Поделиться статьёй:
ЗАРПЛАТА И КАДРЫ | КАДРОВЫЙ ОТВЕТ
Шалимов А. В.,
практикующий юрист
СОУТ: практика применения
В системе правовых норм, регулирующих отношения между работодателем и работником, произошли серьезные изменения: уже привычную обязательную аттестацию рабочих мест заменила совершенно новая процедура, которая теперь распространяется и на те виды рабочих мест организации или ИП, которые ранее не подлежали аттестации.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, которая была обязательна для работодателей ранее. Эта замена была необходима. Ведь в период применения норм, регулирующих порядок проведения аттестации рабочих мест, эксперты неоднократно высказывали критику в адрес данной процедуры. В частности, эксперты указали на необоснованные требования, предъявляемые к проведению аттестации всех рабочих мест, включая те, по которым статистически не доказаны случаи возникновения ущерба и вреда работникам, и что сама по себе процедура аттестации полностью не гарантирует безопасности работникам, поэтому нет необходимости проводить ее с периодичностью раз в пять лет.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которым на всех работодателей без исключения в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда.
Минтруд пытался проводить работу над ошибками. Одним из таких действий было сокращение перечня оснований и рабочих мест, по которым и для которых нужна оценка условий труда. Вопрос периодичности проведения аттестации был отдан на откуп работодателю, который мог обойтись без этого мероприятия, если по результатам проведения предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми). Но на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда или при наличии факторов, в случае возникновения которых сотрудники проходят медицинские осмотры (обследования), как и раньше, обязательно было проведение аттестации не реже одного раза в пять лет.
Поправки действовали ровно год, затем федеральный законодатель решил произвести полную «перезагрузку», чтобы избавить работодателей от лишних измерений и исследований рабочих мест. Дело в том, что помимо проведения аттестации в законодательстве предусмотрено проведение такой процедуры, как специальная оценка условий труда, которая согласно ст. 58.3 Закона №212-ФЗ должна осуществляться в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам. Но это еще не все. Вероятно, отдельные работодатели сталкивались и с государственной экспертизой условий труда, осуществляемой органом власти, уполномоченным на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства (ст. 216.1 ТК РФ) в целях оценки соответствия объекта экспертизы нормативным требованиям охраны труда.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Статья 3 Закона № 426-ФЗ.
Чтобы по нескольку раз не делать необходимые в случае проведения этих процедур измерения, указанные процедуры должны быть объединены и унифицированы, с тем чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты исследования для этого могли использоваться как для обеспечения охраны труда, так и для иных предусмотренных целей. Для этого и была введена специальная оценка условий труда (СОУТ). Ее суть заключается в том, что независимая организация дает такую оценку и решает, к какому классу условий труда относится то или иное рабочее место. От результата зависит сумма дополнительного тарифа, которую работодатель будет вносить в ПФР за льготников, раньше уходящих на пенсию. Основные отличия между старой и новой процедурой состоят в том, что добавлены новые этапы: идентификация потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов и декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Цель спецоценки – создание стимулов для обес-печения безопасных производств. По результатам спецоценки устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отдельных категорий застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ. Однако, как показывает практика, вновь введенные законодательные инструменты не всегда получаются универсальными и требуют доработок.
Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда?
Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места работодателей. Однако есть исключения в отношении надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Как видите, льгот для офисных работников больше нет, поэтому специальную оценку необходимо проводить и в отношении всех офисных рабочих мест.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Таким образом, в настоящее время организации обязаны проводить специальную оценку условий труда в отношении условий труда всех работников, с которыми заключены трудовые договоры, за исключением работников, перечисленных в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.
Кроме того, ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ установлено положение о том, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 этого же закона, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. В связи с чем из буквального прочтения ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ можно сделать вывод, что в отношении рабочих мест, аттестация которых была необязательна и не проводилась, работодатель может не торопиться с проведением специальной оценки условий труда – главное, чтобы такая работа была завершена до 31 декабря 2018 года.
ВАЖНО В РАБОТЕ
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
По нашему мнению, установленное в ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ положение о том, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года, следует применять во взаимосвязи с ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, а именно: что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 года; до конца 2018 года все работодатели должны будут провести специальную оценку условий труда (аналогичную точку зрения высказывает в своем интервью В. А. Корж, директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ).
ПЕРВОИСТОЧНИК
Под рабочим местом подразумевается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Статья 209 ТК РФ.
На наш взгляд, положения ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ не означают, что работодатели, ранее не проводившие аттестацию рабочих мест, не обязаны в кратчайшие сроки обеспечить проведение специальной оценки условий труда и могут подождать с этим до конца 2018 года: нет, как и ранее, все работодатели обязаны как можно скорее идентифицировать вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса и оценить уровень их воздействия на работников, при этом в настоящее время эта обязанность может быть выполнена не путем аттестации рабочих мест по условиям труда, а путем проведения специальной оценки условий труда.
Поэтому работодатель обязан незамедлительно провести специальную оценку условий труда, не дожидаясь окончания 2018 года.
Нужно ли проводить спецоценку исполнителям по договорам ГПХ?
Под гражданско-правовым договором понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
Таким образом, заключив гражданско-правовой договор, организация становится одной из сторон, при этом не приобретает статус работодателя и не организовывает рабочего места.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Специальная оценка условий труда направлена на обеспечение безопасных условий для выполнения трудовых обязанностей, которые предусмотрены трудовым договором, и является обязательной для работодателя именно в отношении рабочих мест.
