Поделиться статьёй:

Скригаловская Е. А.

Скригаловская Е. А.,
практикующий бухгалтер

 

«Упрощенец» выиграл госконтракт:
как быть с НДС?

Многие малые предприятия, так называемые субъекты малого предпринимательства, мечтают получить хороший заказ. Для некоторых госзакупки или закупки у государственных компаний являются панацеей от всех болезней. Однако существуют и «подводные камни», связанные с заключением госконтракта, и кроются они в НДС.

При формировании цен в госконтрактах существует определенная специфика. Связана данная специфика с тем, что в контрактах предусматривается:

  • обеспечение участия в конкурсе;
  • обеспечение контракта.

Контракт заключается по цене победителя конкурса (аукциона) вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Если победитель аукциона находится на упрощенной системе налогообложения, то заполнение графы «НДС» прочерком не меняет условий контракта.

Но при этом цена формируется не произвольно.

При формировании информации о цене контракта с указанием размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) и информации о цене за единицу товара, работы, услуги (в том числе о цене запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, о цене единицы работы или услуги) указываются следующие сведения:

  • цена контракта или (при наличии) ориентировочное значение цены контракта, в том числе сумма налога на добавленную стоимость;
  • размер аванса в валюте контракта (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
  • размер аванса в относительном выражении в процентах от цены контракта (максимального (ориентировочного) значения цены контракта) (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
  • формула цены контракта и максимальное значение цены контракта (при наличии);
  • цена за единицу товаров, работ, услуг, цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги;
  • цена товаров, работ, услуг в случае, если объектом закупки является несколько товаров, работ, услуг (при наличии);
  • информация об экономии в натуральном и денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов (при заключении энергосервисного контракта).

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке (ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Но при этом цена не исключает НДС. Согласно п.п. 1 и 2 ст. 424 ГК РФ договор исполняется по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены договора после того, как он заключен, допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных самим договором либо законом в установленном им порядке.

Пример.

Контракт – 300 000 руб.

Итого без НДС – 255 000 руб.

НДС – 45 000 руб.

То есть вне зависимости от того, указан налог или нет, он начисляется. Однако мнение чиновников по этому вопросу неоднозначно.

Мнение чиновников

Налоговая база по НДС определяется исходя из цены, установленной контрактом.

Но вот в отношении начисления НДС мнения чиновников неоднозначны.

Первое мнение основывается на том, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость (письмо Минфина РФ от 02.02.2011 № 03-07-07/02).

Второе мнение основывается на том, что цена является твердой и не подлежит увеличению на сумму НДС. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ не регулирует вопросы применения или перехода на упрощенную систему налогообложения победителя конкурентной процедуры. Контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть выплачена победителю закупки в установленном контрактом размере. Цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, предусмотренных ст. 95 Закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 23.09.2016 № Д28и-2519).

Любой участник закупки, в том числе освобожденный от уплаты НДС и применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.

При этом согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть выплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Таким образом, с учетом положений Закона № 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя (письмо Минэкономразвития России от 25.07.2016 № Д28и-1924).

krugПОЗИЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Закон № 44-ФЗ не регулирует вопросы, связанные с порядком оформления сметы при заключении контракта с подрядчиком, операции по реализации работ, услуг которого не облагаются НДС.

- Письмо от 10.05.2016 № Д28и-1317.

Третье мнение основывается на выставлении или невыставлении счетов-фактур. В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с п. 5 ст. 173 Кодекса подлежит уплате в бюджет.

Если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «с НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет не возникает (письмо ФНС России от 08.11.2016 № СД-4-3/21119@).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Судебная практика по данному вопросу довольно разнообразна. Существует много решений, где сказано, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, что поставщик не является плательщиком НДС.

Судебная практика

Поскольку в Налоговом кодексе не установлен четкий порядок начисления НДС, то вопрос уплаты налога является спорным, не приходят к единому знаменателю и судьи.

Позиция первая. Уменьшение цены контрактов на сумму НДС по соглашению сторон не противоречит условиям контрактов и нормам действующего законодательства, поскольку не связано с изменением предусмотренного контрактами объема работ. Поэтому начиная с октября 2013 года налогоплательщик правомерно при исполнении муниципального и государственного контрактов определял налоговую базу по НДС и налогу на прибыль как общую стоимость выполненных по контрактам работ, уменьшенную на сумму НДС (Определение Верховного суда РФ от 21.10.2016 № 307-КГ16-11356).

