Поделиться статьёй:

Решение Верховного Суда Удмуртской республики
от 7 сентября 2020 г. по делу № 12-211/2020
"Об отмене штрафа за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора"

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Н. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 7 сентября 2020 года жалобу Акционерного общества «Ижевский механический завод» на постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска от 27 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Ижевский механический завод»,

установила:

25 мая 2020 года главным специалистом – экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Горевым А.А. в отношении Акционерного общества «Ижевский механический завод» (далее – АО «ИМЗ», организация) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее – КоАП РФ), по факту того, что АО «ИМЗ» не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности предприятия в период ограничительных мероприятий, связанных с недопущением распространении опасного инфекционного заболевания новой коронавирусной инфекции.

Материалы проверки переданы на рассмотрение в Первомайский районный суд города Ижевска, постановлением судьи которого от 27 июля 2020 года, АО «ИМЗ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размер <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с данным постановлением судьи, АО «ИМЗ» обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие в действиях ООО «ИМЗ» события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ. При этом указывает, что Обществом были выполнены все зависящие от него меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, соблюдены все действующие рекомендации и санитарные правила, что подтверждается представленными в материалах дела об административном правонарушении доказательствами.

В судебном заседании представитель доводы жалобы поддержал. 

Выслушав представителя АО «ИМЗ» - Седельникова К.Ю., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Ропотребнадзора по Удмуртской Республике Шутову А.Т., полагавшую постановление судьи законным и обоснованным, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.

Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. 

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, составляют в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

С субъективной стороны правонарушение по статье 6.3 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, главным специалистом – экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Горевым А.А. при проведении эпидемиологического расследования с целью установления причинно-следственных связей формирования очага воздушно-капельных инфекций, установления причинно-следственных связей формирования очага воздушно-капельных инфекций, предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в связи с получением информации из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» о регистрации случая ОВИ множественной неуточненной локализации (экстренное извещение  от 14 апреля 2020 года), получении информации о лабораторном подтверждении новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работника опытно-экспериментального цеха  АО «ИМЗ» и в целях предотвращения возможного возникновения угрозы здоровью людей на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 15 апреля 2020 года  при обследовании опытно-экспериментального цеха  АО «ИМЗ», расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в организации в нарушение пункта 4.7 Рекомендаций в течение рабочего дня в цехе  АО «ИМЗ» не проводится опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа; в нарушение пункта 4.10 Рекомендаций на рабочих местах в цехе  АО «ИМЗ» отсутствуют кожные антисептики для обработки рук; в нарушение пункта 4.11 Рекомендаций в цехе  АО «ИМЗ» отсутствует комната приема пищи. Работники принимают пищу на рабочих местах. Раковины для мытья рук в цехе с подводом холодной и горячей воды установлены только в мужском и женском туалетах. 

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении АО «ИМЗ» протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, судья районного суда пришел к выводу, что АО «ИМЗ» при осуществлении деятельности несвоевременно и не в полном объеме проведены в цехе  предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней, что способствовало возникновению у работников указанного цеха групповой заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19), за что привлек организацию к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

С таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Статьей 24.1 КАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из буквального толкования диспозиции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, по делу должны быть установлены и доказаны нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В силу статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. 

Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, на территории РФ, территории соответствующего субъекта РФ, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (пункт 2 статьи 31 указанного закона).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» установлен с 18 марта 2020 года впредь до особого распоряжения на территории Удмуртской Республики режим функционирования «Повышенная готовность». 

Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах, а также организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработаны для работодателей ряд рекомендаций, приведенных в Письмах от 20 апреля 2020 года № 02/7376-2020-24, от 7 апреля 2020 года № 02/6338-2020-15, от 10 марта 2020 года № 02/3853-2020-27, от 3 марта 2020 года № 02/3401-2020-27.

На основании письма от 20 апреля 2020 года № 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19» (далее – Рекомендация) даны следующие рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 для руководства в работе.

В соответствии с пунктом 4.7 Рекомендации организации необходимо осуществлять опрос и осмотров работников на признаки респираторных заболеваний, с термометрией в течение рабочего дня (рекомендуемая периодичность 1 раз в 4 часа).

Пункт 4.10 работодателю рекомендует обеспечить работников кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами, перчатками. Контролировать за использованием указанных средств.

Также Роспотребнадзор рекомендует при централизованном питании работников – организовать посещение столовой коллективами цехов, участков, отделов в строго определенное время по утвержденному графику.

При отсутствии столовой – запретить прием пищи на рабочих местах, выделение для приема пищи специально отведенной комнаты или части помещения, с оборудованной раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком.

Организовать работу столовых в соответствии с рекомендациями по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в организациях общественного питания.

Оборудовать умывальники для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования (пункт 4.11 Рекомендации).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Таким образом, санитарные правила и гигиенические нормативы, обязанность выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Соответственно Рекомендации, данные Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 21 апреля 2020 года № 02/7495-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли», не являются санитарными правилами и не обеспечены реальным механизмом правового принуждения, с нарушением которых законодатель связывает наступление административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

В связи с этим выводы судьи районного суда о наличии в действиях АО «ИМЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являются неправомерными.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных стаями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление судьи районного суда судьи нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в отношении АО «ИМЗ» на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 КоАП РФ

решила:

постановление судьи Первомайского районного суда города Ижевска от 27 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Ижевский механический завод» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 КоАП РФ в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда 
Удмуртской Республики  Н.Н. Сентякова