Поделиться статьёй:

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Вопрос-ответ

 Морозов И. В.

Морозов И. В.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

В каком размере ИП в 2014 году может уменьшать единый налог на сумму уплаченных страховых взносов?  

Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы не только на сумму страховых взносов, уплачиваемых за страхование своих работников, но и на сумму страховых взносов, уплачиваемых за себя в виде фиксированного платежа (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие УСН, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода, не превышающего 300 000 руб., не позднее 31 декабря календарного года, страховые взносы в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., – не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, кроме случаев прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Исходя из изложенного, индивидуальный предприниматель вправе учесть в целях налогообложения уплаченные им страховые взносы в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода, не превышающего 300 000 руб., а также исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

 

Субсидия для сельскохозяйственных товаропроизводителей получена организацией в 2014 году в целях компенсации расходов на покупку основных средств и других затрат 2013 года. Организация применяет УСН с объектом обложения «доходы минус расходы». Следует ли включать в состав доходов при исчислении налога, подлежащего уплате в связи с применением УСН, суммы полученных в 2014 году субсидий?

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с п. 1 которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Иными словами, компенсируются затраты, возникшие в связи с деятельностью организации.

В общем случае субсидии, полученные из бюджета на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, любые коммерческие организации учитывают в составе доходов, поскольку указанные субсидии не поименованы в ст. 251 НК РФ в составе доходов, не учитываемых при налогообложении (см., например, письмо Минфина России от 23.05.2013 № 03-03-06/1/18416, письмо УФНС России по г. Москве от 24.03.2010 № 16-15/030672@).

Не сделано каких-либо исключений и для организаций на УСН. В частности, в письме от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18694 специалисты Минфина России, проанализировав положения пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ, указали на то, что денежные средства в виде субсидий, полученные из бюджета организацией в целях возмещения затрат, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Таким образом, суммы полученных в 2014 году субсидий, выделяемых сельскохозяйственным товаропроизводителям на покупку основных средств и других затрат 2013 года, являются объектом налогообложения в целях исчисления налога, уплачиваемого при применении УСН.

 

Если работник не идет в отпуск по графику, надо ли внести изменения в график отпусков?

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, не позднее чем за две недели до наступления календарного года. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (часть вторая ст. 123 ТК РФ), поэтому при переносе отпуска на другое время нужно внести изменения в график. Перенос отпуска производится в порядке, установленном законом, на основании документа, составленного в произвольной форме (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утв. постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1). Такими документами являются заявление работника (часть вторая ст. 124 ТК РФ), приказ об отзыве из отпуска с отметкой о согласии работника (часть вторая ст. 125 ТК РФ) и другие.

 

Работник использовал часть ежегодного оплачиваемого отпуска – 7 календарных дней. В каком кадровом документе должен отражаться фактический период работы, соответствующий предоставленной работнику части отпуска?

Ежегодный отпуск предоставляется работнику за рабочий год. Такой вывод следует из норм трудового законодательства (части первой ст. 122, части третьей ст. 124, части второй ст. 126, абзаца пятого части второй ст. 137 ТК РФ, п. 1 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Народным Комиссариатом Труда СССР 30.04.1930 № 169). Именно рабочий год следует указывать в соответствующей графе формы № Т-6, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

По истечении шести месяцев непрерывной работы работник получает право на использование отпуска за первый год работы (часть вторая ст. 122 ТК РФ), а не на отпуск за полгода. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск при этом предоставляется работнику в полном размере – 28 календарных дней, если законом не установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска.

Если сотрудник берет отпуск меньшей продолжительности, чем ему положено ежегодно (например, 7 календарных дней), то это означает, что ежегодный отпуск был разделен по соглашению сторон на части и сотрудник использовал часть отпуска (ст. 125 ТК РФ). Законодательством не установлено, что в этом случае часть отпуска предоставляется не за рабочий год, а за иной («фактически отработанный») период времени. Поэтому даже при использовании отпуска по частям каждая часть отпуска будет предоставляться за соответствующий рабочий год.

Информация об отпусках отражается работодателем в приказах о предоставлении отпусков и графике отпусков (формы № Т-6 и № Т-7). Кроме того, учет всех видов отпусков, предоставляемых работнику в период его работы в организации, ведется в разделе VIII «Отпуск» личной карточки работника (форма № Т-2). Ни в одном из этих документов не отражается информация о «фактических» (не совпадающих с рабочим годом) периодах работы, соответствующих предоставляемым работнику частям ежегодных отпусков. Какого-либо документа, в котором бы отражалась такая информация, нормативными актами не предусмотрено. Разумеется, работодатель вправе самостоятельно разработать такой документ и порядок его заполнения. Однако по вышеизложенным основаниям документирование этих сведений не будет иметь юридического значения.

 

Является ли указанное в ч. 4 ст. 36 ЗК РФ право ограниченного пользования сервитутом?

Основания возникновения сервитута (права ограниченного пользования земельным участком) установлены как земельным (ст. 23 ЗК РФ), так и гражданским (ст. 274 ГК РФ) законодательством. Так, согласно ст. 274 ГК РФ сервитутом признается право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения нужд собственника недвижимого имущества, в том числе для обеспечения прохода и проезда через земельный участок. Сервитут носит вещный характер и обременяет непосредственно земельный участок, в связи с чем распространяется не только на право собственности, но и на все иные права, которые возникают на этот земельный участок.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Из содержания п. 4 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Таким образом, собственник земельного участка (государство, гражданин или юридическое лицо) принимает решение о предоставлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком лицу, владеющему большей частью помещений в здании, другим же предоставляется лишь право ограниченного пользования в целях обеспечения возможности использования имеющихся у них помещений.

Минэкономразвития России, разъясняя положения п. 4 ст. 36 ЗК РФ, прямо указало: «Порядок установления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) регулируется положениями ст. 23 Земельного кодекса и ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации» (письмо от 01.04.2011 № Д23-1358).

О том, что в указанной норме под правом ограниченного пользования земельным участком понимается именно сервитут, говорится и в судебной практике (см., например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 № 01АП-4326/11, постановление ФАС Московского округа от 11.12.2002 № КГ-А40/8076-02).