Поделиться статьёй:

Коржов В. Ю.

Коржов В. Ю.
практикующий юрист

Помимо Росстандарта, стандартизацию и сертификацию в компаниях могут проверить и Ростехнадзор, и Роспотребнадзор, и прокуратура. Впрочем, делать это ведомства могут только в рамках, строго оговоренных законом. Общие процедуры проверок детально регламентированы и должны соблюдаться всеми участниками контроля.

 

Проверки деятельности хозяйствующих субъектов или мероприятия контроля осуществляются только определенными органами государственного (муниципального) контроля в сфере их полномочий, которые четко обозначены в соответствующих нормативных правовых актах. Так, например, согласно п. 5.9. постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 17.10.2011) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Роспотребнадзором осуществляется проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в части выполнения требований санитарного законодательства, законодательства России в сфере защиты прав потребителей, а также правил продажи отдельных видов товаров. В свою очередь, согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 (ред. от 12.08.2009) «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», Росстандарт осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти. Участие работников прокуратуры при проведении проверок означает расширенные полномочия надзорных органов при проведении такой проверки. К такому выводу, в частности, пришел ФАС поволжского округа в постановлении от 11.06.2009 № А12-97/2009.

Плановые и внеплановые проверки

Итак, плановые проверки в соответствии с нормами ст. 9 Закона № 294-ФЗ, проводятся не чаще чем один раз в три года. Они проходят согласно ежегодному плану органа контроля (надзора). План обязан включать 4 вида сведений (о субъекте проверки, основаниях, дате и сроке проведения проверки и т.п.) и после утверждения должен доводиться до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа контроля (надзора) в сети Интернет либо иным доступным способом.

Внеплановые проверки согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ могут проводиться лишь по 3 основаниям: 1) при истечении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, выданного в порядке ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ вместе с актом проверки; 2) при поступлении в органы контроля (надзора) сведений о причинении или возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; о нарушении прав потребителей при обращении граждан, права которых нарушены; 3) в порядке приказа (распоряжения) руководителя органа контроля (надзора), изданного согласно поручениям Президента РФ, Правительства РФ, а также требованиям прокурора. При этом о проведении внеплановой выездной проверки соответствующие юридическое лицо (ИП) должно быть уведомлено органом контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (за исключением случаев возможного причинения или возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; о нарушении прав потребителей при обращении граждан, права которых нарушены). Плановые (внеплановые) проверки в соответствии с правилами ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ могут быть документарными (при изучении материалов проверки по месту нахождения органа контроля) либо выездными (по месту нахождения субъекта контроля), когда при документарной проверке не представляется возможным подтвердить имеющуюся в документах информацию либо оценить соответствие проверяемой деятельности обязательным требованиям. Среди множества нормативных правовых актов в отношении общих вопросов государственного (муниципального) контроля помимо вышеуказанного Закона № 294-ФЗ отметим: 1) Правила подготовки органами государственного (муниципального) контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (далее – Правила подготовки планов проверок); 2) Порядок формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок утвержден приказом Генеральной прокуратуры России от 11.08.2010 № 313 (далее – Порядок формирования сводного плана проверок). 3) Приказ Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 № 53 (ред. от 30.04.2009) «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» (обозначает надзорные функции прокуратуры за нарушением законности при осуществлении проверок предпринимателей); 4) Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141. Срок проведения документарных и выездных проверок установлены Законом 294-ФЗ и не могут превышать двадцать рабочих дней (для субъектов малого предпринимательства: малое предприятие - 50 часов, микропредприятие – 15 часов). Таким образом, общие процедуры проверок детально регламентированы и должны соблюдаться всеми участниками контроля, при этом неисполнение установленных процедурных требований может стать основанием признания проверки недействительной после оспаривания ее результатов. Например, отсутствие проводимой проверки в ежегодном плане либо неуведомление о ее проведении заинтересованных лиц, равно как и отсутствие соответствующего документа (приказа, распоряжения и пр.) руководства контрольно-надзорного органа на проведение внеплановой проверки, является основанием признания такой проверки недействительной.

Ответственность за нарушения, установленные в ходе проверок сферы сертификации и стандартизации

