уполномоченного органа по проверке данных бухгалтерского учета. Однако без контроля мы не остались.

Бухгалтерский учет есть формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, в соответствии с установленными требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). При этом оформлению первичным учетным документом подлежит каждый факт хозяйственной жизни, то есть сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных документах, регистрируются и накапливаются в регистрах бухгалтерского учета.

Налоговые органы

Отметим, что на основании ст. 32 НК РФ контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах является одной из основных обязанностей налогового органа. При этом в соответствии со ст. 82 НК РФ проверка данных учета и отчетности выступает как одна из форм проведения налогового контроля. С учетом того, что для начисления и уплаты налогов определяется налоговая база, налогоплательщики-организации должны располагать данными, содержащимися в регистрах бухгалтерского учета, или иными документально подтвержденными данными об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 54 НК РФ).

В соответствии с абз. 3 ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и(или) бухгалтерской отчетности организации (ошибка) может быть обусловлено, в частности, неточностями в вычислениях.

Напомним, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, и прежде всего – первичных документов, хранящихся в регистрах бухгалтерского учета (ст. 313 НК РФ). Занижение налоговой базы и связанная с ним неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, в соответствии со ст. 122 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Кроме того, если подобные ошибки будут возникать систематически, существует риск, что они будут расценены проверяющими как грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. В этом случае организация может быть оштрафована по ст. 120 НК РФ, а ее должностные лица – по ст. 15.11 КоАП РФ.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Основанием для внесения исправительной записи в бухгалтерский учет является бухгалтерская справка, составленная с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. В ней следует отразить характер допущенной ошибки, перерасчет соответствующих сумм и порядок внесения исправлений (исправительные проводки).

При этом отсутствие, в частности, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ. В свою очередь, ст. 15.11 КоАП РФ определено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Из изложенного следует, что если организация, вследствие допущенной ошибки (искажения данных бухгалтерского учета), занизит сумму начисленных налогов на 10% и более либо исказит любую статью (строку) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, то она может быть привлечена к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

Таким образом, поскольку организация может быть привлечена к ответственности за несвоевременное или неправильное отражение данных на счетах бухгалтерского учета, налоговый орган при осуществлении налогового контроля так или иначе будет уделять внимание вопросам ведения бухгалтерского учета у организации.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

С 01.01.2014 налогоплательщики – участники регионального инвестиционного проекта обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение шести лет.

Пунктом 1 ст. 80 НК РФ установлено, что заявление налогоплательщика в письменной форме (электронной форме) об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, оформляется налогоплательщиком в налоговой декларации. При выявлении камеральной налоговой проверкой ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внес-ти соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Отметим, что НК РФ не содержит закрытого перечня документов, которые налоговые органы могут истребовать в ходе камеральной проверки, полагаем, что в рассматриваемом случае налоговый орган вправе истребовать регистры бухгалтерского учета, подтверждающие отражение в бухгалтерском учете сумм по оприходованию и реализации товаров (работ, услуг) (см. также письма Минфина России от 01.11.2011 № 03-07-08/302, от 17.08.2011 № 03-07-14/85).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

При упрощении ведения бухгалтерского учета компания должна отразить данную информацию в учетной политике.

В письме ФНС России от 27.11.2012 № ЕД-4-3/19964@ было указано, что в целях повышения качества заполнения налоговых деклараций, сокращения количества уточненных налоговых деклараций, а также оптимизации работы налоговых органов ФНС России снята пометка «Для служебного пользования» с писем, устанавливающих контрольные соотношения к налоговым декларациям.

Так, в письмах ФНС России от 07.10.2009 № ШС-24-3/333дсп@, от 14.03.2012 № ЕД-5-3/273дсп@, например, были установлены контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, которые подлежат анализу со стороны налогового органа при проверке, соответственно, декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

До недавнего времени используемые налоговыми органами контрольные соотношения показателей налоговой и бухгалтерской отчетности являлись закрытой служебной информацией (за исключением отдельных контрольных соотношений, перечень которых был представлен ФНС России в письме от 21.04.2006 № ММ-6-06/430@).

В письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ сказано, что работники отдела камеральных проверок ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 2.6 указанного письма в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, формирует и обобщает протоколы сопоставления показателей налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности.

В п. 5.1 другого письма ФНС России, от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@, в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности:

  • приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля над хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики;
  • бухгалтерская отчетность организации;
  • регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и другие);
  • первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность, в частности, данных бухгалтерского учета, необходимых для исчисления
и уплаты налогов.

Таким образом, в процессе взаимоувязки показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) и бухгалтерской отчетности налоговым органом может быть проведена проверка правильности ведения организацией бухгалтерского учета объектов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ.

В некоторых случаях в НК РФ непосредственно упоминается о том, что порядок ведения бухгалтерского учета определяет те или иные показатели в целях налогообложения, поэтому при проверке соблюдения налогового законодательства нельзя обойти стороной вопросы подтверждения правильности начисления и уплаты налогов данными, полученными в процессе осуществления бухгалтерского учета.

Так, остаточная стоимость имущества, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, используется при определении среднегодовой стоимости имущества для определения налоговой базы по налогу на имущество (п. 3 ст. 375 НК РФ).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основании данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей.

В силу п. 8 ст. 346.5 организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл. 26.1 НК РФ.

То, что данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, используются при расчете показателей рентабельности, иных показателей, определяемых для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, следует из норм п. 2 ст. 105.8 НК РФ.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Организации, применяющие УСН, могут самостоятельно разрабатывать регистры бухгалтерского учета, необходимые для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, закрепив их состав и формы внутренним распорядительным документом организации и учитывая при этом обязательные реквизиты, установленные ч. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ.

Органы контроля уплаты страховых взносов

Использование данных бухгалтерского учета, а следовательно, и правильность отражения организациями объектов бухгалтерского учета предусмотрены и в ходе осуществления контроля уплаты организациями страховых взносов на обязательное социальное страхование. Так, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля уплаты страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. С этой целью плательщику страховых взносов направляется Требование о представлении документов.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Организации, применяющие УСН, не обязаны вести такой регистр бухгалтерского учета, как главная книга (они вправе утвердить данную форму регистра внутренним распорядительным документом, но обязанность по ее ведению законодательством не установлена).

В перечне, указанном в п. 7.4 распоряжения Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов», поименованы, в частности, следующие документы, которые могут быть затребованы проверяющими при проведении выездных проверок у плательщика страховых взносов:

  • приказы об учетной политике;
  • бухгалтерская отчетность за проверяемый период;
  • синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета (главная книга, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомос-ти, кассовая книга и прочие);
  • аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и прочие) по счетам бухгалтерского учета 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84. При наличии выплат, произведенных в натуральной форме, анализируются также счета учета МПЗ (10, 41, 43, 45), а в случае, если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, – счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления хозяйственной деятельности в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Согласно Примечаниям к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

При этом должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ, в следующих случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п.п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
  • исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке. 

При этом согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность, в частности, данных бухгалтерского учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов.