Поделиться статьёй:

Павлова Е. П.

Павлова Е. П.,
специалист по расчету экологических платежей

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования.

 

Все хозяйствующие субъекты могут иметь в собственности или арендовать автомобили. В офисе и в производственном помещении образуются бытовые и производственные отходы. Кроме того, субъекты могут осуществлять сброс сточных вод (например, от котельной) в водный объект. Все это образует следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

При этом база начисления определяется отдельно для каждого вида платы. По данному показателю можно выделить три вида экологических платежей:

  • нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы;
  • лимитная плата – плата за загрязнение, фактические объемы которого превышают допустимые нормативы, но менее установленных лимитов;
  • сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимиты размещения отходов, допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду подлежат утверждению МПР России.
Порядок расчета платы также зависит от вида платежа, а именно:

  • нормативная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;
  • лимитная плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами загрязнения;
  • плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов загрязнения над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. По каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) установлены два норматива платы – за загрязнение в пределах допустимых нормативов (нормативное загрязнение) и за загрязнение в пределах установленных лимитов (лимитное загрязнение). Подлежащая применению к конкретному виду загрязнения ставка платы складывается из двух составляющих – соответствующего норматива платы и коэффициента, учитывающего экологические факторы. Кроме этого, предусмотрены дополнительные коэффициенты: дополнительный коэффициент 2 применяется для особо охраняемых природных территорий, районов Крайнего Севера (приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия, а также дополнительные коэффициенты для отдельных видов загрязнения.
Конечная сумма платежа определяется путем суммирования полученных произведений по каждому виду загрязнения.

Формулы исчисления экологических платежей

Для платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками и платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты:

Итоговая сумма платы за загрязнение = нормативная плата + лимитная плата + сверхлимитная плата,
где:
нормативная плата = фактический объем загрязнения x ставка платы;
лимитная плата = (фактический объем загрязнения – предельно допустимый объем загрязнения ) x ставка платы

В данном случае под предельно допустимым объемом загрязнения подразумевается установленный допустимый норматив загрязнения, т. е. некий утвержденный уровень загрязнения, свыше которого экологические платежи исчисляются как лимитные, а ниже – как нормативные.

Сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнения – установленные лимиты) x ставка платы x 5

Ставка платы = соответствующий норматив платы x экологический коэффициент (x дополнительный коэффициент)

Для платы за размещение отходов производства и потребления:

Итоговая сумма платы за загрязнение = лимитная плата + сверхлимитная плата, 
где:
лимитная плата = фактический объем загрязнения x ставка платы (x 0,3) (x 0),
Коэффициент 0,3 применяется при размещении отходов на специализированных полигонах и оборудованных промышленных площадках, расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Коэффициент 0 применяется при размещении отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных либо переданных для использования в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве (3-х лет с момента образования отходов).

Сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнения – установленные лимиты) x ставка платы x 5 

Ставка платы = норматив платы x экологический коэффициент (x дополнительный коэффициент)

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в данном случае исчисляется в порядке, аналогичном исчислению сверхлимитной платы.

Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников

Пример 1.
В качестве примера расчета экологических платежей рассмотрим завод, расположенный в Центральном экономическом районе (в черте города), который за I квартал 2012 г. произвел выбросы в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ:

Наименование загрязняющих веществФактический объем выбросов, тДопустимый норматив выброса, тЛимит выброса, т
Оксид углерода 50 60 80
Диоксид азота 130 50 75
Оксид азота 38 35 40

Рассчитаем размер платы за выбросы в атмосферный воздух по каждому вредному веществу.

Плата по оксиду углерода рассчитывается как нормативная:
50 x 0,6 x 1,9 х 1,2 х 2,05 = 140,22 руб.,
где:

ВеличинаХарактеристикаНорма
50 Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т -
0,6 Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов Приложение № 1 к постановлению № 344
1,9 Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Центрального экономического района РФ Пункт 19 Методических рекомендаций, постановление Правительства РФ № 344
1,2 Коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов Пункт 25 Методических рекомендаций, Приложение № 2 к постановление Правительства РФ № 344
2,05 Коэффициент к нормативам платы(*) Пункт 3 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (п. 23 Методических рекомендаций)
(*) Норматив платы за выброс диоксида серы в пределах ПДВ был установлен в 2005 г., поэтому к нему применяется поправочный коэффициент 1,67 (п. 24 Методических рекомендаций)

Плата по окиси азота рассчитывается как лимитная:

((35 x 35) + (35 x (40 – 38) x 5)) х 1,9 х 1,2 х 2,05 = 7361,55 руб.,
где:

