Поделиться статьёй:
ЗАРПЛАТА И КАДРЫ | КАДРОВЫЙ ОТВЕТ
Ковалева О. В.,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров Астраханской таможни
Характеристики и рекомендательные письма имеют большое значение при принятии судьбоносных решений для многих людей, поэтому эти документы должны быть правдивыми и однозначными. А работодателям стоит обратить внимание на их правильное составление.
Характеристика – это документ, оформленный администрацией предприятия, организации, учреждения в отношении работника, содержащий его анкетные сведения, должность и функциональные обязанности, информацию о деловых и личных качествах, профессиональных достижениях, а также оценку отношений, сложившихся у него с коллективом.
Работодателю требуется составить характеристику на своего работника в нескольких случаях:
- при запросах различных государственных органов – судов, военкоматов, МИД и др.;
- при проведении аттестации работника – для представления в аттестационную комиссию; при принятии решения о поощрении, награждении, наказании, переназначении;
- по запросу самого сотрудника или бывшего сотрудника для дальнейшего трудоустройства.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Характеристика представляет собой официальный документ, который выдается работодателем (как организацией, так и индивидуальным предпринимателем) работнику в различных ситуациях.
Составить характеристику может непосредственный начальник подразделения, в котором человек работал, представитель кадрового подразделения или руководитель организации. В зависимости от назначения и места требования характеристики при ее составлении возможна консультация с профессиональным психологом и специалистом в сфере безопасности, если таковые есть в организации.
При оформлении данного документа следует опираться на должностную инструкцию, производственные показатели, учитывать человеческие качества. Следует помнить, что характеристика содержит персональные данные, а их предоставление регламентировано требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и в определенных случаях требует письменного согласия работника на их предоставление третьей стороне.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Развернуто перечислять трудовые обязанности работника в характеристике нужно, только если об этом просит сам работник, адвокат или иное лицо, запрашивающее характеристику.
Структура характеристики
Характеристика составляется по разным причинам, поэтому не может быть всегда одинаковой. Тем не менее, можно выделить общие черты.
В заголовочной части указываются наименование документа (характеристика), фамилия, имя и отчество, занимаемая должность работника. В анкетных данных указывают фамилию и инициалы сотрудника, дату рождения, образование. Если учебных заведений несколько, перечисляют все с указанием полученных специальностей.
В основной части указываются данные о трудовой деятель-ности: период работы в данной организации, замещаемые должности, структурные подразделения, перечисляются профессиональные достижения, выполнение планов и показателей, сведения о повышении квалификации, получении дополнительного образования, переквалификации и пр.
Далее производится оценка деловых качеств, таких как умение планировать трудовую деятельность, принимать обоснованные решения, эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, умение взаимодействовать с партнерами. Особое внимание уделяется профессиональной компетенции, опыту работы, уровню квалификации, знанию нормативно-правовой базы.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Приводя сведения о трудовой деятельности в настоящее время, необходимо дать оценку деловым качествам работника, например, использовав оценки, полученные работником в ходе очередной аттестации. А можно просто перечислить деловые качества работника с указанием, в какой области они проявляются лучше всего.
Необходимо отметить такие личные качества, как работоспособность, ответственность, порядочность, целеустремленность, умение организовать трудовой процесс и качественно выполнять работу в установленные сроки. Указываются достижения в профессиональных конкурсах, эффективная социальная работа, вклад в развитие организации.
В случае наличия ярко выраженных недостатков их также необходимо указывать (например, регулярно опаздывает, забывчивый и пр.). Впрочем, здесь большое значение имеет отношение непосредственного руководителя к характеризуемому.
При оценке деловых и личностных качеств работника нужно как можно более точно определить уровень его знаний и навыков. Он может быть:
- высоким (например, «Имеет большой опыт»);
- достаточным (например, «Имеет достаточный опыт»);
- небольшим (например, «Недостаточно хорошо знаком с вопросами в области...», «Имеет недостаточно глубокие знания по...»);
- низким – отсутствие знаний и опыта (например, «Не обладает навыками в области...», «Не имеет опыта в...»).
