Поделиться статьёй:

Рулева С. И.

Рулева С. И

Налогоплательщик обязан проявить «должную осмотрительность и осторожность» в выборе контрагента. В противном случае налоговые органы при проведении встречной проверки могут привлечь его к ответственности наравне с контрагентом-нарушителем.

 

При проведении выездных и камеральных проверок налоговые органы имеют право инициировать проведение встречных проверок контрагентов проверяемого ими налогоплательщика.

Часто контрольные мероприятия проводятся по цепочке, вплоть до самого производителя. Начиная камеральную или выездную проверку налогоплательщика, проверяющие проводят аналитическую работу по отбору сомнительных поставщиков товаров (работ, услуг). Критерии отбора могут быть самыми простыми: объем сделок, наличие признаков неблагонадежности и их количества. Наиболее крупные или подозрительные партнеры проверяемого налогоплательщика обычно подпадают под встречную проверку. По ним одновременно рассылаются поручения об истребовании документов. В дальнейшем такая же работа последовательно ведется по каждой цепочке поставщиков.

Цель проведения встречной проверки – получить как подтверждение существования самого контрагента, так и наличия (или отсутствия) у него идентичного (зеркального) отражения финансово-хозяйственных операций при исчислении налогооблагаемых баз по соответствующим налогам. Если в результате проведения встречной проверки отношения с контрагентом не подтвердились, например, были установлены договорные отношения с фирмой-однодневкой, либо контрагент не был найден, либо в учете контрагента не были отражены результаты совершенной совместно с налогоплательщиком операции или занижены суммы этой операции, налоговым органом может быть сделан обоснованный вывод о недобросовестности налогоплательщика, а расходы на оплату товаров, работ, услуг в адрес такого налогоплательщика будут уменьшены на спорные суммы. В этих случаях к налоговой ответственности привлекают не только контрагента, но и самого налогоплательщика, получившего выгоду в результате отражения такой финансовой операции в налоговом учете за счет уменьшения налоговой базы по проверяемому налогу. В качестве доказательства необоснованного получения налогоплательщиком налоговой выгоды налоговые органы признают отсутствие должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Чтобы доказать должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента, налогоплательщик должен представить копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверить факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получить доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента (письмо Минфина от 10.04.2009 №03-02-07/1-177). Следует отметить, что в налоговом законодательстве отсутствуют определение и порядок проведения встречных проверок. Вместе с тем ст. 93.1 НК РФ позволяет налоговым органам истребовать у контрагента практически любые сведения о проверяемом налогоплательщике. Истребование документов проводится должностным лицом налогового органа, проводящего проверку или при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля на основании Решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Истребование документов является одним из поводов для приостановки проведения выездной проверки (пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ). Налоговые органы вправе также истребовать информацию об участниках конкретной сделки и вне рамок проверок у лиц, располагающих данными сведениями (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Информация о конкретной сделке может содержать данные о сторонах сделки, ее предмете и условиях совершения (письмо МФ РФ от 02.05.2007 №03-02-07/1-209).

Оформление результатов встречной проверки

Результаты встречной проверки должны быть оформлены актом, который составляется в двух или трех экземплярах. Каждый экземпляр акта встречной проверки подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем организации, а также участниками ревизионной группы, если они не оформляли справки. Акт встречной проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления. Результаты встречных проверок могут лечь в основу решений, принимаемых налоговыми органами, о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, выразившееся в неуплате, не полной уплате соответствующих налогов, повлиять на судьбу расходов по единому налогу, уплачиваемому при УСН.

Ответственность

Действующим законодательством не предусмотрена ответственность налогоплательщика за действия третьих лиц. Конституционный Суд РФ в определении от 16.10.2003 №329-О указал, что налогоплательщик не несет ответственности за действия организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. В п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 говорится, что судебная практика исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7588/08 говорится, что действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, совершенные организациями, не прошедшими государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не могут быть признаны сделками. Вскрытие таких обстоятельств влечет негативные налоговые последствия для всех участников указанных правоотношений. Следовательно, если сведения о поставщике отсутствуют в ЕГРЮЛ, то налогоплательщик не вправе учесть расходы по операциям с таким контрагентом в целях налогообложения. Существует арбитражная практика и в пользу налогоплательщика. Так, в определении ВАС РФ от 24.10.2008 №13622/08 сказано, что выявление налоговым органом обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности поставщиков, является основанием для применения к этим лицам мер налоговой ответственности и не может автоматически повлечь признания недобросовестным самого налогоплательщика. Согласно некоторым судебным решениям (определение ВАС РФ от 18.09.2008 №12064/08, определение ВАС РФ от 03.10.2008 №12119/08 и определение ВАС РФ от 15.07.2008 №8766/08) даже отсутствие контрагентов по заявленным ими юридическим адресам не может свидетельствовать о получении обществом необоснованной налоговой выгоды. Такие обстоятельства как отсутствие контрагентов по юридическим адресам, непредставление документов на проверку, неисполнение ими налоговых обязанностей сами по себе не могут свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а неверно указанный юридический адрес не является безусловным доказательством того, что обществу было известно о нарушениях налогового законодательства контрагентом (постановления ФАС МО от 20.05.2011 №КА-А40/4443-11, от 02.06.2011 №КА-А40/4910-11, ФАС ЗСО от 15.03.2011 №А45-12492/2010, ФАС ПО от 24.05.2011 №А65-19049/2010, ФАС СЗО от 24.03.2011 №А13-1257/2010). Однако некоторые суды занимают противоположную позицию при рассмотрении подобных споров, считая, что отсутствие контрагентов налогоплательщика по юридическому адресу является основанием для признания расходов необоснованными (постановление ФАС ВСО от 12.04.2011 №А33-7654/2010) , а ненахождение поставщика по юридическому адресу свидетельствует об отсутствии реальных хозяйственных отношений (постановление ФАС УО от 04.05.2011 №Ф09-2400/11-С3). В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ, налоговый орган обязан при вручении налогоплательщику копии акта выездной налоговой проверки прикладывать к нему документы о проведении встречных проверок, подтверждающие обоснованность произведенных в результате проверки доначислений налогов и факты налоговых правонарушений. При этом ссылка налогового органа на то, что эти документы являются материалами для служебного пользования, не может быть признана правомерной, что подтверждается позицией ВАС РФ, изложенной в Решении от 24.01.2011 №ВАС-16558/10. С целью снижения налоговых рисков организациям следует, прежде всего, при заключении договоров проверять своих контрагентов. Можно разработать некий внутренний регламент по работе с новыми поставщиками, прописав перечень документов, которые он должен представить при заключении договора (свежую выписку из ЕГРЮЛ, уставные документы, копия лицензии на ведение деятельности (при ее наличии), визитку руководителя компании-поставщика и менеджера, с которым велись переговоры с указанием сайта, электронной почты, адреса, контактных телефонов, рекламные буклеты, листовки и т.д.). Таким образом, работа организации непосредственно с производителем сокращает риск налоговых претензий. При соблюдении данных рекомендаций компания сможет исключить возможные негативные последствия от проведения встречной проверки.