Поделиться статьёй:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/725

Вопрос: Согласно договорным обязательствам с некоторыми контрагентами наша организация выплачивает им авансовые платежи до факта полного оказания услуг. Если в течение определенного договором срока контрагент не предоставляет нашей компании закрывающий комплект документов (счет-фактуру и акт об оказании услуг), наша организация посредством телефонных звонков, электронных писем пытается документально подтвердить оказанные услуги (выполненные работы).

Срок исковой давности по данной задолженности равен трем годам на основании ст. 196 ГК РФ. Если в течение трех лет нам не удается истребовать у контрагента закрывающие документы и дебиторская задолженность остается незакрытой, то на основании п. 2 ст. 266 НК РФ в связи с истечением срока исковой давности для целей налогообложения по налогу на прибыль организаций данная дебиторская задолженность признается безнадежным долгом.

Резерва по сомнительным долгам на организации не создавалось. Организации не признаны банкротами и не прошли процедуру ликвидации.

На основе п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя при отсутствии резерва по сомнительным долгам списывается на увеличение расходов.

В связи с чем имеем мы ли основание полагать, что организация имеет право списать дебиторскую задолженность организаций, не прошедших процедуру банкротства и не ликвидированных в соответствии с официальным порядком, со сроком более 3 лет на внереализационный расход в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ?

Несмотря на истечение срока исковой давности по оказанию услуг (выполнению работ), взаимоотношения с некоторыми контрагентами продолжаются, но по другим хозяйственным операциям.

На основании ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается и начинается заново совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Можно ли считать продолжение взаимоотношений (оказание услуг, перечисление денежных средств) с контрагентом по другим хозяйственным операциям "признанием долга", чтобы срок исковой давности начался заново? Какие действия контрагента можно считать "признанием долга"?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо и по вопросу, относящемуся к своей компетенции, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных расходов учитываются убытки в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, истечение срока исковой давности по той или иной дебиторской задолженности является самостоятельным основанием признания задолженности безнадежной.

При этом с учетом пункта 1 статьи 11 НК РФ понятие срока исковой давности, а также основания прерывания течения срока исковой давности регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин