Поделиться статьёй:

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 Морозов И. В.

Морозов И. В.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

Вопрос-ответ

На предприятии приказом утвержден перечень лиц и лимит на компенсацию расходов на сотовую связь. Сим-карты у работников личные, корпоративных нет. Какими документами должны отчитаться работники за фактические расходы по сотовой связи? Является ли квитанция из терминала, если в ней указан телефон, документом-подтверждением? Можно ли учитывать эти расходы по налоговому учету («доходы-расходы»)?

Трудовое законодательство обязывает работодателя возместить работнику затраты, связанные с использованием им личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Обратите внимание, что в ст. 188 ТК РФ четко сказано, что размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Поэтому мы считаем, что в данной ситуации размер компенсационной выплаты, полагающейся сотруднику, необходимо закрепить не в приказе, а именно в трудовом договоре. Отметим, что изменения в трудовой договор можно внести путем заключения к нему соответствующего дополнительного соглашения.

Кроме того, как мы понимаем, в рассматриваемой ситуации работник также пользуется собственным мобильным телефоном.

Тогда, на наш взгляд, в дополнительном соглашении к трудовому договору следует прописать условие, что в связи с использованием личного телефона в служебных целях сотруднику выплачивается компенсация за использование личного имущества в размере, например, 200 руб. и возмещаются расходы на сотовую связь в размере, например, 600 руб.

В случае если организация этого делать не будет, не исключено, что при проверке налоговые органы сочтут использование личного телефона сотрудника в производственной деятельности организации (служебные телефонные переговоры) использованием на безвозмездной основе. В этом случае у организации возникает подлежащий налогообложению внереализационный доход от безвозмездно полученных имущественных прав на телефон (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, п. 8 ст. 250 НК РФ, письма Минфина России от 31.10.2008 № 03-11-04/2/163, от 01.07.2008 № 03-11-04/2/93).

Правда, с учетом в расходах компенсации за телефон могут возникнуть сложности, так как в закрытом перечне упомянуты затраты на компенсацию за использование автомобилей и мотоциклов, иного имущества в нем нет.

С компенсацией расходов на саму связь проблем не должно возникнуть, дополнительно рекомендуем утвердить перечень должностей сотрудников, которые используют личные мобильные телефоны в работе. А в их должностных инструкциях при этом прописывается необходимость использования мобильника в работе. Также в качестве документального подтверждения потребуются детализированные счета оператора связи.

В письме УФНС России по г. Москве от 20.09.2006 № 20-12/83834 специалисты УФНС поясняют, что в случае, когда договор с оператором сотовой связи заключен не с организацией, а именно с работником, документом, подтверждающим расходы, будет являться детализированный отчет оператора сотовой связи, выписанный на физическое лицо.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации, например, из детализации, будет видно, что сотрудник за месяц израсходовал на служебные переговоры сумму, которая окажется меньше фиксированной величины, установленной в трудовом договоре, то учесть в целях налогообложения можно будет только ту сумму, которая фактически была израсходована работником.

Из вышесказанного следует, что в рассматриваемой ситуации дополнительно к установленным вами положениям необходим детализированный отчет оператора сотовой связи. Следует отметить, что подтверждающие документы должны содержать обязательные реквизиты первичных учетных документов, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». 

 


Мы применяем УСН. С юридическим лицом, применяющим ОСН, заключен агентский договор на оказание клиентам данного юрлица информационно-технологических услуг. Выступаем в роли агента, оказывающего услуги от своего имени и за счет принципала. По договорам с конечными пользователями мы получаем реализацию на наш р/с и ежемесячно оплачиваем принципалу полученные средства за вычетом агентского вознаграждения.
На какую сумму должны выставляться конечным пользователям счета-фактуры с НДС: на всю сумму полученных нами средств от клиента или за вычетом нашего агентского вознаграждения? Может ли принципал выставить нам один счет-фактуру в конце месяца на основании представленного нами отчета с перечислением клиентов в формулировке счета-фактуры? Или необходимо перевыставление счетов-фактур от принципала «дата в дату» от выставленных нами? С какой суммы мы как агент платим УСН?

