Поделиться статьёй:

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Новые способы налогового контроля государства. К чему готовиться налогоплательщикам?

 Если посмотреть в Налоговый кодекс, то в нем вроде бы указаны только два вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Но на практике многие налогоплательщики сталкивались с встречными проверками, проверками контрольно-кассовой техники, проверками склада во время камеральной проверки. А относительно недавно была введена новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ.

Главой 14 НК РФ определены такие формы налогового контроля, как направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств (ст. 86 НК РФ), проведение налоговых проверок (ст.ст. 87–89.2 НК РФ), допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр (ст. 92 НК РФ), истребование документов (ст. 93 НК РФ), истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ), выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых (ст.ст. 95–98 НК РФ), запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия (ст. 85 НК РФ).

С 01 января 2012 года в гл. 14.5 НК РФ урегулирован порядок осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. А относительно недавно была введена новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Предусмотренные п. 1 ст. 82 НК РФ формы деятельности налоговых органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах являются мероприятиями налогового контроля.

Налоговый мониторинг

В разных странах налоговый мониторинг вбирает различные понятия, например, в Великобритании налоговый мониторинг действует принудительно в отношении недобросовестных налогоплательщиков, а Нидерланды применяют налоговый мониторинг как средство взаимодействия налогоплательщика и государства, и присоединиться к налоговому мониторингу может любой налогоплательщик.

В России налоговый мониторинг также является добровольным, но он действует только в отношении крупных налогоплательщиков.

Для того чтобы применять налоговый мониторинг, необходимо написать заявление.

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

1) регламент информационного взаимодействия;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и(или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;

4) внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Осуществление налогового мониторинга ограничивает право налоговых органов на проведение камеральных и выездных налоговых проверок, за рядом исключений.

Налоговый мониторинг представляет собой новую форму взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, предусматривающую высокую степень открытости между налогоплательщиком и налоговым органом:

  • налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, раскрывая информацию о порядке их ведения и о действующей системе внутреннего контроля над правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов;
  • налоговый орган проверяет правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения в режиме реального времени, предупреждая налогоплательщика о выявленных нарушениях и сообщая ему свою позицию по спорным вопросам налогообложения через свое мотивированное мнение.

Такая форма налогового контроля позволяет налоговым органам более оперативно и качественно осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Для налогоплательщиков такая форма налогового администрирования предоставляет возможность до подачи налоговой декларации разрешить вопросы налогообложения, имеющие неопределенную правовую позицию. Кроме того, осуществление налогового мониторинга ограничивает право налоговых органов на проведение камеральных и выездных налоговых проверок, за рядом исключений.

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга проводится на добровольной основе и касается ограниченного круга налогоплательщиков, соответствующих установленным критериям.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Мониторинг вводится только по решению налогового органа. Мониторинг вводится сроком на 1 год.

На основании заявления налоговый орган принимает:

1) решение о проведении налогового мониторинга;

2) решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Для чего компаниям применять налоговый мониторинг?

Во-первых, налоговый орган не будет проводить выездную налоговую проверку налогоплательщика.

Исключения составляют следующие случаи:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля над деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Во-вторых, налогоплательщик может получить мотивированное мнение налогового органа. Мотивированное мнение налогового органа (далее в настоящей главе – мотивированное мнение) отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Указанное мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение предоставляется по запросу налогоплательщика.

В-третьих, участники налогового мониторинга также могут обсуждать планируемые сделки с налоговым органом.

Но о чем это говорит? Если сегодня только некоторые компании используют налоговый мониторинг, то, возможно, в дальнейшем данная технология мониторинга компаний в режиме онлайн будет распространена на других налогоплательщиков. Мы видим подобную практику в отношении контрольно-кассовой техники. Если сначала система ККТ с интернет-передачей данных опробовалась только на крупных компаниях, то с 2017 года данная система вводится для всех компаний и предпринимателей. Таким образом, можно сделать предположение, что в дальнейшем система мониторинга будет введена для всех компаний и предпринимателей, ведь государству достаточно удобно в режиме онлайн проводить мониторинг налогоплательщиков. В случае распространения мониторинга на всех налогоплательщиков у государства будет возможность снизить расходы на проведение проверок, появится возможность контролировать налогоплательщиков онлайн без выезда к налогоплательщику, поэтому в настоящее время новая система мониторинга апробируется на крупных налогоплательщиках.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

Предварительный налоговый контроль

Предварительный налоговый контроль также существует в различных странах, например, в Швейцарии существует институт предварительного одобрения сделок (forhandsbesked) о налоговых последствиях той или иной сделки.

