Поделиться статьёй:

УСН | В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Финансовое обеспечение предупредительных мер

Бортников В. В.

Бортников В.В., практикующий юрист

 

В 2014 году изменен порядок финансового обеспечения предупредительных мер для субъектов малого предпринимательства.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (страхователи), нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вправе компенсировать часть затрат на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

За счет средств ФСС России фирмы могут оплатить предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма.

В 2014 г. Правила финансового обеспечения были утверждены в новой редакции с целью их приведения в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, впервые в качестве мер государственной поддержки малого бизнеса введены особенности финансового обеспечения предупредительных мер для субъектов малого предпринимательства. В частности, ранее объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не мог превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. Правила 2014 г. позволяют страхователям с численностью работников до 100 человек, при условии того, что страхователь не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, обратиться за обеспечением в размере 20% сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году. Одновременно с этим данная категория страхователей вправе обратиться за обеспечением предупредительных мер в сумме страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Еще одним новшеством Правил стало информационное обслуживание процедуры финансового обеспечения предупредительных мер. В частности, территориальный орган ФСС должен размещать на официальном сайте следующую информацию:

  • о поступившем заявлении, включая дату и время его поступления, наименование страхователя. Информация размещается в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления;
  • о ходе рассмотрения заявления.

krugПОЗИЦИЯ МИНТРУДА

Деньги, потраченные на спецоценку, можно зачесть в счет уплаты взносов от несчастных случаев и профзаболеваний. В текущем году зачесть можно максимум 20% от суммы взносов, уплаченных в 2013 году.

На что можно потратить финобеспечение?

Финансовое обеспечение может быть направлено на определенные мероприятия. Как и ранее, перечень таких мероприятий является закрытым. Однако в 2014 г. он претерпел некоторые изменения. Итак, финансовое обеспечение может быть направлено:

  • на проведение специальной оценки условий труда;
  • на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • на обучение по охране труда следующих категорий работников:

1) руководителей организаций малого предпринимательства;

2) работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

3) руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

4) руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

5) членов комитетов (комиссий) по охране труда;

6) уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Расходы работодателя-страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами, подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов.

  • на приобретение работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и(или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих или обезвреживающих средств;
  • на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами;
  • на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами;
  • на обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н;
  • на приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные или предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
  • на приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля режима труда и отдыха водителей (тахографов);
  • на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

За нарушение норм о проведении медицинских осмотров в отношении работников, равно как и за непроведение специальной оценки условий труда, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Как получить финобеспечение?

Для получения разрешения на финансовое обеспечение предупредительных мер работодатель должен обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС в срок до 01 августа 2014 г. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, который составлен по результатам проведения СОУТ с указанием предупредительных мер;
  • копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, и(или) копия коллективного договора.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Срок принятия решения ФСС о возмещении затрат на мероприятия по охране труда зависит от того, какую сумму «несчастных» взносов уплатил страхователь.

Дополнительно необходимо приложить документы, обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. Подробный перечень таких документов изложен в Правилах. Документы представляются страхователем либо лицом, представляющим его интересы. Копии представляемых документов должны быть заверены печатью страхователя. Требование представления иных документов, не перечисленных в Правилах, не допускается.

Решение о финансовом обеспечении

Порядок принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер или отказе в обеспечении зависит от суммы начисленных за предшествующий год взносов. По сравнению с прошлым годом эта сумма выросла на 1 млн руб. и составляет 8 млн рублей.

krugПЕРВОИСТОЧНИК

После завершения запланированных мероприятий страхователь обязан представить в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы.

- Пункт 11 приказа Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н.

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении принимается:

а) в отношении страхователей, у которых сумма начисленных за предшествующий год взносов составляет до 8 млн рублей включительно, – территориальным органом ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;

б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов составляет более 8 млн рублей, – территориальным органом ФСС после согласования с ФСС РФ. В этом случае территориальный орган ФСС в течение 3 рабочих дней со дня получения документов направляет их на согласование в ФСС РФ, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Решение оформляется приказом в течение 3 дней с даты принятия решения или согласования с ФСС РФ. В случае принятия решения об отказе приказ должен содержать обоснование причины отказа.

Причины отказа

Перечень причин, по которым территориальный орган ФСС вправе отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер, также является закрытым и включает в себя следующие основания:

а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;

б) если представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Для получения возмещения страхователю нужно до 01 августа текущего года представить в орган ФСС заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Отказ по другим основаниям не допускается.

В случае отказа страхователь вправе обратиться за финансовым обеспечением предупредительных мер повторно не позднее 01 августа текущего календарного года. Решение может быть обжаловано страхователем в вышестоящем органе территориального органа ФСС или в суде.

Отчетность

Страхователь обязан ежеквартально отчитываться в территориальный орган ФСС о произведенных затратах, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер. Форма отчета ежегодно утверждается письмами ФСС РФ. В этом году это письмо от 02.06.2014 № 17-03-18/05-7094.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С текстом отчета можно ознакомиться на сайте журнала в разделе «Справки»

Также страхователь обязан после завершения запланированных мероприятий представить в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы. Конкретные сроки (даты) представления отчета и документов, подтверждающих расходы, законодательством не установлены. В случае неполного использования указанных средств необходимо сообщить об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.

Ответственность

Страхователь несет административную или уголовную ответственность за нецелевое использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер. В случае если страхователь документально не подтвердит произведенные расходы, они не будут подлежать зачету.

Административная ответственность (ст. 15.14 КоАП РФ)Уголовная ответственность (ст. 285.1 УК РФ)
В виде штрафа: - на должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; - на юридических лиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета, использованных не по целевому назначению В крупном размере: - штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; - либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; - либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В особо крупном размере: - штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; - либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; - либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
В соответствии со ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч рублей), а особо крупным размером – 7 500 000 (семь миллионов пятьсот тысяч рублей).