Проверяющими структурами в сфере сертификации (органами государственного контроля (надзора) в системе стандартизации и сертификации), согласно правил ст. 32 Федерального закона «О техническом регулировании», являются уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти. То есть при наличии полномочий какой-либо государственной структуры на осуществление проверок соблюдения технических регламентов она имеет право проводить соответствующие проверки сертификатов и других документов в сфере технического регулирования. Предметом проверок (государственного контроля и надзора) являются соблюдение требований соответствующих технических регламентов при изготовлении, использовании и эксплуатации продукции или связанных с этим процессов (в частности проверка деклараций и сертификатов). Следует отметить, что правила технического регулирования (сертификации) требуют не только наличия сертификата соответствия, но соблюдение других правил эксплуатации и реализации сертифицируемой продукции. Пример из судебной практики: В постановлении ФАС Поволжского округа от 12.01.2009 № А12-12830/2008 указано, что наличие сертификатов соответствия на хранимую и реализуемую продукцию не освобождает продавца от обязанности осуществлять контроль за качеством продукции (проверять качественные характеристики) в процессе хранения и реализации, а также от обязанности осуществлять реализацию только той продукции, которая сертифицирована и соответствует требованиям обязательных стандартов и иных нормативных документов. Основным органом, осуществляющим государственный контроль в сфере стандартизации и метрологии, является Росстандарт. В связи с действием в России 23 технических регламентов к органам государственного контроля также относятся и профилирующие ведомства. Например, согласно постановлению Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре» проверяющим (контрольно-надзорным органом) является Ростехнадзор. То есть Ростехнадзор может проводить проверки в строительной сфере, при этом объектами его оценки соответствия являются здания (сооружения), процессы их эксплуатации, а параметрами такой оценки соответствия – требования Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Однако мероприятия госконтроля в области сертификации нигде не конкретизированы и формально называются «государственным контролем за соблюдением требований технических регламентов». При этом проверки в отношении продукции должны осуществляться исключительно на стадии обращения, на что следует акцентировать особое внимание, поскольку нередко наказывается лицо, изготавливающее продукцию без необходимых сертификатов. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 10.09.2008 № Ф09-6509/08-С1 указывается: «Поскольку продукция, изготавливаемая обществом, сертифицирована надлежащим образом, суд правомерно указал на недоказанность наличия события административного правонарушения и, соответственно, состава правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.19 КоАП РФ». В данном случае проведение проверки предприятия по вопросу соблюдения технических регламентов (норм обязательной сертификации) на стадии производства оконных изделий признано неправомерным. Следует добавить, что основными полномочиями органов государственного контроля (надзора) в области сертификации в части ответственности за выявленные нарушения является право: 1. выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения; 2. направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; 3. выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии; 4. привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; 5. принимать иные меры по закону в целях недопущения причинения вреда.

Таким образом, с учетом внушительного многообразия нормативной базы в сфере технического регулирования (сертификации) необходимо применение соответствующих специальных знаний посредством, например, консультаций специалистов органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), представителей систем обязательной (добровольной) сертификации или проведения независимого аудита в установленных сферах предпринимательской деятельности и т.д.

Порядок оформления результатов проверки Росстандарта

Согласно Порядку проведения Росстандартом государственного контроля и надзора (утв. постановлением Госстандарта РФ от 01.09.2003 № 99), в ходе проверок осуществляется контроль:  продукции;  технической документации на продукцию, в том числе сертификатов и деклараций соответствия;  соблюдения правил проведения обязательного подтверждения соответствия в отношении проверяемой продукции, а также нормативных и правовых документов систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р. По результатам составляется акт проверки в 2 экземплярах с приложением к нему всех документов (их копий), связанных с результатами проверки (например, протоколы испытаний, акты отбора образцов, протоколы технического осмотра и др.). Форма акта проверки унифицирована и утверждена постановлением Госстандарта РФ от 01.09.2003 № 99. В разделе акта «Результаты проверки» указывается:  наименование проверенной продукции, наименование и обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена проверка;  сведения о продукции;  сведения о подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям;  сведения о маркировании знаком соответствия;  перечень выявленных нарушений обязательных требований с указанием документа и конкретных пунктов, требования которых нарушены. Раздел акта «Выводы» включает общее заключение о соблюдении субъектов проверки обязательных требований и меры, принятые этим субъектов в ходе проверки. Акт проверки подписывается всеми ее участниками. При этом один его экземпляр с копиями приложений вручается руководителю субъекта проверки под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении. Результаты проверки также отражаются руководителем проверки в журнале учета мероприятий по контролю.

Общий порядок обжалования проверок (в области сертификации и пр.)

Любое обжалование результатов проверки может осуществляться в 3 инстанции: в вышестоящий орган исполнительной власти (с жалобой о неправомерных действиях подчиненных работников), в прокуратуру (с жалобой о нарушении законности при проведении проверки) и в суд (с заявлением о признании неправомерными действий проверяющих лиц).

Согласно ст. 4 Закона РФ № 4866-1, жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

При подготовке к обжалованию результатов проверки необходимо знать условия признания судом (или вышестоящим органом) недействительными результатов проверки, которые наступают согласно ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при наличии грубых нарушений требований: 1) о наличии установленных оснований проведения проверки; 2) о сроке уведомления о предстоящей проверке; 3) о проведении проверки только аккредитованными лицами; 4) об обязательном согласовании внеплановой проверки с прокуратурой; 5) о сроках и времени проведения выездных плановых проверок; 6) о наличии соответствующего распоряжения (приказа) на проверку руководителя органа контроля (надзора); 7) о запрете на требование документов, не относящихся к предмету проверки; 8) о соблюдении установленных сроков проведения проверок; 9) о представлении акта проверки; 10) о включении плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок; 11) об участии в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, которые состоят в гражданско-правовых (трудовых) отношениях с проверяемым субъектом хозяйственной деятельности. Например, неуведомление о предстоящей проверке или несогласование ее проведения с прокуратурой может стать основанием для того, чтобы суд признал результаты такой проверки недействительными.

В заключение приведем выводы по некоторым наиболее интересным судебным решениям по спорам в области сертификации.

Таким образом, снижению пределов ответственности за нарушение, выявленное при проверке, способствует умелое использование норм законодательства о техническом регулировании (сертификации), обозначенного в предлагаемой статье, а также правил проведения проверки, полномочий проверяющих и собственных прав.