По мнению Минфина России, комиссионеры (агенты) составляют комитентам (принципалам) счета-фактуры по приобретенным для них товарам (работам, услугам) на основании счетов-фактур, полученных от продавцов (письмо Минфина России от 30.09.2014 № 03-07-14/48815). При этом чиновники ссылаются на Правила заполнения счета-фактуры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – постановление № 1137).

Финансовое ведомство отметило, что исключений в отношении комиссионеров (агентов), применяющих «упрощенку», в указанных Правилах не предусмотрено. ФАС Центрального округа в постановлении от 09.12.2008 № А62-2534/2008 также пришел к выводу, что комиссионер, применяющий УСН, при приобретении товаров, работ, услуг для комитента выписывает счет-фактуру с отражением показателей счета-фактуры, выставленного продавцом комиссионеру.

Комиссионеры (агенты), реализующие от своего имени товары (работы, услуги), имущественные права, выставляют покупателям товаров (работ, услуг), имущественных прав счета-фактуры в соответствии с порядком, предусмотренным п. 3 ст. 168, ст. 169 НК РФ, а также Правилами заполнения счета-фактуры, утв. постановлением № 1137.

Счета-фактуры, выставленные покупателям при отгрузке комиссионных товаров или при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, комиссионеры регистрируют в части 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (пп. «а» п. 7 Правил ведения журнала учета).

Сведения о выставленных покупателям счетах-фактурах комиссионер передает комитенту, на которого возложена обязанность по перевыставлению в адрес комиссионера счетов-фактур с аналогичными показателями. В таких перевыставленных комитентом в адрес комиссионера счетах-фактурах в качестве покупателя указываются сведения о реальном покупателе товаров (пп.пп. «и», «к», «л» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением № 1137), а в качестве даты составления – дата выписки счета-фактуры комиссионером покупателю (пп. «а» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением № 1137).

При этом обязанность по представлению комиссионером комитенту заверенных копий счетов-фактур, выставленных в адрес покупателя, законодательством не установлена (письмо Минфина России от 15.05.2012 № 03-07-09/51).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 № 1279, которым были внесены изменения в постановление № 1137, вступившие в силу с 01.01.2015, в случае если комиссионер при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставил двум и более покупателям счета-фактуры от одной даты, комитент вправе перевыставить комиссионеру один «сводный» счет-фактуру на эту дату.

Поступившие от комитента перевыставленные счета-фактуры, в том числе «сводные», комиссионер регистрирует в части 2 журнала учета (пп. «а» п. 11 Правил ведения журнала учета). При этом сведения о полученном от комитента перевыставленном счете-фактуре (в том числе «сводном»), отраженные в графах 8, 9 и 4 части 2 журнала учета, комиссионер указывает в графах 10–12 части 1 журнала учета (пп.пп. «к» – «м» п. 7 Правил ведения журнала учета).

Выставленные покупателям счета-фактуры и полученные от комитента перевыставленные счета-фактуры в книгах покупок и книгах продаж у комиссионера не регистрируются (пп. «в» п. 19 Правил ведения книги покупок, п. 20 Правил ведения книги продаж).

Также счет-фактура, выставленный посредником, который действует от своего имени, является основанием для вычета у покупателя (п. 1 ст. 169 НК РФ). Напомним также, что налогоплательщики, применяющие УСН и осуществляющие операции по реализации посреднических услуг, по суммам комиссионного (агентского) вознаграждения счета-фактуры не выставляют.

Доходом посредника (комиссионера, агента, поверенного), применяющего УСН, является только сумма комиссионного, агентского или иного аналогичного вознаграждения (в том числе дополнительного вознаграждения, выплата которого может быть предусмотрена договором). Данная позиция неоднократно подтверждалась Минфином России (см., например, письма Минфина России от 31.03.2014 № 03-11-11/14007, от 09.12.2013 № 03-11-11/53640). Вознаграждение учитывается в доходах для целей налогообложения в том объеме, в котором оно предусмотрено договором, заключенным с принципалом (комитентом, доверителем).