Помимо этого, ст. 11 ТК РФ прямо предусмотрено, что на лиц, заключивших гражданско-правовые договоры, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, а соответственно, не распространяются и положения ст. 212 ТК РФ.
Сроки проведения СОУТ
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом № 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении данной оценки. Для работодателей, которые провели аттестацию рабочих мест до 2014 г., предусмотрены переходные положения, согласно которым в том случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Никаких особенностей или освобождения от проведения оценки условий труда в отношении рабочих мест, занимаемых внешними совместителями, сотрудниками, с которыми заключены срочные трудовые договоры, или сезонными работниками, закон не устанавливает.
Процедура проведения СОУТ
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Работодателю следует создать комиссию и утвердить график проведения специальной оценки условий труда. В состав комиссии, которую возглавляет сам работодатель или его представитель, включаются в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии, число членов которой должно быть нечетным, утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ.
Общество с ограниченной ответственностью «Трудовик»
Приказ
о проведении специальной оценки условий труда.
21.08.2014
№ 85
В целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» приказываю:
1. Провести в ООО «Трудовик» специальную оценку условий труда.
2. Для организации проведения специальной оценки условий труда создать комиссию в следующем составе:
председатель комиссии: директор Лавров Д. П.;
члены комиссии:
- инженер Леонов А. В.;
- специалист по охране труда Павлов П. К.;
- представитель выборного органа первичной профсоюзной организации/иного представительного органа работников – юрист Маркин И. В.
3. Утвердить прилагаемый график проведения специальной оценки условий труда.
4. Комиссии необходимо:
4.1. До начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
4.2. Организовать работу по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда.
4.3. Довести информацию о проведении специальной оценки условий труда в организации до руководителей структурных подразделений и иных заинтересованных сторон.
4.4. Обеспечить доступ экспертов организации, оказывающей услуги по проведению специальной оценки условий труда, к рабочим местам, а также обеспечить им предоставление необходимой информации, материалов и документации, относящейся к целям специальной оценки условий труда.
4.5. Завершить работы по проведению специальной оценки условий труда и утвердить отчет о ее проведении не позднее 21.09.2014.
5. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Директор _____Л А В Р О В_________ /Лавров Д. П
До начала работы комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда, и выделяет аналогичные рабочие места. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
ПЕРВОИСТОЧНИК
Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.
Статья 310 ТК РФ.
Вновь образованные рабочие места
На практике возникают обстоятельства, которые являются основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Такие обстоятельства перечислены в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, к ним относится в том числе и ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Вновь организованным рабочим местом, как пояснил председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Дмитрий Третьяков, считается место, которое введено в эксплуатацию, к тому же на нем осуществляется в штатном режиме выполнение всех функциональных особенностей и задач, для которых это рабочее место было организовано.
Установленный ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ перечень обстоятельств является закрытым. Следовательно, при введении новых рабочих мест и заключении трудовых договоров с работниками работодатель обязан провести специальную оценку условий труда. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления одного из случаев, перечисленных в вышеуказанной норме.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Наличие у работодателя неаттестованных (не прошедших оценку) рабочих мест на начало 2014 г. и даже до конца 2018 г. не всегда неизбежно карается штрафом. Все зависит от того, какое это рабочее место.
Также следует учитывать следующий момент. Частью 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ установлено, что при определении размера дополнительных тарифов, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест признаны вредными или опасными, применяются результаты этой аттестации. Они действительны до окончания срока своего действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно.
Соответственно, что касается рабочих мест, организованных в 2014 году, то дополнительные тарифы страховых взносов будут также определяться п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, но выбор тарифа будет производиться уже на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, проведенной в 2014 году.
Отметим, что результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета о ее проведении, составленного соответствующей организацией, проводившей специальную оценку условий труда. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца (см. п. 3 письма Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579, п. 6 письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
ВАЖНО В РАБОТЕ
С 01 января 2015 года вводится административная ответственность работодателя за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 рублей.
Если по каким-то причинам в 2014 году специальная оценка условий труда проведена не будет, то в отношении рабочих мест, организованных в 2014 году, организации при определении размера дополнительного тарифа следует руководствоваться не ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, а ч.ч. 1 или 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.
Вновь принятый сотрудник
В случае приема на работу новых сотрудников на уже организованные рабочие места возникает вполне резонный вопрос: «Стоит ли в этом случае повторно проводить специальную оценку условий труда?» Тем более что в ч. 2 cт. 18 Закона № 426-ФЗ объектом учета в отношении рабочего места являются в том числе сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте.
ПОЗИЦИЯ МИНФИНА
Расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
К сожалению, в Законе № 426-ФЗ данный момент не освещен. В своем интервью Дмитрий Третьяков дал следующий ответ на этот вопрос: «Никоим образом. Специальная оценка является срезом состояния условий труда на конкретный промежуток времени. Более того, в отчетных документах по спецоценке (так же, как и в аттестации рабочих мест) имеются дополнительные графы, связанные с ознакомлением работников, в том числе и вновь принятых на работу, с материалами по специальной оценке. К тому же в рамках Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатель обязан вносить соответствующие изменения в сами трудовые договоры для того, чтобы показывать условия труда, в которых предстоит трудиться вновь принятому работнику».
В полной мере согласны с такой логикой, ведь повторимся: проводится оценка не конкретного работника, а его рабочего места. Поэтому смена работника никак не должна влиять на данный факт.