Поделиться статьёй:

 Морозов И. В.

Морозов И. В.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

Вопрос-ответ

Организация применяет УСН с объектом обложения «доходы». По решению арбитражного суда ей на расчетный счет перечислили взыскиваемую задолженность и сумму государственной пошлины, уплаченной ранее при подаче иска.

Следует ли учитывать в составе доходов сумму возмещенной государственной пошлины при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН с объектом обложения «доходы»?

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Ссылаясь на указанные нормы, Минфин России в своих разъяснениях неоднократно указывал, что присужденную судом сумму возмещения должником уплаченной за обращение с иском в суд госпошлины организация должна включить в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на день поступления денежных средств на счет в банке (письма Минфина России от 17.05.2013 № 03-11-06/2/17357, от 24.02.2012 № 03-11-06/2/34, от 20.02.2012 № 03-11-06/2/29).

Организация (УСН), занимающаяся подрядными работами (ремонт котлов), для их проведения приобретает материалы, в стоимости которых выделен НДС. После выполнения подрядных работ организация составляет смету. Нужно ли указывать в смете НДС по приобретенным материалам?

В первую очередь напомним о «входном» НДС при применении УСН.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), подлежащим включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16 и ст. 346.17 НК РФ, учитываются в составе расходов, уменьшающих доходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

То есть, во-первых, налоговую базу уменьшает налог только с такой стоимости, которую «упрощенцы» вправе считать расходом, а во-вторых, лишь в тот момент, когда она будет учитываться, то есть после оплаты и соблюдения условий, указанных в п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ, на который ссылается п. 2 ст. 346.16 НК РФ, при упрощенной системе все расходы должны подтверждаться соответствующими документами и быть экономически обоснованными. Однако НК РФ не содержит исчерпывающего перечня документов, доказывающих расходы. Документом, являющимся подтверждением произведенных расходов, в виде суммы уплаченного налога на добавленную стоимость, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 04.10.2005 № 03-11-04/2/94, может быть платежное поручение, имеющее необходимые реквизиты первичного учетного документа.

Таким образом, организации-»упрощенцы» включают суммы «входного» НДС со стоимости приобретенных материалов, оплаченных и учитываемых согласно ст. 346.16 и ст. 346.17 НК РФ в расходы на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Перейдем к рассмотрению выполнения подрядных работ и составлению сметы.

Подрядные отношения регулируются главой 37 ГК РФ «Подряд». В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 1 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой.

Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией и сметой, определяющей цену работы. Поэтому смета является неотъемлемым приложением к договору подряда. Так же как и в техническую документацию, в смету могут вноситься изменения. В ст. 743 ГК РФ изложено общее правило: подрядчик, полагая, что необходимы дополнительные работы, которые увеличат сметную стоимость, обязан известить заказчика. Если в течение 10 дней ответ не придет, работы должны быть приостановлены. Связанные с этим убытки придется возмещать заказчику, если только он не найдет убедительных доводов, что ничего предпринимать не требовалось.

Бухгалтер редко сталкивается с составлением сметы. Обычно этим занимаются сметчики или специальные организации.

Определение стоимости строительной продукции регулируется Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее - Методика).

Методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ (далее - строительства), осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию.

Этот документ был разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основе методических и нормативных документов, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года, и носит рекомендательный характер.

Положения, приведенные в Методике, предназначены для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования. Соответственно, она может применяться и организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Самый распространенный метод при составлении сметы - базисно-индексный, при котором в зависимости от начала строительства (выполнения СМР) используются индексируемые цены 2000 года, 1991 года или 1984 года.

Существуют и другие методы:

  • ресурсный. В нем оперируют человеко-, машино-часами и прочими натуральными показателями, а стоимость считают по текущим расценкам;
  • ресурсно-индексный. С теми же показателями, только к базисным расценкам дается поправка;
  • базисно-компенсационный. Расценки - базисные, но в стоимости учитывается рост цен и тарифов.

Еще один метод - ориентироваться на цифры предыдущих заказов.

