Поделиться статьёй:
ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА
Административная ответственность за нарушения,
связанные с содержанием жилых домов
Макеева Е. В.,
налоговый консультант,
член Палаты налоговых консультантов
Деятельность уполномоченных лиц по управлению многоквартирными домами регламентируется большим количеством нормативных актов, контролируется различными органами власти, сопряжена с предпринимательским риском. А иногда и не имеет поддержки со стороны собственников, которые своим бездействием могут воспрепятствовать выполнению полного объема работ по управлению домом. В таком сложном режиме работы возрастает риск быть привлеченным к административной ответственности.
При планировании и осуществлении своей деятельности по управлению многоквартирным домом управляющей компании следует учитывать, что данные правоотношения регулируются на федеральном, региональном, местном уровнях и разными уполномоченными органами, что может создавать определенные трудности в повседневной работе УК.
В качестве примера рассмотрим конкретное гражданское дело.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Деятельность ТСЖ может быть проверена на предмет соблюдения требований законодательства, и при выявлении совершенных правонарушений ТСЖ привлекается к административной ответственности.
Истец (физическое лицо) обратился в суд к УК с иском о возмещении материального ущерба, причиненного действиями УК, выразившимися в ненадлежащей уборке придомовой территории. В основе судебного разбирательства лежало выяснение двух обстоятельств: границы придомовой территории и факт ненадлежащей уборки придомовой территории в определенный день и в определенное время. УК выстроила свою защиту исключительно на нормах федерального законодательства. Истец настаивал на применении норм ОМСУ. Мировой судья отклонил требование истца в полном объеме. Районный суд, рассматривая апелляционную жалобу истца, отменил решение мирового судьи и удовлетворил исковые требования в полном объеме. В апелляции ответчик не скорректировал свою позицию. Ошибка УК, по мнению автора (представителя истца), заключалась в том, что, рассчитывая на применение норм федерального законодательства, она не подготовилась к тому, что следует, в первую очередь, анализировать нормы ОМСУ, которые конкретизируют и устанавливают границы придомовой территории в данном городе. Такие иски не разорят УК, но все же ведут к незапланированным расходам, что может негативно отразиться на выполнении обязательств УК перед собственниками, а это, в свою очередь, может стать основанием для привлечения УК к административной ответственности.
Административная ответственность в сфере государственного жилищного надзора может применяться к УК по различным статьям КоАП РФ. Рассмотрим основания и порядок привлечения УК к административной ответственности по ст.ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Решение административного органа о привлечении ТСЖ к административной ответственности может быть оспорено товариществом путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей. Это означает, что административная ответственность УК не ограничивается только нормами ст.ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ. В зависимости от конкретных обстоятельств дела и состава проверяющих лиц ответственность может наступить по другим основаниям.
Порядок привлечения к административной ответственности
Органом, уполномоченным на проведение проверки, возбуждение и рассмотрение дела об административных правонарушениях, установление и применение административного наказания в части государственного жилищного надзора, является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (например, Государственная жилищная инспекция). Его наименование, структура и полномочия определяются субъектом РФ самостоятельно, поэтому возможны некоторые отличия в деятельности данного уполномоченного органа в различных субъектах РФ. Это следует учитывать при заимствовании чужой практики в целях осуществления своей деятельности (см. Административные регламенты своего региона).
ВАЖНО В РАБОТЕ
Действующий ЖК РФ не устанавливает детальных правил, регулирующих взаимоотношения ТСЖ и собственников квартир, не являющихся его членами, в части уплаты последними денежных средств на содержание общего имущества многоквартирного дома во исполнение решений товарищества.
Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) вправе проводить плановые, документарные, выездные, внеплановые проверки, осуществлять систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности. Проверки могут проводиться совместно с прокуратурой и(или) Роспотребнадзором. К акту проверки прилагаются: протоколы или заключения проведенных исследований, экспертиз; объяснения работников УК, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Кроме указанных документов, ГЖИ запрашивает: протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа управления; протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе управляющей организации и утверждении условий договора; договор управления; протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об утверждении устава ТСЖ; устав ТСЖ многоквартирного дома; учредительные документы; документы о назначении лица, ответственного за соблюдение требований жилищного законодательства при исполнении договора управления (приказ и должностная инструкция); перечень работ, подлежащих исполнению в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома (протокол об утверждении перечня работ по содержанию общего иму-щества многоквартирного дома); акты выполненных работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома; решение о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; доверенность на участие в проверке; протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг; договор предоставления коммунальных услуг; расчет платы за предоставленные коммунальные услуги; перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергети-ческих ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования; протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта; протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об утверждении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт и др.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Независимо от исполнения собственниками обязанностей по содержанию имущества ТСЖ не вправе препятствовать им в пользовании отремонтированным или вновь созданным имуществом, входящим в общее имущество собственников многоквартирного дома.
Рассмотрим, какие действия может предпринять УК для защиты своих прав и законных интересов.
Во-первых, УК как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (АП), вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Для реализации данных полномочий необходимо либо выдать доверенность работнику УК, либо заключить соглашение с адвокатом (будет выдан ордер адвокатского образования), либо заключить договор с иным лицом по выбору УК (полномочия могут быть отражены либо в доверенности, либо в договоре). Если руководитель УК желает самостоятельно осуществлять представительство и защиту интересов УК, то необходимо представить в материалы дела соответствующие документы, если они отсутствуют (как правило, эти документы уже имеются в деле как приложение к акту проверки).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Составление должностным лицом ГЖИ протокола об административном правонарушении в отношении УК означает, что дело о правонарушении возбуждено. Протокол должен быть оформлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений об УК, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления АП.
Ознакомление с материалами дела – очень важный момент в ходе защиты своих прав и законных интересов, т. к. оно дает возможность установить до начала рассмотрения дела:
1) относится ли к компетенции ГЖИ рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом ГЖИ;
3) правильно ли составлены протокол об АП и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
На основании результата ознакомления с материалами дела можно заявить ходатайство и(или) отвод, подготовить письменные объяснения по существу, представить дополнительные доказательства. Не следует полагаться на устные переговоры с ГЖИ по вопросам ознакомления с материалами дела, можно не успеть подготовиться к рассмотрению дела. Направьте в адрес ГЖИ заявление с просьбой об ознакомлении заблаговременно: «ООО УК «Альфа» просит разрешить ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении (протокол №, дата) и, при необходимости, снять копии». Такое заявление должно быть подписано уполномоченным лицом (либо законным представителем, либо представителем по доверенности). К заявлению приложите копию доверенности, надлежащим образом заверенную (дата, подпись, расшифровка подписи, оттиск печати (если имеется)).
ПЕРВОИСТОЧНИК
Рассмотрение дела об АП осуществляется в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об АП и других материалов дела, по правилам КоАП РФ. Дело рассматривает руководитель ГЖИ или его заместитель.
Часть 2 ст. 23.55 КоАП РФ.
Ознакомление поможет установить, имеется ли в деле ссылка на обстоятельства, исключающие производство по делу, а именно:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения;
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (АО);
5) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АП, постановления о назначении административного наказания (АН), либо постановления о прекращении производства по делу об АП, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Если такой ссылки или факта в материалах дела нет, но, по мнению УК, они существуют, то необходимо составить письменное возражение и приложить к нему подтверждающие доказательства.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Административным кодексом предусмотрена ответственность гражданина – собственника помещения только за порчу жилых домов, жилых помещений, а равно порчу их оборудования, самовольное переустройство жилых домов или жилых помещений.
Статья 7.21 КоАП РФ.
Во-вторых, важно отразить позицию УК наиболее полно и обоснованно. Для этого можно представить пояснения в письменном виде. Позиция должна быть ясной, четкой и аргументированной. На практике встречаются два варианта: либо привлекаемое к АО лицо не может выбрать позицию для защиты, либо ограничивается одним-двумя аргументами при наличии других, якобы несущественных. Выбор позиции означает, что лицо, привлекаемое к АО, стремится получить определенный результат: либо прекращение производства по делу, либо снижение санкции. При назначении АН физическому лицу учитываются характер совершенного им АП, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и(или) отягчающие АО. При назначении АН юридическому лицу учитываются характер совершенного им АП, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и(или) отягчающие АО.
