Поделиться статьёй:

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

К вам пришел прокурор

Макеева Е. В.

Макеева Е. В.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

Бытует мнение, что прокуратура может инициировать любую проверку любого субъекта и, в случае выявления нарушений, наказать его по всей строгости закона.

В силу закона прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Понятие «надзор» означает разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции. Прокуратура не наделена полномочиями применять меры наказания и осуществлять уголовное преследование, поэтому ожидать наказания от прокуратуры не следует. Но прокуратура обладает другими важными полномочиями, которые могут привести проверяемое лицо к негативным последствиям, а именно:

  • возбуждает производство об административном правонарушении (дело рассматривается судом, уполномоченным органом, уполномоченным должностным лицом);
  • или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • принимает меры к тому, чтобы лица, допустившие нарушение прав и свобод человека и гражданина в виде преступления, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

У прокуратуры действительно широкие полномочия, которые необходимы ей для оперативного устранения нарушения законности, в т. ч. по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. Однако надо помнить, что при этом прокуратура:

  • при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяет иные государственные органы;
  • не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Это означает, что если имеются основания для проведения проверки и существует орган федеральной власти или ОМСУ, в полномочия которого входит соответствующий контроль, материалы (информация или обращение) передаются в этот уполномоченный орган (трудовую инспекцию, ФМС, Роспотребнадзор и др.). Если проверку проводит все же прокуратура, то, значит, так тому и быть. Прокурорская проверка не может быть лучше или хуже других проверок, т. к. она подчиняется иным требованиям (см. схему 1).

 60 shema 1

Надзор за исполнением законовНадзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Предмет надзора
- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, ОМСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, ОМСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций
Полномочия прокурора
1. По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно:
1.1) входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона от 17 января 1992 г. № 294-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации";
1.2) иметь доступ к их документам и материалам;
1.3) проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
2. Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов (см. выше):
2.1) представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
2.2) выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
2.3) проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
2.4) проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
3. Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов
1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
3) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
4) использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре

Процедура проверки

Основанием проведения проверки может стать любой источник информации, поступивший в прокуратуру или ставший ей известен (например, Интернет, СМИ, рекламный листок или буклет, объявление, устные сведения, материалы судебного дела и многое другое).

 60 shema 2

Важной особенностью прокурорской проверки является то, что прокурор не обязан сообщать проверяемому лицу сведения, ставшие основанием для проведения проверки, в отличие от проверок, проводимых другими уполномоченными органами. Основания и порядок ознакомления проверяемого лица с документами проверки не предусмотрены. Таким правом обладает заявитель, обращение которого стало основанием для проведения проверки. На проведение проверки прокуратуре отводится 30 календарных дней. В этот срок входят время регистрации источника информации, принятия решения по инициированию проверки, резервирования времени на оформление результатов проверки и сама проверка в том числе.

krugСОВЕТ АВТОРА

Будьте внимательны к своим контрагентам: бывали ситуации, когда исполнитель в своем интервью СМИ озвучивал информацию, которая расценивалась контролирующим органом как прямое нарушение законодательства. В силу закона контролирующие органы не вправе оставить такую информацию без реагирования.

Для проверяемого лица проверка начинается незамедлительно после получения им требования прокурора (или его заместителя). Требования прокурора (или его заместителя), полученные посредством оперативной связи (факс, телекс, электронная почта), являются обязательными к исполнению в срок, указанный в требовании. Каждый документ, исходящий от прокуратуры, кроме исходящего номера и даты его регистрации, имеет свой индивидуальный номер, поэтому ссылка проверяемого лица на то, что им ожидалось получение оригинала требования почтой, будет несостоятельна. Как правило, в требовании указаны дата и время исполнения запроса прокурора (или его заместителя), например, требование от 23.07.2014 может содержать срок исполнения «23.07.2014 в 16 часов». Предоставление проверяемому лицу ограниченного периода времени на исполнение требования (2–6 часов) не является нарушением со стороны прокуратуры. Если в указанный срок представить запрашиваемую информацию не представляется возможным, то следует оповестить об этом прокурора в письменном виде с приложением доказательств, если они имеются. Например, прокурор запросил уставные документы, договоры с контрагентами и сведения финансово-хозяйственной деятельности (документы первичного учета, регистры) в ограниченный срок (1 день). Хозяйственные документы находятся в сейфе главного бухгалтера, который отсутствует в этот день (находится на больничном, в трудовом отпуске, в отпуске без содержания по семейным обстоятельствам, в командировке и т. п.). В установленный срок следует представить прокурору уставные документы и сопроводительное письмо с пояснением причин неполного представления документов и приложением подтверждающих документов (например, приказа).