Смета при «упрощенке»

Прежде чем выполнять строительные или ремонтные работы, на них составляют смету. В нее закладывают прямые и накладные расходы подрядчика, а также его прибыль. Подсчитать величину накладных расходов и сметной прибыли организация может, исходя из собственных (индивидуальных) норм или используя утвержденные нормативы. Однако в них заложены расходы по уплате налогов, которые предприятие, перешедшее на «упрощенку», не платит (например, расходы по уплате ЕСН, налога на прибыль и на имущество). Поэтому если, составляя смету, организация решила руководствоваться утвержденными нормативами накладных расходов и сметной прибыли, то ей нужно исключить из них расходы по уплате перечисленных налогов. В то же время в смете, наоборот, нужно предусмотреть расходы по уплате «входного» НДС поставщикам, ведь этот налог при «упрощенке» нельзя предъявить к вычету из бюджета.

При составлении сметы организации, применяющие УСН, могут руководствоваться разъяснениями Госстроя России, данными в письме от 06.10.2003 № НЗ-6292/10 (далее - Письмо).

В Письме приведен пример условного расчета затрат на уплату НДС, где в третьем столбце как раз и указан НДС, учитываемый при составлении расчета, и в т.ч. и для позиции закупаемых материалов. Правда там он указан еще в значении 0,2, что соответствовало имевшей в 2003 году ставке НДС - 20%, а сейчас надо учитывать изменившуюся ставку НДС - 18%, или, соответственно, подставлять в расчет коэффициент 0,18. Этот расчет ввел многих бухгалтеров в заблуждение. Одни решили, что его результат необходимо предъявлять заказчику сверх сметы, другие - что в нем участвует не «входной» НДС, а начисляемый на свои работы. На самом деле это всего лишь одна из расходных позиций, то есть один из видов затрат подрядчика, применяющего УСН.

Кроме того, Письмо рассматривает и другие поправочные коэффициенты, необходимые для правильного составления сметного расчета для организации, применяющей УСН.

Из вышесказанного следует, что сумма НДС в смете указывается исходя как из стоимости выполняемых работ, так и из стоимости материалов, необходимых для выполнения этих работ.

Распространяется ли обязанность работодателя, предусмотренная ст. 64.1 ТК РФ (в части сообщения представителю по последнему месту работы (службы) о заключении трудового договора), на заключение трудового договора с бывшими работниками ПФ РФ, ФСС РФ и другими работниками, поименованными в ст. 349.2 ТК РФ?

В соответствии с частью первой ст. 349.2 ТК РФ на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

Действительно, в качестве одной из мер по противодействию коррупции ч. 2 ст. 12 Закона № 273-ФЗ устанавливает обязанность граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч. 1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В свою очередь, работодатель при заключении трудового договора с таким бывшим государственным или муниципальным служащим в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

Аналогичные требования устанавливает ст. 64.1 ТК РФ.

Однако, как следует из содержания части первой ст. 349.2 ТК РФ, на перечисленных в указанной норме работников распространяются не все требования Закона № 273-ФЗ, а лишь те из них, которые предусмотрены Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Правительством РФ было принято постановление от 05.07.2013 № 568. Из его содержания не следует обязанность бывших работников организаций, поименованных в ст. 349.2 ТК РФ, в каких-либо случаях извещать нового работодателя о своем предыдущем месте работы, а равно обязанность нового работодателя уведомлять о приеме на работу такого работника его бывшего работодателя.

Сами же по себе нормы ст. 12 Закона № 273-ФЗ и ст. 64.1 ТК РФ распространяются лишь на бывших государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы); субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (далее - государственные органы субъектов РФ); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Должности муниципальной службы - это должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Вместе с тем организации, поименованные в ст. 349.2 ТК РФ, не являются ни федеральным государственными органами, ни государственными органами субъектов РФ, ни органами местного самоуправления, ни иными, указанными в приведенных выше нормах субъектами, а значит, работающие в них лица ни к государственным, ни к муниципальным служащим не относятся. Следовательно, требования ст. 64.1 ТК РФ на них не распространяются.