ВеличинаХарактеристикаНорма
35 Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т -
35 Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов Приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344
1,9 Значение коэффициента, учитывающего экологические факторы, для атмосферного воздуха по Центральному экономическому району Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344

Плата по диоксиду азота рассчитывается как сверхлимитная:
((50 x 52) + ((130 – 50) x 260) + (130 – (50 + 75) x 260 х 5)) x 1,9 х 1,2 х 2,05 = 139 752,6 руб.,
где:

ВеличинаХарактеристикаНорма
130 Фактический объем выбросов за отчетный квартал, т -
52 Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов Приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344
260 Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов Приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344
5 Пятикратный коэффициент за сверхлимитное загрязнение -
1,9 Значение коэффициента, учитывающего экологические факторы, для атмосферного воздуха по Центральному экономическому району Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344

Итоговая сумма фактически начисленных за первый квартал 2012 г. экологических платежей таким образом составит:
140,22 + 7 361,55 + 139 752,6 = 147 254,37 руб.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в воздух от передвижных источников

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников негативного воздействия определяется путем умножения соответствующих нормативов платы по конкретному виду используемого топлива на количество такого топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, и суммирования полученных результатов (абз. 3 пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций). Количество израсходованного топлива определяется на основании первичных документов бухгалтерского учета (путевых листов). На это, в частности, указывает письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 № 04-09/1037.
Норматив платы для передвижных источников загрязнения устанавливается за тонну израсходованного топлива в зависимости от его вида (абз. 2 пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций). Норматив платы при использовании 1 т неэтилированного бензина был установлен постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410. Указанный норматив платы корректируется в данном случае путем умножения на поправочные коэффициенты (п. 18, формула (4) пп. 2 п. 26 Методических рекомендаций).
Норматив установлен за 1 т топлива. Но так как расход бензина измеряется в литрах, его переводят в тонны, для этого используется показатель плотности топлива. В соответствии с разъяснениями налоговых органов в зависимости от марки автомобильного бензина можно использовать следующие средние значения плотности (письмо ФНС России от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@):

  • для АИ-92 – 0,735 г/куб. см (т. е. 0,735 кг/л);
  • для АИ-95 – 0,750 г/куб. см. (т. е. 0,750 кг/л).

Пример 2.
Расход бензина АИ-92 за I квартал равен 0,2205 т = (300 л x 0,735 кг/л : 1000 кг).
Расход бензина АИ-95 составит 0,525 т = (700 л x 0,750 кг/л : 1000 кг).
Плата за выбросы компаниями, использующими бензин АИ-92, равна 1,34 руб. = (1,3 x 1,9 x 1,2 x 1,93 x 2,05 х 0,2205 т).
Плата за выбросы компаниями, использующими бензин АИ-95, составляет 3,19 руб. = (1,3 x 1,9 x 1,2 x 1,93 x 2,05 х 0,525 т).
В результате общая сумма платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения в I квартале 2012 года составила:
1,34 руб. + 3,19 руб. = 4,53 руб.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

Плата за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты подразделяется на:

  • плату в пределах установленных нормативов сбросов;
  • плату в пределах установленных лимитов сбросов;
  • плату за сверхлимитные сбросы (за превышение установленных нормативов сбросов или установленных лимитов сбросов, а также за сбросы при отсутствии разрешительной документации).

Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты также установлены постановлением Правительства РФ № 344. Им же определены значения коэффициентов, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.
Фактическая масса годовых сбросов загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной государственной статистической отчетности по форме 2-тп (водхоз), составленной на основании обработки результатов журналов первичной отчетности (ПОД-11, ПОД-12 и ПОД-13).
Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю допустимые нормативы сбросов, определяется по следующей формуле:

где: i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Пн вод – плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов сбросов (руб.);
Снi вод – норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов выбросов (руб.);
Мi вод – фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);
Мнi вод – допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (т).
Кз вод – коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек. Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент, равный 2;
Кин – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федерации.

Плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов рассчитывается по следующей формуле:

где: i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Пл вод – плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов выбросов (руб.);
Слi вод – норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов (руб.);
Мi вод – фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);
Мнi вод – допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (т);
Млi вод – сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);
Кз вод – коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек. Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент, равный 2;
Кин – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федерации.
Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

где: i – вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Псл вод – плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (руб.);
Слi вод – норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов (руб.);
Мi вод – фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);
Млi вод – допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);
Кз вод – коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек. Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент, равный 2;
Кин – коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Устанавливается ежегодно законом о бюджете Российской Федерации.

