Поделиться статьёй:
ЗАРПЛАТА И КАДРЫ | ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ
Башкина О. В.,
практикующий юрист
Компенсация за вредные условия труда
Первые месяцы действия Закона № 426-ФЗ показали, что он не идеален и вызывает массу нареканий. Однако каким бы неполным и противоречивым закон ни был, он уже вступил в силу. А значит, необходимо работать в соответствии с ним.
В российском законодательстве с 01 января 2014 г. появилось такое нововведение, как специальная оценка условий труда (СОУТ), введенная Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Оценка заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда. Одним из главных минусов нововведения для работодателей является то, что спецоценке подлежат и те места, которые раньше не было необходимости аттестовать (работа с компьютером).
ВАЖНО В РАБОТЕ
Результаты специальной оценки влияют на размер компенсаций за вредные и опасные условия труда и страховых взносов.
В связи с принятием нового закона изменились и положения ТК РФ, о которых мы рассказывали в предыдущих номерах журнала. В частности, новый закон возложил на работодателя обязанность по проведению специальной оценки условий труда (ст. 212 ТК РФ в новой редакции). Результаты оценки могут применяться, в том числе, для установления сотрудникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).
Проводить СОУТ пока (до истечения срока действия аттестата на аккредитацию) могут организации, которые были ранее аккредитованы на проведение аттестации, но с дополнительными требованиями, установленными новым законом. На практике специализированные организации, проводящие исследования условий труда на рабочих местах, прежде всего, столкнулись с двумя проблемами.
Во-первых, многие нормативные правовые акты, подлежащие введению в действие в связи с вступлением в силу нового закона, еще не только не приняты, но и не разработаны. Не ясно, как и по каким методикам необходимо работать, какие формы использовать при оформлении результатов специальной оценки условий труда. Во-вторых, это неготовность самих специализированных организаций и несоответствие их требованиям нового закона. В частности, далеко не во всех подобных организациях есть не менее пяти штатных экспертов или имеется в наличии аккредитованная испытательная лаборатория.
Кроме того, принимая во внимание ужесточение ответственности за нарушения в области охраны труда, а также влияние результатов специальной оценки на размер компенсаций за вредные и опасные условия труда и страховых взносов, уже сейчас можно прогнозировать существенное увеличение судебных споров в этой сфере.
Напомним алгоритм проведения СОУТ.
Гарантии и компенсации
В новом законе речь идет о следующих гарантиях и компенсациях:
- сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ) – для сотрудников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, – не более 36 часов в неделю;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ) – предоставляется сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда;
- повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).
При этом по смыслу ст. 147 ТК РФ, в отличие от ст.ст. 92 и 117 ТК РФ, доплата положена всем сотрудникам, условия труда которых отнесены к вредным любой степени либо опасным условиям труда. С 01 января 2014 года закон устанавливает единый для всех таких сотрудников минимальный размер повышения оплаты труда и при этом не подразумевает наличия нормативного правового акта, который закреплял бы дифференцированные размеры минимального повышения в зависимости от степени вредности и(или) опасности условий труда.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
По информации, размещенной на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ, данным органом подготовлен приказ № 33н от 24.01.2014 «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и(или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (сайт http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/170). Однако в настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России и, соответственно, не применяется.
Пример.
Условия труда по результатам аттестации, проведенной в конце 2013 года, отнесены к вредным условиям труда (присвоены подклассы условий труда 3.1 и 3.2).
Всем сотрудникам за работу во вредных и опасных условиях труда положена доплата в соответствии со ст. 147 ТК РФ. Сотрудникам, рабочим местам которых по степени вредности присвоен подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени), также предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет7 календарных дней (часть вторая ст. 117 ТК РФ). Гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 92 ТК РФ, в рассматриваемом примере не применяются.
Однако нужно обратить внимание, что, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона № 426-ФЗ, при реализации компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных или опасных факторов производственной среды (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с теми, которые существовали до вступления в силу Закона № 426-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Работодатель самостоятельно, без проведения специальной оценки условий труда,
не вправе устанавливать класс (подкласс) или степень и соотносить степени и классы, присвоенные по результатам аттестации с классами и подклассами, которые могут быть установлены только по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Таким образом, если на момент вступления в силу Закона № 426-ФЗ на рабочих местах, по которым проводилась аттестация, уже были заняты сотрудники и им, в соответствии с действовавшей на момент их приема на работу редакцией ТК РФ, была установлена 36-часовая неделя, работодатель не вправе изменить ее продолжительность.
