Поделиться статьёй:

ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

 Морозов И. В.

Морозов И. В., налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

ПРОБЛЕМА 

Организация имеет большой штат работников. Можно ли назначить не одно, а два или более специально уполномоченных лиц на работу по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей к ним?

 

РЕШЕНИЕ

В соответствии с п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя (см. также письмо Роструда от 18.03.2008 № 656-6-0). Если работодатель не издал приказ (распоряжение) о назначении лица, ответственного за указанную работу, исполнение данных обязанностей остается за работодателем. Ведение, хранение, учет и выдача трудовых книжек должна осуществляться исключительно лицом, состоящим в штате организации-работодателя.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Обязанность ведения трудовой книжки возложена на работодателя (за исключением работодателей – физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и не имеют права оформлять трудовые книжки).

По нашему мнению, трудовые обязанности по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек могут быть возложены в соответствии с трудовым договором или должностной инструкцией на нескольких работников. Однако из буквального прочтения п. 45 Правил следует, что ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек возлагается приказом работодателя только на одно специально уполномоченное лицо, которое в соответствии с п. 35 Правил и заверяет своей подписью все записи, внесенные трудовую книжку увольняющегося работника за время работы у соответствующего работодателя, а также представляет в бухгалтерию организации отчет о наличии бланков трудовой книжки и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них (п. 42 Правил). Законом не установлено каких-либо требований к оформлению приказа работодателя о назначении специально уполномоченного лица, ответственного за ведение трудовых книжек, поэтому он составляется в свободной форме.