Плата за сброс сточных вод на поля фильтрации не взимается при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ и правил эксплуатации сооружений. При несоблюдении этих условий плата определяется как за сброс в водный объект в пределах установленных лимитов. Если нарушение правил эксплуатации сооружений и несоблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводит к загрязнению подземных вод, платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

Плата за сброс сточных вод на земледельческие поля орошения при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ определяется как за сброс в водный объект в пределах допустимых нормативов. При несоблюдении правил эксплуатации и норм нагрузки, а также в случае загрязнения подземных вод платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.
В случае поступления со сточными водами на поля фильтрации, земледельческие поля орошения загрязняющих веществ, не предусмотренных при согласовании проекта, плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.
При сбросе загрязняющих веществ в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), балки и т. д., через которые сточные воды попадают в водный объект, плата определяется как за сброс в пределах допустимых нормативов. В случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.
Коэффициент, применяемый к нормативу платы при сбросе взвешенных веществ, рассчитывается по следующей формуле:

К = 1
С_ф + С_доп.

где С_ф – фоновая концентрация взвешенных веществ в воде водного объекта, использованная при расчете предельно допустимого сброса;
С_доп. – допустимое увеличение содержания взвешенных веществ для водного объекта.
Пример:
С_доп. = 0,25 мг/дм3 для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение первой категории, а также для водных объектов, использующихся для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

К = 1
С_ф + 0,25 мг/дм3

С_доп. = 0,75 мг/дм3 для водного объекта, имеющего рыбохозяйственное значение второй категории, а также для объектов, использующихся в черте населенных мест (за исключением использования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

К = 1
С_ф + 0,75 мг/дм3

Общая плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты определяется по формуле:

Пример 3.
Произведем начисление платежей на примере сброса железа, взвешенных веществ, нефтепродуктов в водный объект, имеющий рыбохозяйственное значение второй категории.

Наименование загрязняющих веществФактический объем сбросов, тДопустимый норматив сброса, тЛимит сброса, т
Взвешенные вещества 3,368 3,368 3,368
Хлориды 34,8 2,631 8,893
Сульфаты 0,052 0,029 0,053

Рассчитаем размер платы за сбросы в водный объект по каждому вредному веществу.

Плата по взвешенным веществам рассчитывается как нормативная:

Но прежде необходимо рассчитать коэффициент, применяемый к нормативу платы при сбросе взвешенных веществ (постановление № 344).
1
К= -------------------------- = 0,096
9,7 + 0,75 мг/дм3

3,368 х 20,39 х 0,096 х 1,17 х 2,05 = 15,81 руб.
где:
- 3,368 – фактический объем выбросов за отчетный квартал;
- 20,39 – норматив платы за сбросы 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);
- 1,17 – коэффициент, учитывающий экологические факторы для Центрального экономического района РФ (п. 19 Методических рекомендаций; постановление № 344);
- 2,05 – коэффициент к нормативам платы, установленный п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (п. 23 Методических рекомендаций).

Плата по хлоридам рассчитывается как лимитная:

(34,8 x 0,9 + 0,9 x (34,8 – 8,893) x 5) х 1,17 х 1 х 2,05 = 354,74 руб.,
где:
- 34,8 – фактический объем выбросов за отчетный квартал, т;
- 0,9 – норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);
- 1 – дополнительный коэффициент 2 со значением 1 (постановление № 344);
- характеристики коэффициентов 1,17 и 2,05 смотри выше.

Плата по сульфатам рассчитывается как сверхлимитная:

(0,029 x 2,8 + (0,052 – 0,029) x 14 +0,052 – (0,029 + 0,022) x 14х5) x 1,17 х 1 х 2,05 = 1,14 руб.,
где:
- 0,029 – фактический объем выбросов за отчетный квартал, т;
- 2,8 – норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);
- 14 – норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов (приложение № 1 к постановлению № 344);
- 5 – пятикратный коэффициент за сверхлимитное загрязнение;
- характеристики коэффициентов 1, 1,17 и 2,05 смотри выше.

Итоговая сумма фактически начисленных за I квартал 2012 г. экологических платежей, таким образом, составит:
15,81 + 354,74 + 1,14 = 371,69 руб.

Плата за размещение отходов

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.


Требования к обращению с опасными отходами установлены в п.п. 3, 4 ст. 14 Закона № 89-ФЗ.

4 мая 2010 года вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)». Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

С 22.02.2011 вступил в действие приказ МПР и экологии РФ от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», согласно которому для ИП и юрлиц, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представившим своевременно в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности), лимитами на размещение отходов будут являться количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

При своевременной сдаче отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (до указанного срока) и правильном ее заполнении нормативы платы за размещение отходов для данной категории предприятий малого и среднего предпринимательства будут применяться в пределах установленных лимитов, т. е. в однократном размере.

