+7 (8442) 26-64-41

г. Волгоград улица Ангарская дом 17 офис 609

Гаврилина И. Э.

Гаврилина И. Э.,
консультант коммерческого директора
по налоговым
и экономическим вопросам

Предостережение о недопустимости нарушения
обязательных требований

Предприниматель может допустить оплошность, которая не несет вреда окружающим и государству. И что? Наказывать его рублем? И это в условиях экономической нестабильности, когда сложно найти поставщиков и покупателей. Поэтому не так давно на правительственном уровне решили, что с мелкими нарушениями законодательства лучше бороться не штрафами, а путем предостережений.

Результатом политики смягчения ответственности послужило постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».

Предостережение служит целям соблюдения законодательства в дальнейшем. Фактически в этом документе вам говорят, что можно делать, а что нельзя.

В предостережении указываются:

а) наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение;

б) дата и номер предостережения;

в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;

д) информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

е) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

ж) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;

з) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;

и) контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.

Профилактика нарушения обязательных требований

arrow black bottom

Размещение на официальных сайтах в Интернете для каждого вида контроля перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования

arrow black bottom

Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по их соблюдению, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований – комментирование новшеств и разработка рекомендаций по их внедрению

arrow black bottom

Регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности контроля и размещение данной информации на официальных сайтах в Интернете

arrow black bottom

Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям

Кто и в каких случаях может вынести предостережение?

Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Каждый орган контроля публикует свои приказы, которые регламентируют выдачу предостережений. Например, Федеральная антимонопольная служба живет по приказу ФАС России от 28.12.2015 № 1318/15 «Об утверждении Порядка направления предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства».

В случае с нарушением антимонопольного законодательства основанием для направления предостережения является информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Но в целом предостережение объявляется в определенных законом случаях. Объявление предупреждения последует, если из сведений, поступивших в орган контроля, можно сделать вывод, что произошло или может произойти нарушение обязательных требований, но:

  • оно является незначительным;
  • виновник ранее к ответственности не привлекался;
  • сведения не являются анонимными.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Для вынесения и направления предостережения у контролирующего органа есть 30 дней на получение приведенных выше сведений, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Что делать при получении предостережения?

При получении предостережения возможны две ситуации:

1. Исправление ошибок, недочетов на основании предостережения.

2. Обжалование предостережения.

Получатель в срок не менее 60 дней со дня направления предостережения должен направить уведомление о его исполнении. В уведомлении следует указать (со ссылкой на дату и номер предостережения) сведения о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. Уведомление оформляется при отсутствии возражений на предостережение.

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.

В возражениях указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика – юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Направляя возражения, юридическое лицо должно не только указать стандартную информацию о себе (наименование, ИНН), о полученном предостережении (дата составления, номер), но и обосновать свою позицию в отношении названных в предостережении действий.

Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, либо иными указанными в предостережении способами.

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

Но если ответ вас не устроит, его можно обжаловать. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ. В настоящее время уже складывается практика в отношении обжалования предупреждений. В качестве примера можно назвать Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.03.2017 № 33а-2829/2017. Генеральный директор СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Л. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать предостережение прокурора Московского района Санкт-Петербурга от 08.08.2016 № 03-09-2016, направленное в его адрес, незаконным. Но из материалов дела усматривается, что оспариваемое предостережение основано на нормах законодательства о безопасности дорожного движения, регламентирующего оборудование транспортных средств детскими удерживающими устройствами, которое одинаково применимо как к юридическим лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, так и к любым иным владельцам автотранспортных средств, то есть непосредственно не обусловлено осуществляемой экономической деятельностью СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

Аналогичным образом не в пользу истца сложилась практика в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 25.01.2017 № 33а-1209/2017. Председатель товарищества собственников жилья указал на незаконность предостережения о недопустимости отключения от электроэнергии объектов, подключенных к принадлежащей собственникам помещений жилищного комплекса энергоустановке, предостережение препятствует ведению деятельности по управлению товариществом и комплексом (имуществом) многоквартирных жилых домов и отключению незаконно подключенных потребителей. Но суд с этим доводом не согласился. Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для вынесения предостережения председателю ТСЖ «ЖК «Радужный» Ш., поскольку в ходе проверки было установлено намерение ТСЖ «ЖК «Радужный», в нарушение требований п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», произвести отключение электроснабжения, которое могло повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В предостережении должен быть приведен срок для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о его исполнении – не менее 60 дней со дня направления предостережения.

Но справедливости ради нужно отметить, что есть и судебная практика в пользу компаний.

В Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 20.06.2016 № 33а-7991/2016 суд согласился с тем, что предостережение было выдано неправомерно. ТО управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Балахтинском районе обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предостережения прокурора Балахтинского района ФИО5 о недопустимости нарушения закона. Суд указал на отсутствие оснований для проведения проверки деятельности индивидуального предпринимателя ФИО6 на предмет соответствия СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881. По мнению суда, оспариваемое предостережение прокурора нельзя признать законным и обоснованным.

В заключение следует отметить, что предупреждения положительно себя зарекомендовали в рамках антимонопольного законодательства, поскольку позволяют снизить риски, избежать штрафов, а кроме того, могут быть обжалованы компанией или предпринимателем.

Доступ к полным текстам статей осуществляется по подписке. Несколько статей каждого номера находятся в открытом доступе. Также Вы можете получить один из номеров журнала бесплатно. Если Вам понравился наш журнал, информацию по подписке можно получить здесь. Вот список подписок, которые позволяют читать эту статью:

Годовой доступ к электронной версии журнала "Упрощенная бухгалтерия" (5700 руб.) - Войти и оплатить

Поделиться