krugПЕРВОИСТОЧНИК

Работники прокуратуры при осуществлении возложенных на них функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Если прокурор прибыл на территорию хозяйственной деятельности проверяемого лица, то он имеет право начать проверку, предъявив свое служебное удостоверение (см. таблицу на стр. 62). Если с прокурором прибыли третьи лица, которые будут принимать участие в проверке, то их личность и правомочия должны быть подтверждены соответствующими документами. Но зачастую прокурор ограничивается требованием о предоставлении документов и получением объяснений от должностных лиц. Объяснения должностных лиц могут стать самостоятельным основанием для проведения новой проверки.

За невыполнение законных требований прокурора возможно привлечение к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Обратите внимание: состав правонарушения образуют действия (бездействие) проверяемого лица в ответ на законные требования прокурора, а не требования вообще. Проверяемые лица спорят в судах с прокурором, и, бывает, успешно. Вступая в спор, помните, что прокурор может быть специально уполномоченным лицом на осуществление надзора в определенной сфере деятельности.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Требования Закона № 294-ФЗ  "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются к органам прокуратуры. Единственное, что могут спросить сотрудники организации у прокурорского работника в целях подтверждения его полномочий, – это служебное удостоверение, которое он обязан иметь с собой при визите с проверкой.

Давно известно, что обращение работника в прокуратуру за восстановлением нарушенных трудовых прав – самый быстрый способ бесплатно решить проблему с работодателем (при условии, что обращение не будет перенаправлено в трудовую инспекцию). Для сравнения: суд разрешает такие споры в течение 4–6 месяцев (плюс затраты собственного времени и денежных средств); трудовая инспекция обязана провести внеплановую проверку, но реальные положительные результаты таких проверок для работников автору неизвестны. Прокуратура же может в течение считаных дней получить положительный для работника результат (данное утверждение касается споров между работниками и работодателями). Поэтому любая организация может стать объектом прокурорской проверки по жалобе работника, причем неоднократно.

krugЕСТЬ МНЕНИЕ

Прокурорские работники, занятые профессиональной деятельностью в сельской местности, муниципальных районах, зачастую являются частыми гостями работодателей.

Прокурор вправе получать от проверяемого лица информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Однако при этом необходимо учитывать, что такая информация представляется в установленном порядке и в установленных случаях. В судебной практике имеются положительные для проверяемого лица судебные акты, которые подтверждают, что при проверке прокурор действовал за рамками Закона о прокуратуре. Справедливости ради отметим, что и отрицательная практика тоже имеется.

Результаты проверки

По результатам проверки могут быть вынесены (принесены) процессуальные решения, исполнение которых является обязательным для проверяемого лица (см. схему 3). Однако процессуальные решения должны основываться на законных требованиях прокурора и могут быть обжалованы.

60 shema 3

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В зависимости от объема проверяемых фактов и обстоятельств прокуратура руководствуется в своих действиях нормами соответствующих процессуальных законов (АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ).

Возможность устранить выявленные нарушения законодательства до принятия решения по результатам проверки у проверяемого лица имеется, и фактическое устранение нарушений положительно влияет на результат проверки. Таким образом, для того чтобы уменьшить риск наступления негативных последствий при проведении прокурорской проверки, следует:

  • внимательно ознакомиться с требованием прокурора;
  • убедиться в том, что требования прокурора являются законными (соответствуют нормам Закона о прокуратуре);
  • выполнить требования прокурора или дать мотивированный ответ в письменной форме о причинах невыполнения законных требований прокурора в установленный срок с приложением подтверждающих доказательств (при их наличии);
  • побеседовать со своими работниками, которые могут быть вызваны для дачи объяснений в прокуратуру, и убедиться, что ими правильно понимается проверяемая ситуация;
  • устранить нарушения до окончания проверки и уведомить об этом прокурора;
  • своевременно обжаловать процессуальное решение прокурора при наличии на то оснований.