Поделиться статьёй:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 октября 2012 г. № 03-04-05/8-1215

Вопрос: Письмами Минфина от 9 февраля 2010 г. N 03-04-05/8-36, от 12 августа 2010 г. N 03-04-05/5-448, от 19 апреля 2011 г. N 03-04-05/5-272, от 6 мая 2011 г. N 03-04-05/1-3, от 12 апреля 2012 г. N 03-04-05/8-501 многократно даны идентичные разъяснения, что лишение одного из родителей родительских прав не означает отсутствия у ребенка второго родителя.

В ряде приведенных писем Минфин обращается к понятиям, данным Семейным кодексом Российской Федерации (далее - Семейный кодекс), говоря о том, что в соответствии со ст. 71 Семейного кодекса родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, но при этом не освобождаются от обязанности содержать своих детей.

Из указанного, по мнению Минфина, следует вывод о том, что в случае лишения одного из родителей родительских прав другой родитель не вправе получать стандартные налоговые вычеты на ребенка в двойном размере, поскольку он не является единственным родителем.

Следует отметить, что Налоговый кодекс содержит четкое определение в абзаце 13 пп. 4 пункта 1 статьи 218 о том, что налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю.

Однако, согласно п. 1 ст. 145 Семейного кодекса, опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Таким образом, Семейный кодекс дает исчерпывающий перечень случаев назначения опеки над ребенком.

Из указанного следует, что опекуну пунктом 1 статьи 218 Налогового кодекса дано право заявить стандартный налоговый вычет в двойном размере, независимо от условий, повлекших опекунство над ребенком.

Однако Минфин усмотрел иную линию в предоставлении законом права родителя, воспитывающего ребенка при наличии лишения родительских прав другого родителя, указав на положения пункта 2 статьи 71 Семейного кодекса, говорящего о том, что лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

Обращаюсь с предложением пересмотреть точку зрения в отношении разъяснений по предоставлению права на получение стандартного налогового вычета в двойном размере родителю, воспитывающему ребенка в одном лице, при наличии лишения родительских прав второго родителя и дать мне возможность воспользоваться законодательно предоставленным правом на пользование указанным вычетом в двойном размере.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно абзацу тринадцатому подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Понятие "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим.

Таким образом, лишение одного из родителей родительских прав не означает отсутствие у ребенка второго родителя, то есть, что у ребенка имеется единственный родитель. Более того, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах (статьи 71, 72 Семейного кодекса Российской Федерации).

Установленное подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса право налогоплательщика на получение стандартного налогового вычета в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю не нарушает принципа равенства налогообложения, так как учитывает объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин