Поделиться статьёй:

Тимошкина Ю. В.

Тимошкина Ю. В.,
главный государственный инспектор ИФНС РФ № 5 по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

 

Учет товарного знака

Товарный знак является важной составляющей современного бизнеса. «Раскрученный» бренд – весьма ценный актив: он делает узнаваемой продукцию, выделяя ее на рынке, а также защищает от подделок. Поэтому он сам может являться дорогостоящим товаром.

На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом), а также в других случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель (ст. 1478 ГК РФ).

 

krugПЕРВОИСТОЧНИК

Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 
Пункт 1 ст. 1477 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории страны, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рек-ламе;

5) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком (как правило, он состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности. В этом случае также возможно использование словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак»). Перечисленные знаки указывают на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации (ст. 1485
ГК РФ).

Исключительное право на товарный знак действует, согласно ст. 1491 ГК РФ, в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака, однако срок его действия может быть продлен неограниченное количество раз.

Учет собственного товарного знака

В бухгалтерском учете отражается не сам товарный знак, а исключительное право на него, которое, в соответствии с ПБУ 14/2007, признается нематериальным активом при соблюдении условий, установленных п. 3 указанного ПБУ. В частности, права на товарный знак должны быть зарегистрированы (что подтверждается свидетельством Роспатента), а организация (ИП) не должна планировать его продажу в течение года.

 

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Товарные знаки могут учитываться в качестве нематериального актива.

Документами, которыми оформляется принятие товарного знака к учету, являются карточка учета нематериального актива (например, ф. НМА-1, утв. постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а) и акт о вводе нематериального актива в эксплуатацию.

Товарный знак принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету. При этом порядок определения первоначальной стоимости товарного знака как нематериального актива зависит от способа его получения правообладателем.

Если приобретаются права на уже существующий товарный знак, то расходами на его приобретение признаются:

1) суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на товарный знак;

2) невозмещаемые суммы налогов, патентная пошлина, уплачиваемая в связи с приобретением товарного знака;

3) вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

4) суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товарного знака, и иные расходы.

 

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Исключительное право на товарный знак, купленное у третьих лиц, подтверждается договором на его отчуждение. При этом такой договор регистрируют в Роспатенте. Только после этого подобные объекты можно учесть в качестве НМА.

Если товарный знак создается организацией (ИП) самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций, в составе расходов учитываются:

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
  • расходы на оплату труда сотрудников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
  • отчисления на социальные нужды;
  • расходы на содержание и эксплуатацию научно-иссле-довательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
  • иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Не включаются в расходы на приобретение, создание нематериального актива:

  • возмещаемые суммы налогов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов.

 

 

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и(или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Кроме того, расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание нематериальных активов.

Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива, внесенного в счет вклада в уставный (складочный) капитал, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.

Срок полезного использования товарного знака как нематериального актива определяется исходя из срока действия прав организации на товарный знак и ожидаемого срока его использования, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

В бухгалтерском учете стоимость принятого к учету товарного знака погашается посредством начисления амортизации.

ДебетКредитОперация
08-5 «Приобретение НМА» 60,76 Формируется первоначальная стоимость товарного знака
04 «НМА» 08-5 Ввод товарного знака в эксплуатацию
05 «Амортизация НМА» 04 Начисление амортизации

В налоговом учете компании, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», вправе учесть расходы (пп.пп. 2 и 2.2
п. 1 ст. 346.16 НК РФ):

  • на приобретение товарного знака;
  • на его создание самим налогоплательщиком;
  • на регистрацию;
  • на оплату правовых услуг по получению правовой охраны товарного знака.

 

krugВАЖНО В РАБОТЕ

В соответствии с лицензионным договором передаются только права пользования товарным знаком (неисключительные права), тогда как исключительные права на него остаются 
у правообладателя (лицензиара). Лицензионный договор также подлежит государственной регистрации 
в Роспатенте.

Учет товарного знака, полученного в пользование

Закон предоставляет правообладателю возможность распоряжаться исключительными правами на товарный знак различными способами. Они могут быть не только проданы, подарены, внесены в качестве вклада в уставный капитал, но и быть переданы по лицензионному договору, договору коммерческой концессии и другим аналогичным договорам.