Требования к составлению характеристики
Унифицированной формы для характеристики не предусмотрено, она составляется в деловом стиле от третьего лица в настоящем или прошедшем времени. Обязательно учитывается специфика запрашивающей организации или назначение характеристики и вносятся необходимые пункты в соответствии с запросом.
Традиционно характеристика печатается 14-м размером шрифта Times New Roman через одинарный (полуторный) междустрочный интервал. Средний объем не должен превышать одного листа формата А4. Распечатывается документ в двух экземплярах, затем ставится подпись руководителя, которая заверяется печатью организации. Один экземпляр нужно выдать по запросу, по назначению или сотруднику, а второй оставить у работодателя.
Пример характеристики.
Общество с ограниченной ответственностью «Каскад»
г. Москва, ул. Грановского, д. 117; тел. 8 (495) 000-11-00
10 января 2014 года
Характеристика
на Данилова Сергея Львовича,
автомеханика ООО «Каскад»
Данилов Сергей Львович, 15.11.1983 г. р., работает в ООО «Каскад» с 05.06.2001 по специальности автомеханик (автослесарь по ремонту). Образование среднеспециальное. Женат.
В круг служебных обязанностей С. Л. Данилова входит ремонт большегрузных
машин. За все время работы в организации зарекомендовал себя грамотным специалистом. Работа выполняется им аккуратно и в срок.
Дисциплинарных взысканий не имеет. В коллективе пользуется уважением.
Генеральный директор ООО «Каскад» _____М о р о з о в_________ /С. Л. Морозов/
М.П. (печать организации)
Рекомендательные письма
Такие письма можно рассматривать как поручительство компании за сотрудника перед потенциальным работодателем.
Рекомендательное письмо – это документ, который предоставляется с целью содействия дальнейшему трудоустройству, включающий в себя отзыв руководителя о сотруднике, описывающий его профессиональные достижения и личностные качества.
Рекомендательные письма могут быть созданы как организацией, так и частным лицом, но сила воздействия данного документа прямо пропорциональна должности руководителя, его подписавшего.
При составлении рекомендательного письма, как и при составлении характеристики, важна объективность. Оно содержит следующую информацию:
- заголовок;
- название и профиль организации;
- продолжительность работы и должность сотрудника;
- описание профессиональных обязанностей и личные качества;
- причина увольнения, пожелания и рекомендации в отношении сотрудника для новых работодателей.
Необходимо ярко описать профессиональный рост сотрудника в компании, подчеркнуть карьерный потенциал – это увеличит шансы убедить будущего работодателя в необходимости трудоустройства его на предприятие.
Пример рекомендательного письма.
Общество с ограниченной ответственностью «Дрим»
г. Москва, ул. Третьякова, д. 227; тел. 8 (495) 000-11-220
10 января 2014 года
Рекомендательное письмо
Александр Анатольевич Иванов работал в рекламной компании ООО «Дрим» под моим руководством в качестве менеджера по рекламе с 14 сентября 2008 года по 15 марта 2013 года. В должностные обязанности А. А. Иванова входили:
- деловая переписка;
- оформление и регистрация договоров;
- взаимодействие с подрядчиками;
- ведение телефонных переговоров;
- решение организационных вопросов;
- взаимодействие с отделами компании.
За время работы в компании «Дрим» А. А. Иванов зарекомендовал себя инициативным и трудолюбивым сотрудником, который умеет работать в команде и пользуется уважением коллег. Демонстрировал ответственность по отношению к порученным ему заданиям.
В целом могу охарактеризовать А. А. Иванова как достойного перспективного работника и специалиста высокого класса.
Александр Анатольевич Иванов, несомненно, умеет организовать работу самым эффективным образом, чтобы избежать срыва сроков и подтвердить свои высокие профессиональные качества. Господин А. А. Иванов обладает необходимыми личными качествами и профессионализмом, чтобы работать на должности менеджера по рекламе в другой компании.
Генеральный директор ООО «Дрим» _____Л е с о в о й_________ /А. А. Лесовой/
М.П. (печать организации)