Пример 4.
Предприятие ООО «Восход» находится в Центральном экономическом районе, имеет офис и работает с 01 января 2011 года. За год на предприятии образовался мусор бытовой – 0,5 т.
В течение 2011 года начисление платежей производится в 5-кратном размере:
0,5 х 248,4 х 1,6 х 1 х 1,93 х 5 = 1917,65 руб.
Итого платежи составят – 1917,65 руб.,
где:
- 248,4 – норматив платы за размещение отходов в пределах установленного лимита (постановление № 344);
- 1,6 – коэффициент экологического значения (постановление № 344);
- 1 – дополнительный коэффициент 2 (постановление № 344);
- 1,93 – ст. 3 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ.

А после сдачи годового отчета фактическое накопление за 2011 год считается лимитом – 0,5 т. И начисление платежей производится в течение следующего года в однократном размере:

0,5 х 248,4 х 1,6 х 1 х 2,05 = 407,38 руб.,
где:
- 2,05 – ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ.
Итого платежи составят – 407,38 руб.

Начисление водного налога

Водный налог является федеральным налогом, установлен и взимается на основании гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ.

Данный налог обязаны уплачивать лишь те лица, которые осуществляют водопользование на основании юридических фактов, имевших место до 01 января 2007 г. Организации и физические лица, которые используют водные объекты на основании договоров или решений, заключенных (или принятых) после вступления в силу нового ВК РФ, водный налог уплачивать не должны.

Администраторами по уплате водного налога являются налоговые органы. Администрирование водного налога осуществляется по местонахождению объекта налогообложения.
Объекты, облагаемые водным налогом, перечислены в п. 1 ст. 333.9 НК РФ. Налогом облагаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения водным налогом: забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

К СВЕДЕНИЮ
Налогоплательщиками водного налога согласно ст. 333.8 НК РФ признаются, в частности, организации, осуществляющие специальное и(или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не признаются налогоплательщиками организации, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных или принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Как отмечено в письме Минфина России от 12.10.2007 № 03-06-03-02/14, согласно Водному кодексу, действовавшему до 01 января 2007 г., нормативным правовым актам, принятым в его развитие, и Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» специальное и(или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации, а пользование подземными водными объектами – на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона «О недрах».
Таким образом, плательщиками водного налога до 01 января 2007 г. являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.

Согласно ст.ст. 9–11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, т. е. в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 20 ВК РФ за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера. В связи с этим п. 2 ст. 12 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ ст. 333.8 НК РФ дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ.

Однако следует отметить, что данные положения ВК РФ и НК РФ относятся к пользованию поверхностными водными объектами. Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу ВК РФ нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании ч. 3 ст. 9 ВК РФ право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01 января 2007 г., так и после этого срока.

К СВЕДЕНИЮ
Согласно ст. 10 Закона «О недрах» участки недр для добычи подземных вод предоставляются в пользование на определенный срок – до 25 лет.

Предоставление недр в пользование оформляется разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона «О недрах»). Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1.

Форма бланка лицензии на пользование недрами приведена в приложении 4 к Административному регламенту Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр. Названный документ утвержден приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315.

Объектом налогообложения водным налогом согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ признается, в частности, такой вид пользования водными объектами, как забор воды из водных объектов.

Из положений ВК РФ следует, что забор воды представляет собой изъятие воды из водных объектов. Как мы отметили в самом начале статьи, водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные, при этом к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах, что следует из ст. 5 ВК РФ.

Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения, причем для этих целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (ст.ст. 37, 43 ВК РФ).

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, что следует из п. 2 ст. 333.10 НК РФ. Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Объем забранной воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Водозаборные узлы оснащены водоизмерительным оборудованием, счетчиками воды, поэтому при заборе воды из подземных источников объем забранной воды следует определять по показаниям водоизмерительных приборов, отражаемым в журнале учета использования воды.

Налоговые ставки, по которым исчисляется водный налог, определены ст. 333.12 НК РФ, согласно п. 3 которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Итак, как показывает анализ ст. 333.12 НК РФ, в отношении водозабора, осуществляемого для водоснабжения населения, установлена самая низкая налоговая ставка, которую с полным правом могут применять организации ЖКХ, осуществляющие водоснабжение населения.