У нас часто налогоплательщик сталкивается с неблагоприятными последствиями самой сделки. К таким последствиям можно отнести доначисление налога расчетным путем на основании ст. 31 НК РФ. Однако в целом ряде ситуаций налогоплательщику самому было бы удобнее в случае возникновения вопросов по сделке, по стоимости сделки между взаимозависимыми лицами провести предварительный налоговый контроль и согласовать с государством спорный вопрос во избежание доначисления налогов, штрафов и пени.

В настоящее время предварительный налоговый контроль действует недостаточно. В настоящее время применяется консультационная помощь налогоплательщикам. Приказ ФНС России от 30.04.2015 № СА-7-17/180@ «Об оказании услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц с использованием единого телефонного номера на территории Российской Федерации». Но подобная консультационная помощь, как и письма Минфина, не несут правовых последствий, поскольку подобные письма и разъяснения имеют лишь рекомендательный характер.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налоговым органам введение нового института контроля позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Для чего нужен предварительный налоговый контроль?

Введение действенного предварительного налогового контроля имеет целью предоставление налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Такие цели института предварительного налогового контроля определены в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». Таким образом, можно рассчитывать, что функции предварительного контроля будут расширены.

krugСОВЕТ АВТОРА

Налогоплательщик должен всегда находиться в состоянии «налоговой готовности» и вести финансово-хозяйственную деятельность не только с учетом норм законодательства о налогах и сборах, а также руководствуясь позицией арбитражной судебной практики по налоговым спорам, писем и разъяснений органов государственной власти (Минфина России, ФНС России) и налоговой политикой государства.

К чему готовиться налогоплательщикам?

Порядок проведения налоговых проверок постоянно изменяется и совершенствуется, поэтому предварительный налоговый контроль является очередным шагом к совершенствованию налогового контроля. Но к чему уже сегодня готовиться налогоплательщикам? С 2017 года были внесены следующие поправки в порядок проведения налоговых проверок:

1. Проверка страховых взносов. С 2017 года НК РФ устанавливает страховые взносы. Контролировать соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах налоговые органы будут в рамках камеральных и выездных проверок.

Фонды могут проверять лишь периоды, истекшие до 01 января 2017 года.

2. Электронные пояснения во время камеральной налоговой проверки. Если при камеральной проверке налоговый орган запросил пояснения у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, направить их можно только в электронной форме по ТКС (полномочиями устанавливать формат наделена ФНС). Пояснения на бумажном носителе не считаются представленными.

3. Совершенствование порядка проверки иностранных компаний. С 2017 года иностранные организации, оказывающие физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющие расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, подлежат постановке на учет в налоговом органе в порядке, предусмотренном п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Кроме того, с 01 января 2017 года п. 2 ст. 88 НК РФ дополнен положением о том, что камеральная проверка проводится в течение шести месяцев.

4.  Распространение предупреждений вместо штрафных санкций. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения.

Для того чтобы было вынесено предупреждение, необходимо соблюдение следующих условий:

  • административные правонарушения совершены впервые;
  • отсутствуют факты причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • не имеется имущественного ущерба.

Если налогоплательщик уже привлекался к ответственности, то налоговый орган проверит следующие обстоятельства:

  • исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания;
  • какова дата окончания исполнения указанного постановления;
  • не прекращалось ли исполнение постановления;
  • не истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания
    и последующие постановления, связанные с его исполнением.

При решении вопроса о квалификации действий лица по ст. 4.1.1 КоАП РФ необходимо руководствоваться определением повторности, которое приведено в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ. Согласно указанной норме повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ (письмо ФНС России от 08.12.2016 № ОА-4-17/23483@).