Поделиться статьёй:

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Изменения в правовые формы
юридических лиц

Бортников В. В.

Бортников В. В.,

практикующий юрист

 

01 сентября 2014 г. вступили в силу масштабные поправки в ГК РФ (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ). В частности, изменения коснулись гл. 4 ГК РФ, регулирующей правовое положение юридических лиц, их правоспособности, организационно-правовых форм, органов управления, требований к учредительным документам и многого другого.

Теперь все юридические лица делятся на корпоративные организации (коммерческие и некоммерческие) и унитарные организации. Коммерческие корпоративные организации могут создаваться в форме:

1) хозяйственных товариществ (полное товарищество и товарищество на вере);

2) хозяйственных обществ:

  • АО (публичные и непубличные);
  • ООО;

3) производственных кооперативов;

4) крестьянских (фермерских) хозяйств;

5) хозяйственных партнерств.

Некоммерческие корпоративные организации могут создаваться в форме:

  • потребительских кооперативов;
  • общественных организаций;
  • ассоциаций (союзов);
  • товариществ собственников недвижимости;
  • казачьих обществ и общин коренных малочисленных народов РФ.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Как и раньше, большинство из них при соблюдении ограничений, установленных гл. 26.2 НК РФ, вправе применять УСН.

Некоммерческие организации

В новой редакции ст. 50 ГК РФ устанавливает закрытый перечень некоммерческих организаций, который включает в себя 11 организационно-правовых форм. Как и прежде, НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью, однако без изменений данные положения не остались. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 66.2 ГК РФ).

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, которые перечислены в ст. 2 ГК РФ, правила Гражданского кодекса РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

ОДО запретили

В новой редакции ГК РФ предусматривает возможность создания хозяйственных товариществ в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества) и хозяйственных обществ в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Таким образом, создание обществ с дополнительной ответственностью больше не предусмотрено.

К обществам с дополнительной ответственностью, созданным до 01 сентября 2014 года, будут применяться нормы Гражданского кодекса РФ об обществах с ограниченной ответственностью, то есть фактически общества с дополнительной ответственностью «заменяются» обществами с ограниченной ответственностью.

Регистрация и ликвидация юридических лиц, учредительные документы

Новая редакция ст. 52 ГК РФ устанавливает единый учредительный документ для хозяйственных обществ (устав) и единый учредительный документ для хозяйственных товариществ (учредительный договор). Для регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом. Также юрлица могут действовать на основании единого типового устава, утвержденного учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (п.п. 2, 3 ст. 52 ГК РФ).

Еще одним новшеством стала возможность закрепления в учредительных документах предоставления полномочий выступать от имени юридического лица нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Напомним, что ранее полномочия выступать от имени юридического лица могли быть переданы только одному лицу.

Изменения в части реорганизации юридических лиц призваны упростить процедуру реорганизации. Так, в соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 57 ГК РФ допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах.

Кроме того, изменениями детально урегулированы вопросы прав кредиторов реорганизованного юридического лица в части досрочного исполнения обязательств. Так, в соответствии с п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица в СМИ (п. 1 ст. 60 ГК РФ), вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства. Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение 30 дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица в СМИ. Данное право не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение в форме независимой безотзывной гарантии кредитной организации, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства или иное обеспечение (п. 4 ст. 60 ГК РФ). Требования кредиторов должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации.

Также ГК РФ дополнен ст. 60.1, которая предусматривает последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица.

Положения ГК РФ, регулирующие процесс ликвидации юрлиц, представлены в новой редакции. Однако, несмотря на этот факт, существенно процедура не изменилась, а лишь подверглась некоторой конкретике (см. ст.ст. 61–64 ГК РФ).

Ответственность

Усилена ответственность лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица. В частности, лицо, которое уполномочено выступать от имени юридического лица, обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

Такие лица несут ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

Также ответственность за причиненные убытки несут члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.

Лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, уполномоченным выступать от имени юридического лица, и коллегиальным органам, обязаны действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и также несут ответственность за убытки, причиненные по их вине.

При совместном причинении убытков вышеперечисленные лица обязаны возместить убытки солидарно. При этом ограничить ответственность данных лиц невозможно каким-либо соглашением об ограничении ответственности. Такое соглашение признается ничтожным в соответствии с п. 5 ст. 53.1 ГК РФ.

ОАО и ЗАО

Кардинальные изменения коснулись акционерных обществ. Со дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ отменяется деление акционерных обществ на открытые и закрытые. На сегодняшний день акционерные общества могут создаваться в форме публичных и непубличных обществ.

Публичным будет признаваться акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Остальные общества, не отвечающие данным признакам, будут признаваться непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Следовательно, основное отличие публичного акционерного общества от непубличного будет заключаться в том, что акции и иные ценные бумаги публичного общества смогут размещаться путем публичной подписки или смогут публично обращаться.

Закон № 99-ФЗ отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов одного акционера. Ранее такие ограничения могли быть предусмотрены уставом АО. Также публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК РФ).

Начиная с 01 сентября 2014 г. обязанность по ведению реестра акционеров и исполнение функций счетной комиссии должны осуществляться независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ). Отметим, что данное требование распространяется только на публичные АО.

Еще одно существенное изменение касается проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО. Так, в соответствии с п. 5 ст. 67.1 ГК РФ акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

Перерегистрация ЗАО

Законодательством не предусмотрена необходимость проведения реорганизаций, ликвидаций, перерегистрации юридических лиц в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ (п. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Юридические лица (в том числе ЗАО) просто должны внести необходимые изменения в свои уставы (в том числе и в свои наименования) для приведения их в соответствие с требованиями Закона № 99-ФЗ. Поскольку закрытые акционерные общества не вправе производить открытую подписку (п. 2 ст. 39 Закона об АО), то ЗАО «превращаются» в непубличные правовые общества, но при этом такое общество вправе указать в своем фирменном наименовании и в уставе, что оно является публичным обществом, если в планы общества входит проводить открытую подписку на свои ценные бумаги (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

Таким образом, помимо внесения иных необходимых изменений в устав, ЗАО должно будет изменить свое наименование: убрать из него указание типа общества «закрытое» и при наличии такого желания указать, что общество является публичным. Требования указывать в наименовании, что общество является непубличным, закон не содержит.

Сроки внесения изменений в устав и наименование общества законом не установлены. Согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования подлежат приведению в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы со дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ и до приведения их в соответствие действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Также со дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ к закрытым акционерным обществам применяются нормы гл. 4 ГК РФ об акционерных обществах. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).