Позиция вторая. Запасы материальных ценностей государственного резерва в силу прямого указания Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» являются федеральной собственностью, не закреплены на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными предприятиями и учреждениями, следовательно, составляют казну РФ. Следовательно, общество в силу абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ является налоговым агентом по НДС. Однако в данном случае при совершении товарообменных операций не производилось выплат денежных средств за поставленную продукцию, в связи с чем удержание налога было невозможно. Поэтому общество как налоговый агент должно было не перекладывать имущественную ответственность на Управление, а в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ исчислить этот налог и сообщить налоговому органу о невозможности его уплаты.

Позиция третья. Продавец вводит добросовестного покупателя в заблуждение, заявляя о применении освобождения, использование которого неправомерно, а впоследствии предъявляет НДС к уплате покупателю. В данной ситуации продавец сам должен нести обязанность по уплате налога.

Операции по реализации товаров (работ, услуг) организациями, указанными в абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только в отношении товаров собственного производства и выполнения работ (оказания услуг) собственными силами. Реализация приобретенных товаров (работ, услуг) от обложения названным налогом не освобождается. Правовая позиция по этому вопросу изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 № 11351/01.

Необходимость уплаты налога на добавленную стоимость в рассматриваемом случае обусловлена действиями, совершенными обществом после заключения государственного контракта и договоров подряда (привлечение субподрядных организаций) и направленными на увеличение стоимости работ.

Неправомерно возложение на добросовестного покупателя обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, не предъявленного к оплате продавцом, использующим гражданские права в целях ограничения конкуренции, получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и злоупотребляющим правом в иных формах (постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 № 16970/10).

Таким образом, суды тоже не имеют единого мнения в отношении начисления НДС по госконтрактам.

krugПОЗИЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий «упрощенку», заключается на условиях, определенных положением о закупке.

- Письмо от 13.07.2016 № Д28и-1834.

Особые правила по Закону № 223-ФЗ

Заказчик в целях оценки заявок не вправе уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС.

В отличие от госзакупок НДС «упрощенец» не уплачивает в качестве налогового агента.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015).

Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить порядок формирования цены договора, в том числе необходимость учета НДС при формировании цены договора.

При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.

Например, при сопоставлении и оценке заявок при проведении закупки заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.

В случаях, когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС, либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, то в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации (письмо Минэкономразвития России от 30.09.2015 № Д28и-2782).

Если иное не предусмотрено положением о закупке и условиями конкретного запроса котировок, сравнение предложенных цен должно осуществляться вне зависимости от того, включают они НДС или не включают его по причине того, что лица, предлагающие такие цены, освобождены от уплаты НДС. То есть сравнению подлежат абсолютные (полные) цены, предложенные участниками.

В то же время если документацией о закупке установлено, что сравнение заявок по цене осуществляется за вычетом НДС (для тех заявок, которые поданы участниками – плательщиками НДС), то именно так и должна быть произведена оценка.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

В случае выставления «упрощенцем» счета-фактуры сумму налога придется перечислить в бюджет.

Последствия выставления счета-фактуры

Срок для предъявления НДС связан со сроком выставления счета-фактуры. В счете-фактуре продавец выделяет сумму налога, что свидетельствует о предъявлении покупателю НДС.

Счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней со дня наступления следующих событий:

  • отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • передачи имущественных прав;
  • получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Если «упрощенец» выставил счет-фактуру с НДС, то в этом случае компания-«упрощенец» должна уплатить налог.

Если «упрощенец» выбирает безопасную стратегию, то такая компания или предприниматель уплачивают НДС.

При заключении субподрядного договора «упрощенец» выставляет счет-фактуру.

Счет-фактуру нужно будет выставить, если:

1) организация является налоговым агентом по НДС (письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@);

2) организация является комиссионером или агентом, который приобретает или продает товары (работы, услуги) от своего имени, но в интересах комитента или принципала (письма Минфина от 25.06.2014 № 03-07-РЗ/30534, от 20.07.2012 № 03-07-09/86);

3) организация является участником договора простого товарищества, ведущим общие дела, или доверительным управляющим и в рамках этого договора получает авансы или отгружает товары (работы, услуги).