В-третьих, доказательства. Напомним, что доказательствами по делу об АП являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо ГЖИ, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события АП, виновность лица, привлекаемого к АО, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Правила эксплуатации жилфонда четко закрепляют обязанность обслуживающей организации контролировать самовольное увеличение или замену отопительных приборов внутри квартир.
Обратите внимание: перечень является открытым, что позволяет УК представлять любые доказательства, которые она считает необходимыми для защиты своих интересов. Если при проведении проверки уполномоченное лицо ГЖИ формирует материалы проверки по своему усмотрению, то при рассмотрении дела об АП должностное лицо ГЖИ не вправе отказать в приобщении представленных доказательств. Доказательства направляются в дело с сопроводительным письмом, в котором указываются перечень документов и их количество. В сопроводительном письме можно раскрыть свою позицию (см. пример в конце статьи).
ВАЖНО В РАБОТЕ
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об АП, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. О том, соответствуют ли доказательства дела об АП требованиям закона, можно узнать, только ознакомившись с материалами дела.
По общему правилу, юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена АО, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Это означает, что если УК докажет, что ею были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению соответствующих норм и правил, то в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ она не подлежит привлечению к АО ввиду отсутствия вины. Однако недостаточно ссылаться на то, что «УК сделала все, что было в ее силах, но подвели подрядчики, собственники сами разрушают свой дом, погода была плохая…»: каждое такое утверждение о наличии обстоятельств, дающих основание для отказа в привлечении к АО, требуется подтвердить надлежащими доказательствами в обязательном порядке. При наличии соответствующих доказательств вопрос о привлечении к АО снимается в ходе проверки. Например, по отчетным сведениям ГЖИ Республики Коми, за 2013 год ею было проведено 2454 проверки, 927 проверок выявили правонарушения (22 022 правонарушения), возбуждено 602 дела об АП, наложено 399 административных наказаний, из них штрафов – 392. Как видим, согласно статистике, не каждая проверка ведет к наказанию. Но к наказанию, как правило, ведет ненадлежащее оформление необходимой документации и недостаточная подготовка к рассмотрению дела.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Отсутствие у УК средств для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа само по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об АП, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ. Также не является таким обстоятельством сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ.
ОТ РЕДАКЦИИ
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юрлиц (кроме региональных операторов), ИП применяются положения Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля. Это делается с учетом особенностей, установленных ЖК РФ. Такие поправки были приняты в ЖК РФ Федеральным законом от 04.06.2014 № 152-ФЗ, который вступил в силу со дня официального опубликования. Поправки предусматривают, что данные особенности касаются не только внеплановых, но и плановых проверок.
Сопроводительное письмо.
указать: кому, куда, от кого,
исходящие реквизиты
ООО УК «Альфа» направляет для приобщения к материалам дела об административном правонарушении (протокол №, дата) копии следующих документов:
1) служебной записки мастера участка техобслуживания А. И. Иванова от _____ на 1-м л. – 1 экз.;
2) объяснительной записки слесаря по ремонту оборудования И. А. Смирнова от ______ на 2-х л. – 1 экз.;
3) договора подряда между ООО УК «Альфа» и ИП Михайлов Н. В. от _________ на 3-х л. – 1 экз.;
4) претензии ООО УК «Альфа» исх. №, дата на 2-х л. – 1 экз.;
5) почтового уведомления о вручении претензии на 1-м л. – 1 экз.
и одновременно поясняет, что вышеуказанные документы подтверждают, что ООО УК «Альфа» своевременно предприняты конкретные действенные меры для устранения нарушений, послуживших основанием для привлечения ООО УК «Альфа» к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
ООО УК «Альфа» полагает необходимым представить дополнительные пояснения касательно фактических обстоятельств, воспрепятствовавших выполнению ремонтных работ в полном объеме, в ходе рассмотрения дела от _______.
Приложение: по тексту на 9-ти л.
Директор ООО УК «Альфа» _____П е т р о в_________ /А.П. Петров/