Поделиться статьёй:

Барбой А. Я.

Барбой А. Я.,
налоговый консультант, аудитор, лектор профессиональных семинаров

Проект изменений в ПБУ 1/2008
«Учетная политика организаций»

В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016–2018 годы, утвержденной приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н, в 2016 году были внесены поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», которая утверждена приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Обновленные версии проекта ПБУ 1/2008 в первой и второй редакциях были опубликованы на сайте Минфина России соответственно в августе и ноябре 2016 года. А потом от различных экспертов и организаций поступали замечания и предложения, на основе которых в 2017 году Минфином России подготовлен проект «Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», опубликованный также на сайте Минфина России 09.02.2017. Планируется, что ПБУ 1/2008 в измененном виде вступит в силу начиная с 2018 года, и с этого периода применение обновленного стандарта будет обязательным. Но до этой даты новшества можно будет применять в добровольном порядке. При этом организация, досрочно применившая этот нормативный правовой акт, должна раскрыть данный факт в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Напомним, что под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Это выбор не только способа первичного наблюдения, стоимостного измерения, но и выбор способов как текущей группировки, так и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Одним словом, на основе ПБУ 1/2008 устанавливаются правила, по которым каждая организация должна разработать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета.

Известно, что применять ПБУ 1/2008 должны организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

Как видим, в новой редакции этого документа, с одной стороны, предлагается сделать исключение только для организаций государственного сектора, а с другой – планируется расширить сферу действия этого стандарта.

Так, планируемое новшество выражено в дополнительном абзаце к п. 1, согласно которому измененный стандарт должны будут применять в обязательном порядке не только индивидуальные предприниматели, но и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, в случае если они ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заметим при этом, что данная поправка не означает, что индивидуальные предприниматели должны будут вести бухгалтерский учет. В таком случае обновленное ПБУ 1/2008 будет созвучно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а действие этого закона распространяется в том числе на ИП и других лиц, занимающихся частной практикой (согласно п. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет могут не вести ИП и лица, занимающиеся частной практикой, если они ведут учет доходов и расходов и(или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах).

Что нужно знать «упрощенцу» об изменениях ПБУ 1/2008?

Во-первых, вышеназванный стандарт предполагается дополнить новым п. 5.1, который предусматривает, что организация может выбирать способы ведения бухгалтерского учета независимо от способов ведения бухгалтерского учета, избранных другими экономическими субъектами, за исключением случая, когда дочернее общество применяет стандарты бухгалтерского учета, утвержденные основным обществом.

Во-вторых, планируется изменить формулировку п. 7 и ввести новые п.п. 7.1, 7.2, 7.3 и 7.4, которыми устанавливаются правила выбора способа отражения в бухгалтерском учете того или иного объекта.

Так, после введенных изменений бухгалтерский учет конкретного объекта должен вестись одним из способов, установленных федеральным стандартом бухучета. А это означает, что в том случае, если этот стандарт допускает несколько способов, организация должна выбрать один из них, руководствуясь при этом п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 (см. п. 7 проекта).

Если же по конкретному вопросу в федеральных стандартах не установлен способ ведения бухгалтерского учета по тому или иному объекту учета и в международных стандартах отсутствует способ бухгалтерского учета по этому объекту учета, то организация должна разработать соответствующий способ его учета исходя из федеральных стандартов бухучета по аналогичным или подобным объектам. Если же и там отсутствует возможность отыскать этот способ, то организация обязана самостоятельно разработать приемлемый для нее способ ведения бухгалтерского учета такого объекта учета (см. п. 7.1 проекта). Это касается не только определений, условий признания, но и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

К тому же предполагается, что та организация, которая вправе применять упрощенные способы бухучета, в случае отсутствия в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному объекту вправе формировать свою учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности. Об этом см. п. 7.2 вышеназванного проекта.

К вышеизложенному добавим, что право выбора способа ведения бухгалтерского учета, исходя из требования рациональности, предоставляется организациям и в том случае, если применение учетной политики по тому или иному объекту учета, сформированной исходя из требований рациональности, приводит к формированию несущественной информации, то есть информации, от наличия (отсутствия) или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят решения пользователей этой отчетности.

Причем экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. При этом стандарты, обязательные к применению как основным обществом, так и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия в осуществлении деятельности такими обществами.

Обратим внимание на еще один немаловажный момент.

Организация, которая вправе применять УСН, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, при формировании учетной политики с применением требования рациональности должна соблюдать одно важное условие, которое не приведет к недостоверному представлению не только финансового положения организации и финансовых результатов ее деятельности, но и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Под требованием рациональности предполагается понимание ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, когда формируемая в бухгалтерском учете информация достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование.

Если же формирование учетной политики приведет к недостоверному представлению как финансовых результатов ее деятельности, так и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, то организация должна будет выполнить следующие действия:

  • идентифицировать обстоятельства, препятствующие формированию достоверной информации
    в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • применить альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, который позволит устранить обозначенные обстоятельства и не приведет к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление
    о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;
  • в случае применения альтернативного способа ведения бухгалтерского учета организация обязана раскрыть эту информацию с указанием наименования федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа.