Классы и подклассы
Выше было сказано о подклассах условий труда. Они оказывают влияние на компенсацию.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности или опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредные условия труда относятся к 3-му классу, а опасные – к 4 классу. Вредные условия труда, в свою очередь, делятся на подклассы (степени).
Критерии классификации условий труда устанавливаются методикой проведения специальной оценки, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 14, ч. 3ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
ВАЖНО В РАБОТЕ
Невыполнение работодателем своей обязанности по проведению аттестации рабочего места (СОУТ), предусмотренной частью второй ст. 212 ТК РФ, не должно нарушать законных прав работника, в том числе и права на обеспечение СИЗ и смывающими средствами.
Из указанных норм прямо следует, что класс (подкласс) устанавливается только по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Иной возможности действующее законодательство не предусматривает. Следовательно, работодатель самостоятельно, без проведения специальной оценки условий труда, не вправе устанавливать класс (подкласс) или степень и соотносить степени и классы, присвоенные по результатам аттестации, с классами и подклассами, которые могут быть установлены только по результатам проведения специальной оценки условий труда.
В свою очередь, ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу указанного закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка в отношении них может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. При этом для целей, определенных ст. 7 данного закона, используются результаты аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона№ 426-ФЗ порядком. Впрочем, работодатель вправе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации.
ВАЖНО В РАБОТЕ
В настоящий момент необходимость руководствоваться Списком (от 25.10.1974 № 298/П-22) в части определения продолжительности отпуска при работе на конкретном рабочем месте сохраняется при условии, что условия труда на этом рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда и необходимость применения Списка предусмотрена ОТС и коллективным договором.
Таким образом, из перечисленных выше норм прямо следует, что до возникновения у работодателя обязанности провести специальную оценку условий труда для установления сотрудникам гарантий и компенсаций используются результаты проведенной до 01 января 2014 года аттестации. Кроме того, из ст. 7, ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ следует, что гарантии и компенсации предоставляются или по результатам проведенной специальной оценки условий труда, или по результатам действующей аттестации.
Поэтому полагающиеся сотрудникам по результатам аттестации гарантии и компенсации за работу во вредных и(или) опасных или иных особых условиях труда могут быть изменены только после проведения СОУТ.
Страховые взносы
Результаты специальной оценки труда применяются в том числе и для установления дифференцированных дополнительных тарифов страховых взносов в ПФ РФ для фирм, чьи сотрудники заняты во вредных и тяжелых условиях труда, признанных таковыми по результатам СОУТ (ч. 7 ст. 7 Закона № 426-ФЗ).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» были внесены поправки в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ и Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в частности, установлены дополнительные тарифы на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Статьей 33.2 Закона № 167-ФЗ (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ) установлено, что с 01 января 2013 года начислять страховые взносы по дополнительному тарифу должны страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, которые поименованы в пп. 1 п. 1 ст. 27 и пп.пп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением случаев, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ (п.п. 1, 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ). Аналогичные нормы (в редакции Закона № 421-ФЗ) содержатся в ч.ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.
В п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ сказано, что дополнительные тарифы применяются для страхователей, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ, в зависимости от установленного по результатам СОУТ, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных в ч.ч. 1 и 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ дополнительных тарифов.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Непроведение аттестации рабочих мест (СОУТ), непредоставление сотрудникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, необеспечение работников СИЗ являются основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
- Решение Волгоградского областного суда от 07.11.2012 № 07р-722/12.
Частью 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ также определено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, в зависимости от установленного по результатам СОУТ, проводимой в порядке, установленном законодательством, класса условий труда взамен установленных в ч.ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.
При определении этих тарифов в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации (проведенной до 01 января 2014 года на основании приказа Мин-здравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н) признаны вредными и(или) опасными, необходимо применять результаты этой аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Онидействительны до окончания срока своего действия, но не бо-лее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 6 ст. 27 Зако-
на № 426-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).
В то же время, согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков-организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп.пп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.04.2013 № 17-3/10/2-2309, от 30.04.2013 № 17-4/727). На выплаты, производимые в пользу сотрудников за выполнение работ, не поименованных в пп.пп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взносы в ПФР по дополнительным тарифам не начисляются (письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.05.2013 № 17-3/878).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Поэтому если виды работ не содержатся в пп. 1 п. 1 ст. 27 и пп.пп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (где перечислены лица, трудовая пенсия по старости которым назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона № 173-ФЗ), то, несмотря на вредные условия, выплаты не подлежат обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам.