Поделиться статьёй:

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Лермонтов Ю. М.

Лермонтов Ю. М.,
государственный советник Российской Федерации
3-го класса

Вопрос-ответ

Как в бухгалтерском и налоговом учете организации, применяющей УСН с объектом «доходы минус расходы», отражается получение субсидии на возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству территорий парков в рамках муниципальной программы?

Субсидия на возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству территорий парков в рамках муниципальной программы является бюджетным ассигнованием и отражается в учете в соответствии с ПБУ 13/2000.

Как следует из п.п. 5, 7, 8 и 10 ПБУ 13/2000, а также Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, на дату подписания договора о предоставлении субсидии организация отражает возникновение целевого финансирования и дебиторской задолженности записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Получение денежных средств погашает отраженную в учете дебиторскую задолженность, что отражается записью по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76. Организация признает прочий доход и списывает со счета 86 сумму целевого финансирования в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

В соответствии с п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и(или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Кроме того, ст. 6 БК РФ определено, что получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и(или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Как разъяснено в письме Минфина России от 29.06.2015 № 03-11-06/2/37312, денежные средства в виде субсидии, полученные организацией (при этом следует учитывать, что казенные учреждения, указанные в статье БК РФ среди получателей бюджетных средств, не вправе применять УСН на основании пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) на возмещение затрат, связанных с осуществлением мероприятий муниципальной программы на выполнение работ по благоустройству территорий парков, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, как внереализационные доходы.

При этом следует иметь в виду, что при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, на покрытие которых предоставлялись субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Поэтому дополнительного налогообложения данных субсидий не происходит.

Содержание операцииДебетКредитПервичный документ
Отражено возникновение задолженности по субсидии
на возмещение затрат
76 86 Договор на предоставление субсидии
Получена субсидия 51 76 Выписка банка по расчетному счету
Сумма субсидии признана прочим доходом 86 91-1 Бухгалтерская справка

Отражать в бухгалтерском и налоговом учете организации, применяющей УСН с объектом «доходы минус расходы», получение субсидии на возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству территорий парков в рамках муниципальной программы необходимо в соответствии с указанными выше рекомендациями.

 

 

Как в бухгалтерском и налоговом учете организации отражается возмещение клиенту упущенной выгоды, производимое ею в добровольном порядке на основании предъявленного требования?

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу п. 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

В соответствии с п.п. 11 и 18 ПБУ 10/99 расходы на возмещение упущенной выгоды как часть затрат на возмещение убытков признаются прочим расходом.

Такие расходы отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета).

В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и(или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и(или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Как разъяснял Минфин России в письмах от 14.09.2009 № 03-03-06/1/580 и от 04.07.2013 № 03-03-10/25645, в пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ под расходами на возмещение причиненного ущерба подразумевается только возмещение материального ущерба; возмещение упущенной выгоды к таким расходам не относится, так как не соответствует критериям ст. 252 НК РФ.

Однако, принимая во внимание приведенную выше позицию Пленума ВС РФ, согласно которой неправомерно отказывать в удовлетворении требования о возмещении убытков исключительно в связи с тем обстоятельством, что их точный размер невозможно установить, у налогоплательщиков появляется шанс учесть в целях налогообложения прибыли расходы по возмещению упущенной выгоды.

Отметим, что следование данной позиции может привести к спору с налоговым органом, и тогда предстоит в суде доказывать, что, поскольку размер возмещаемой упущенной выгоды установлен с разумной степенью достоверности, учет в целях налогообложения затрат правомерен.

Содержание операцииДебетКредитПервичный документ
Сумма упущенной выгоды, подлежащая выплате клиенту, отражена в составе прочих расходов 91-2 76 Претензионное письмо клиента, бухгалтерская справка
Произведено возмещение упущенной выгоды 76 51 Выписка банка по расчетному счету

Отражать в бухгалтерском и налоговом учете организации возмещение клиенту упущенной выгоды, производимое ею в добровольном порядке на основании предъявленного требования, необходимо в соответствии с указанными выше рекомендациями.

 

Как отражаются в бухгалтерском и налоговом учете организации, расположенной в г. Москве и ведущей торговлю через магазин, начисление и уплата торгового сбора? Организацией в отношении данного магазина представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Начисление торгового сбора, который введен в городе федерального значения Москве с 01.07.2015, согласно п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по торговому сбору».

Уплата торгового сбора отражается в учете записью по дебету счета 68, субсчет «Расчеты по торговому сбору», и кредиту счета 51 «Расчетные счета» (Инструкция по применению Плана счетов).

На основании п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и(или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В силу пп. 3 п. 2 ст. 413 НК РФ к торговой деятельности относится торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.

Статьей 414 НК РФ установлено, что периодом обложения сбором признается квартал. При этом согласно п. 10 ст. 286 НК РФ в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Если организация применяет УСН, тогда применяется норма п. 8 ст. 346.21 НК РФ: в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным п. 3.1 данной статьи, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Содержание операцииДебетКредитПервичный документ
Начислен торговый сбор за квартал 99 68 Бухгалтерская справка-расчет
Торговый сбор уплачен в бюджет 68 51 Выписка банка по расчетному счету

Отражать в бухгалтерском и налоговом учете организации, расположенной в г. Москве и ведущей торговлю через магазин, начисление и уплату торгового сбора необходимо в соответствии с указанными выше рекомендациями.