Поделиться статьёй:

Государственное бюджетное учреждение оспаривало в суде решение регионального отделения ФСС России о непринятии к зачету расходов страхователя на выплату пособия по уходу за ребенком. Претензии Фонда вызвал тот факт, что работник, находясь в отпуске по уходу за ребенком и одновременно работая на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на пособие, был направлен в командировку на срок более трех месяцев. По мнению ФСС России, работник, имеющий детей в возрасте до 1,5 лет, может либо приступить к исполнению должностных обязанностей в режиме неполного рабочего времени и отказаться от направления в служебную командировку, либо прервать отпуск по уходу за ребенком, приступить к работе на полный рабочий день и быть направленным в командировку с его согласия. При этом специалисты Фонда отказали работодателю в принятии к зачету средств на выплату работнику пособия как за период командировки, так и за период после его возвращения к месту работы, поскольку с новым заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком работник не обращался.

Суд поддержал позицию страховщика частично. Так, арбитры указали, что в силу ст. 256 ТК РФ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Поскольку в период командировки работник находился вне места жительства ребенка более месяца и фактически не имел возможности осуществлять за ним уход, то и права на пособие в указанный период он не имел, в связи с чем суд признал отказ в принятии соответствующих расходов законным.

В то же время каких-либо оснований для признания неправомерной выплаты пособия за период после возвращения работника из командировки суд не усмотрел, поскольку в это время работник, находясь в отпуске по уходу за ребенком, продолжал работать на условиях неполного рабочего времени. Довод Фонда о том, что по возвращении из командировки работник должен был снова оформить отпуск по уходу за ребенком, был отклонен, поскольку законодательством повторная подача заявления о назначении пособия в случае убытия в командировку не предусмотрена.

Отметим, что суды нижестоящих инстанций при разрешении спора указывали, что сам по себе факт направления работника в командировку в период выполнения работы на условиях неполного рабочего времени не свидетельствует об утрате им права на получение пособия при условии осуществления им ухода за ребенком. В данном случае имеет принципиальное значение именно продолжительность командировки. Суды руководствовались нормой п. 5 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, которая относит к случаям отсутствия родительского ухода, в частности, служебные командировки свыше одного календарного месяца.

В арбитражной практике имеются примеры, когда командировки продолжительностью менее месяца не признавались основанием для прекращения выплаты работнику пособия по уходу за ребенком (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.11.2015 № Ф01-4671/15).

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.05.2017 № Ф03-1760/17