Поделиться статьёй:

Романова А.С.

Романова А.С.,

Довольно часто для того, чтобы выжить на рынке товаров и услуг в условиях стремительно меняющейся экономики страны обществам с ограниченной ответственностью приходится менять свою организационную структуру, и в некоторых случаях даже путем ликвидации представительств, филиалов, обособленных подразделений. А отдельным юридическим лицам приходится ликвидироваться полностью в силу несостоятельности (банкротства) или других причин.

 

Так сложилось, что для ведения предпринимательской деятельности на территории РФ наибольшее предпочтение отдается такой организационно-правовой форме юридических лиц, как общество с ограниченной ответственностью. Объясняется это относительно несложной процедурой их государственной регистрации при создании, существующим пределом ответственности участников, которая ограничивается суммой их вкладов, структурой уставного капитала, доли в котором не нужно оформлять ценными бумагами, небольшим минимальным размером уставного капитала и другими преимуществами. Но мы сегодня поговорим о прекращении деятельности ООО – ее ликвидации.

Сразу хотелось бы сделать оговорку, что банкротство хоть и является одним из путей ликвидации ООО, но представляет собой отдельный довольно обширный институт права.

Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидация — это прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Подчеркнем, что основными нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс ликвидации ООО, являются ГК РФ (статьи 61-65, 92), Федеральные законы от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 08.08.2001 № 129-ФЗ  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ликвидация, проводимая по инициативе участников (добровольная ликвидация)   Ликвидация, проводимая в принудительном порядке уполномоченными органами
  arrow 3
  • достижение обществом цели, ради которой оно создавалось;
  • истечение срока, на который создавалось общество;
  • другие причины (например, решение участников о нецелесообразности дальнейшего осуществления определенного вида деятельности в силу низкой рентабельности данного бизнеса; конфликт между участниками общества и др.).
 
  • грубые нарушения закона, допущенные при создании общества, если они носят неустранимый характер;
  • осуществление обществом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление обществом деятельности, запрещенной законом;
  • осуществление деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации;
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
  • признание общества несостоятельным (банкротом);
  • установление на конец второго и каждого последующего финансового года факта того, что стоимость чистых активов общества меньше минимального размера уставного капитала, то есть меньше 10 000 рублей <*>;
  • превышение установленного законом максимального количества участников общества, а именно 50 человек, и при этом, не преобразование предприятия из ООО в акционерное общество в течение года с момента такого превышения.

 

Как видим, существует множество оснований для принудительной ликвидации ООО. Для ее осуществления Закон наделяет государственные органы и органы местного самоуправления правом предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица.

Так, например, антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»).

А орган, производящий государственную регистрацию юридических лиц (сегодня это обычно Межрайонные инспекции ФНС России) вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001).

Также и налоговые органы наделены правом предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы (п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах»). Хотелось бы заметить, что налоговые органы любят пользоваться этим своим правом. Очень часто инспекциями предъявляются в суды иски о ликвидации ООО в связи с тем, что общество отсутствует по адресу, указанному в его учредительных документах. Но судебная практика по данному вопросу в большинстве случаев складывается в пользу налогоплательщиков. В качестве примера приведем определение ВАС РФ от 04.04.2008 № 4545/08, определение ВАС РФ от 30.05.2007 № 5879/07, постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2008 № А06-187/2008-21.

Безусловно, положительным моментом является то, что принудительная ликвидация может быть проведена только по решению суда. Это условие определенным образом ограничивает злоупотребление уполномоченными органами своих прав на ликвидацию общества. Исключение из этого имеется только для организаций, не представлявших в течение 12 месяцев налоговой отчетности и не осуществлявших операций по расчетному счету. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, изложенном в ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

<*> Расчет чистых активов определяется по следующей формуле:

Чистые активы = Активы (стр. 300 баланса) - Обязательства (стр. 590 баланса + стр. 690 баланса) + Доходы будущих периодов (стр. 640 ба-ланса) - Задолженность участников по вкладам в уставный капитал

Как видим, существует множество оснований для принудительной ликвидации ООО. Для ее осуществления Закон наделяет государственные органы и органы местного самоуправления правом предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица.

Так, например, антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»).

А орган, производящий государственную регистрацию юридических лиц (сегодня это обычно Межрайонные инспекции ФНС России) вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001).

Также и налоговые органы наделены правом предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы (п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах»). Хотелось бы заметить, что налоговые органы любят пользоваться этим своим правом. Очень часто инспекциями предъявляются в суды иски о ликвидации ООО в связи с тем, что общество отсутствует по адресу, указанному в его учредительных документах. Но судебная практика по данному вопросу в большинстве случаев складывается в пользу налогоплательщиков. В качестве примера приведем определение ВАС РФ от 04.04.2008 № 4545/08, определение ВАС РФ от 30.05.2007 № 5879/07, постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2008 № А06-187/2008-21.

Безусловно, положительным моментом является то, что принудительная ликвидация может быть проведена только по решению суда. Это условие определенным образом ограничивает злоупотребление уполномоченными органами своих прав на ликвидацию общества. Исключение из этого имеется только для организаций, не представлявших в течение 12 месяцев налоговой отчетности и не осуществлявших операций по расчетному счету. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, изложенном в ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

Процесс ликвидации ООО обычно длится более трех месяцев. Он проходит в своем существовании несколько определенных стадий.

I. Действия, осуществляемые лицом, принявшим решение о ликвидации ООО:

 

II. Деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по следующим направлениям:

 
  1. Принятие решения о ликвидации ООО.
  2. Создание ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора).
  3. Уведомление регистрирующего органа.
 