Позиция контролирующих и судебных органов по вопросу применения ставки налога в размере 70 руб. за 1 куб. м воды

Как указано в письме Минфина России от 14.06.2006 № 03-07-03-02/24, плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять указанную ставку водного налога, могут быть признаны, в частности, организации, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод (водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжение жилищного фонда)) и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.

При отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством), водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ.

Осуществление водопользования без лицензии в период переоформления лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии) не является нарушением правил водопользования.

С таким мнением Минфина России не согласны судебные органы, что подтверждается целым рядом судебных решений.

Налоговым органом при проверке была выявлена неуплата водного налога организацией ЖКХ вследствие неправомерного применения при исчислении ставки водного налога в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды для водоснабжения населения при отсутствии у организации лицензии на право осуществления водопользования. По мнению налоговиков, организация ЖКХ должна была исчислить налог по ставке, установленной п. 1 ст. 333.12 НК РФ.

Как следует из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.03.2007 № А43-24705/2006-34-1128, суд правомерно отклонил доводы налогового органа о том, что при отсутствии лицензии на водопользование налогоплательщик не вправе применять льготную налоговую ставку. Глава 25.2 НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, осуществляющего забор воды из водных объектов для водоснабжения населения при отсутствии у него лицензии на водопользование, уплачивать налог по общей ставке.

Теперь несколько слов о потерях воды. Налоговики, проведя проверку правильности исчисления налогов налогоплательщиком, доначислили сумму водного налога, основанием для чего послужил вывод о том, что ставка в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м применяется только в целях водоснабжения населения исходя из объема реализованной воды без учета потерь воды при передаче воды населению. В свою очередь, по мнению налоговиков, потери облагаются по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Не согласившись с таким решением налогового органа, организация обратилась в суд.

Суд удовлетворил требование организации о признании недействительным решения налогового органа, при этом в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.12.2008 № Ф08-7518/2008 указал, что при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При этом объем забранной из водного объекта воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

Из вышеприведенных норм следует, что общая налоговая база по водному налогу определяется как сумма объемов забранной за налоговый период воды для водоснабжения населения и для иных нужд. Суд сделал вывод, что налоговая база определяется и налоговая ставка устанавливается исходя из объема забранной из водных объектов воды, а не доставленной потребителям, т. е. с учетом потерь воды, имеющих место при ее заборе, очистке и доставке. По смыслу п. 3 ст. 333.12 НК РФ льготная ставка водного налога применяется ко всем объемам забранной воды для водоснабжения населения, а не к объемам фактически потребленной населением воды.

Исчисление водного налога в соответствии со ст.ст. 333.10 и 333.12 НК РФ предполагает учет цели забора воды из источника, а не объем фактически реализованной воды.

Положение п. 2 ст. 333.12 НК РФ, устанавливающее пятикратное увеличение налоговой ставки при заборе воды сверх установленных лимитов, к ставке налога, определенной п. 3 названной статьи, не применяется. Об этом еще в 2005 г. сообщила ФНС России в письме от 11.05.2005 № 21-3-05/32. В частности, в письме сказано, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога гл. 25.2 НК РФ не предусмотрено. Такая позиция налоговиков подтверждается и судебной практикой. В частности, в постановлении ФАС Московского округа от 26.02.2008 № КА-А41-14638-07 указано, что плата за сверхлимитное водопользование установлена п. 2 ст. 333.12 НК РФ только для водопользователей, применяющих ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ. НК РФ не предусмотрено увеличение ставки налога за сверхлимитное водопользование для водоснабжения населения.

Организации ЖКХ, осуществляющие забор воды из подземных источников для водоснабжения населения, самостоятельно исчисляют сумму налога, которая определяется как произведение налоговой базы (объем забранной воды по показаниям водоизмерительного оборудования) на ставку налога (70 руб. за 1 тыс. куб. м воды) (ст. 333.13 НК РФ).

Сумма налога подлежит уплате по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 333.14 НК РФ).
В этот же срок, т. е. в срок, установленный для уплаты налога, в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения должна быть представлена налоговая декларация. Если организация ЖКХ отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков, то налоговую декларацию следует представить в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Пример 5.
Приведем пример начисления водного налога для предприятия ЖКХ.
Фактически забрано воды – 10 000 м3, в т. ч.:
- для предприятий – 3000 м3, лимит – 3000 м3;
- для населения – 7000 м3, лимит – 50 000 м3.
360 руб. х 3 = 1080 руб. – для предприятий;
70 руб. х 7 = 490 руб. – для населения.
Итого: 1080 + 490 = 1570 руб.,
где:
360 руб. – плата за 1 тыс. м3 для предприятий, 70 руб. – плата за 1 тыс. м3 для населения.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01 января 2007 года, так и после этого срока.