Поделиться статьёй:

В соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога данная сумма налога исчисляется ими к уплате в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Как указано в постановлении Пленума ФАС РФ от 30.05.2014 № 33, в пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет. Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена.

Учитывая изложенное, суды верно пришли к выводу о том, что общество, применяющее УСН, не является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость и не вправе предъявлять к вычету суммы НДС, ранее исчисленные с авансовых платежей.

Вместе с тем, довод общества о переплате и отсутствии оснований к начислению пеней и штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ суды отклонили, указав на необходимость его исследовать в рамках заявления, поданного по ст. 78 НК РФ. По мнению судов, общество выбрало ненадлежащий способ защиты права.

В силу ч. 1 ст. 75 НК РФ (в редакции, действующий в проверяемый период) пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Также от неуплаченной суммы налога исчисляется штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Учитывая диспозиции ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ, вывод судебных инстанций о необходимости проверки факта уплаты и переплаты налога за период начисления пеней и привлечения общества к налоговой ответственности при применении иного способа защиты права, чем заявлен обществом, не основан на нормах права.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.04.2017 № Ф08-1876/17