 

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При формировании учетной политики организация должна в обязательном порядке раскрывать те принятые ею способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и(или) движения денежных средств пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С учетом внесенных изменений право формирования учетной политики будет предоставлено не только главному бухгалтеру организации, но и иным должностным лицам, на которых возложено ведение бухгалтерского учета организации, в том числе и уполномоченному представителю сторонней организации, которая осуществляет ведение бухгалтерского учета на основании договора об оказании бухгалтерских услуг.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Помимо рабочего плана счетов и форм первичных учетных документов в составе учетной политики организации нужно будет утверждать еще и формы регистров бухгалтерского учета.

Еще одно изменение коснется большинства организаций, и, конечно же, не останутся в стороне и «упрощенцы».

При изменении учетной политики нужно будет ретроспективно отразить все статьи баланса, на которые повлияли изменения. Рассмотрим это новшество подробнее.

В связи с тем, что учетная политика, принятая организацией, должна применяться последовательно, из года в год, организация вовсе не обязана ежегодно издавать приказ об утверждении учетной политики. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в этот документ изменения и дополнения.

При этом вносить изменения в учетную политику можно только в трех случаях:

1. Произошли изменения в российском законодательстве или нормативных актах Минфина России. Заметим при этом, что если изменения вносятся в Положения по бухгалтерскому учету, то в первую очередь следует руководствоваться переходными положениями, вызванными изменениями, внесенными в эти стандарты.

2. Организацией разработаны новые способы ведения бухгалтерского учета. Изменения в учетной политике организации будут оправданы лишь в том случае, если факты хозяйственной деятельности организации будут более достоверно отражены в бухгалтерском учете и отчетности.

3. Изменились условия деятельности организации, которые могут быть связаны с реорганизацией предприятия: слиянием, разделением, присоединением.

Если последствия изменения учетной политики оказывают существенное влияние не только на финансовое положение организации, но и на движение денежных средств, то они должны быть оценены в денежном выражении и отражены в бухгалтерской отчетности исходя из требований представления числовых показателей минимум за два года.

Поэтому данные графы бухгалтерской отчетности «За соответствующие периоды прошлых лет» должны соответствовать изменениям, которые произошли в учетной политике с начала отчетного года. Другими словами, показатели в этих графах должны быть заполнены так, как если бы измененный способ бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Обозначим также, что в новом варианте стандарта ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики будет заключаться в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», но и(или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Заметим, что такая корректировка необходима для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлых периодов. При этом записи в бухгалтерском учете делать не требуется.

Измененное ПБУ 1/2008 дополнено также правилами признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменении оценочных значений. Раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об оценочных значениях согласно п. 3 Стандарта обязаны будут все организации.

В проекте ПБУ приведены основные оценочные значения. К ним отнесены: величина резерва по сомнительным долгам, резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов, а также сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов, иных амортизированных активов и др.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Изменение оценочного значения – это корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, которая обусловлена появлением новой информации.

Изменение оценочного значения не является исправлением в бухгалтерском учете ошибки, поэтому применяется перспективно, начиная с того периода, когда оно было проведено.

В бухгалтерском учете организации изменение оценочного значения отражается в зависимости от влияния подобных изменений.

Так, если изменение влияет только на показатели текущего отчетного периода, то изменения оценочного значения включаются в доходы (расходы) отчетного периода. Если же изменения оценочного значения оказывают влияние на бухгалтерскую отчетность будущих периодов, то корректировка включается в доходы (расходы) будущих периодов.

Исключением из этого правила является изменение оценочного значения, которое оказывает влияние на величину капитала организации. Это изменение признается путем корректировки в бухгалтерском учете соответствующих статей капитала за период, в котором произошло изменение.

Отметим также, что каждая организация обязана проводить ежегодную проверку срока полезного использования амортизируемого имущества на необходимость его уточнения. Это относится в том числе к нематериальным активам и основным средствам. В том случае, если продолжительность этого периода меняется, организация должна изменить и срок полезного использования соответствующего актива.

Пример.

ООО «Сигма» оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета и применяет УСН. В бухгалтерском учете организации числится исключительное право на компьютерную программу. Первоначальная стоимость программы составляет 1 500 000 руб. Срок полезного использования объекта учета определен в 10 лет. Амортизация начисляется линейным способом. Сумма ежемесячной амортизации составляет 12 500 руб.

По состоянию на 01 января 2017 года сумма начисленной амортизации составила 450 000 руб. (12 500 руб. х 36 мес.). В январе текущего года стало известно, что организация прекратит использование этого программного продукта через 2 года. В результате срок полезного использования НМА сократится до 5 лет.

Это и является изменением оценочного значения, которое не оказывает влияния на отчетные данные предыдущих периодов, но увеличивает амортизацию в последующих периодах.

Обозначим еще одно новшество. В новом варианте ПБУ 1/2008 предполагается из состава бухгалтерской отчетности организации исключить пояснительную записку. Также не нужно будет объявлять об изменениях учетной политики на год, следующий за отчетным, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.