Полученный в пользование товарный знак учитывается на балансе лицензиара. Он отражает полученные в пользование неисключительные права на товарный знак на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. Поскольку в Плане счетов бухгалтерского учета специальный забалансовый счет для учета товарных знаков, полученных в пользование, не выделен, организация вводит его самостоятельно (должен быть закреплен в учетной политике).

Вознаграждение, уплачиваемое за пользование товарным знаком по лицензионному договору, как правило, состоит из двух частей: единовременного платежа и регулярных (например, ежемесячных) выплат. Единовременный платеж в бухгалтерском учете относится к расходам будущих периодов и подлежит списанию в течение срока действия договора. Регулярные платежи включаются пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода.

Амортизацию по переданным в пользование товарным знакам начисляет лицензиар.

ДебетКредитОперация
012 «НМП, полученные в пользование»   Товарный знак принят к учету
97 60, 76 Единовременный платеж учен в составе расходов будущих периодов
20, 44 60 ,76a Начислен периодический платеж
20, 44 97 Отнесена на расходы часть единовременного платежа

В налоговом учете компании-«упрощенцы» не относят затраты на приобретение товарного знака в пользование (в т. ч. и затраты по оплате пошлины за регистрацию договора), поскольку к ним не переходят исключительные права на товарный знак. Такая позиция отражена в письме Минфина РФ от 22.04.2010 № 03-11-06/2/66.

Пример 1.

В качестве вклада в уставный капитал ООО «Модуль» внесено исключительное право на товарный знак, которое оценено участниками в 100 000 руб. Срок полезного использования 100 месяцев.

ДебетКредитСуммаСодержание операцииДокумент
75-1 80 100 000 Отражена задолженность по внесению вклада в уставный капитал Учредительный договор
08-4 75-1 100 000 Получены права на товарный знак Договор о передаче товарного знака
04 08-5 100 000 Товарный знак принят к учету Свидетельство о регист-рации, карточка учета НМА, акт о вводе НМА в эксплуатацию
20 05 1000 (100 000 : 100 месяцев) Начислена амортизация товарного знака Бухгалтерская справка

Имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, не признается доходом организации ни в бухгалтерском
(п. 2 ПБУ 9/99), ни в налоговом учете (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Пример 2.

ООО «Модуль» заключило лицензионный договор о пользовании товарным знаком, принадлежащим ООО «Стрела». Срок договора – 4 года. Расходы на регистрацию договора оплачивает ООО «Модуль» (13 500 руб.).

Оплата по договору осуществляется следующим образом: 600 000 руб. единовременно и ежемесячно в течение срока
действия договора по 60 000 руб.

ДебетКредитСуммаСодержание операцииДокумент
76 51 13 500 Оплачена пошлина за регистрацию договора Выписка банка
012 - 3 480 000 (600 000 + 60 000 х 4 года х 12 мес.) Получено право пользования товарным знаком Лицензионный договор
97 76 13 500 Пошлина за регистрацию включена в состав расходов будущих периодов Лицензионный договор
60 (76) 51 600 000 Оплачен единовременный платеж Выписка банка
97 60 (76) 600 000 Единовременный платеж включен в состав расходов будущих периодов Лицензионный договор
60 (76) 51 60 000 Перечислен ежемесячный платеж Выписка банка
20 (44) 60 (76) 60 000 Ежемесячный платеж отнесен на расходы Лицензионный договор
20 (44) 97 12 781 (600 000 + 13 500) : 48 мес. Часть расходов будущих периодов включена в состав расходов Бухгалтерская справка

В налоговом учете при определении объекта налогообложения ООО «Модуль» не учитывает ни затраты по лицензионному договору, ни уплаченную им пошлину.

Стоит отметить, что в учете налогоплательщика отражается не сам товарный знак как средство индивидуализации, а права на него. При этом ключевое значение имеет объем прав налогоплательщика в отношении товарного знака, а именно: обладает он исключительными или неисключительными правами на него. От данного обстоятельства зависит порядок как бухгалтерского, так и налогового учета операций с товарным знаком.