  1. Публикация в органах печати извещения о предстоящей ликвидации ООО.
  2. Письменное уведомление налоговых органов и фондов.
  3. Письменное уведомление всех кредиторов.
  4. Поиск дебиторов и взыскание дебиторской задолженности.
  5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств.
  6. Cоставление промежуточного ликвидационного баланса.
  7. Продажа имущества с торгов.
  8. Расчеты с кредиторами в порядке предусмотренной очередности.
  9. Составление ликвидационного баланса.
  10. Расчеты с учредителями.
  11. Закрытие расчетного счета.
  12. Подача в регистрирующий орган документов для исключения ООО из ЕГРЮЛ.

Принятие решения о ликвидации ООО

Согласно ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, при добровольной ликвидации ООО такое решение принимается общим собранием участников общества по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. Следует заметить, что в соответствии с п. 8 ст. 37 Закона об ООО,  а также ст. 92 ГК РФ решение о ликвидации, в отличие от других решений общего собрания участников ООО, должно в обязательном порядке приниматься всеми участниками общества единогласно.

В случае, когда в обществе более одного участника, такое решение обычно оформляется протоколом общего собрания участников. Если же общество состоит из одного единственного участника, то оно оформляется документом, который так и называется – Решение.

Когда речь идет о принудительной ликвидации, началу процесса ликвидации также способствует решение, но в этом случае – это решение суда, вынесенное на основании требований уполномоченных органов, которым предоставлено такое право Законом.

Создание ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации ООО принято. Но кто же будет его исполнять? Для этих целей Закон возлагает на лицо или орган, принявший решение о ликвидации, обязанность по созданию ликвидационной комиссии (назначению ликвидатора), а также обязанность по установлению порядка и сроков ликвидации. Эти вопросы целесообразнее отражать в самом протоколе (решении) о ликвидации.

В состав комиссии обычно включают главных бухгалтеров, руководителей, юристов, экономистов, кадровиков. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В качестве ликвидатора может выступать как специализированная организация, так и частное лицо.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Уведомление регистрирующего органа

После принятия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, лицу или органу, принявшему данное решение, предстоит срочно сделать еще одно важное дело. После его выполнения все заботы по ликвидации переходят к ликвидационной комиссии. А срочность этого дела обусловлена ограниченным сроком на его выполнение.

Итак, это дело — обязанность незамедлительно уведомить регистрирующий орган по месту нахождения общества для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что оно находится в процессе ликвидации. Делается это в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ, в целях контроля, для того чтобы с момента принятия решения о ликвидации не допустить государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо, или государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Согласно ст. 20 Закона № 129-ФЗ подать уведомление по установленной форме в регистрирующий орган необходимо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения.

В настоящее время это форма № 15001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. К указанному уведомлению нужно приложить протокол (решения) о ликвидации.

Кроме того, регистрирующий орган также необходимо уведомить о формировании ликвидационной комиссии, для чего используется форма № Р15002, также утвержденная Постановлением № 439.

Деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Первое, что должна сделать ликвидационная комиссия, – это опубликовать информацию о том, что ООО находится в процессе ликвидации. Такие сообщения в обязательном порядке публикуются только в журнале «Вестник государственной регистрации», что указано в приказе ФНС РФ от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@. Судебная практика подтверждает, что публикация в других органах печати, минуя названный журнал неправомерна. Выводы суда по этому поводу приведены, к примеру, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2008 № Ф04-5429/2008(11094-А46-26) по делу № А46-2154/2008.

Публикация должна содержать следующие данные:

  • полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  • основной государственный регистрационный номер юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  • идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  • адрес (место нахождения) юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  • сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации, дата и номер принятого решения;
  • порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов.

Отметим, что срок для предъявление кредиторами требований не может менее 2-х месяцев.

Примерный текст публикации может выглядеть так:

Общество с ограниченной ответственностью «Кат»
ОГРН 1011201118001, ИНН 1200210010, КПП 120001001,
Адрес: 379404, г. Завершевск, ул. Расчетная, д. 35 оф. 79
уведомляет о том, что общим собранием участников (Протокол № 2 от 01.04.2010) принято решение о ликвидации ООО «Убыток». Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 379404, г. Завершевск, ул. Расчетная, д. 35 оф. 79

Далее, ликвидационная комиссия, направляет письменные уведомления о ликвидации в налоговые органы по месту учета ликвидируемого общества в качестве налогоплательщика. Данная обязанность предусмотрена в ст. 23 НК РФ. Для этих целей приказ ФНС РФ от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@ предписывает использовать форму № С-09-4.

Не следует забывать и о внебюджетных фондах. Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ликвидируемое ООО обязано письменно уведомить орган контроля за уплатой страховых взносов (ФСС РФ, ПФР).

И налоговые органы, и внебюджетные фонды нужно уведомить в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Получив указанные уведомления, названные органы обязательно досконально проверят ликвидируемое ООО на предмет задолженности по налогам и страховым взносам, а также проконтролируют правильность их исчисления.

Что касается кредиторов ликвидируемого ООО, то публикации сообщения для них в органах печати недостаточно. Следует дополнительно уведомить каждого кредитора путем направления в его адрес письма, а еще лучше вручить такое уведомление под роспись, что исключит споры о несвоевременном информировании.

Итак, срок для предъявления кредиторами требований истек. Условно будем считать, что в течение двух месяцев, в то время как набирались требования от кредиторов, ликвидационная комиссия времени не теряла, и в соответствии с намеченным планом, выявила дебиторов и заставила их рассчитаться по долгам. А также будем считать, что надлежащим образом комиссией была проведена инвентаризация имущества и обязательств.

Таким образом, все готово для составления промежуточного ликвидационного баланса.

Цель этого документа в том, чтобы увидеть картину по имеющейся задолженности, которую предстоит погасить, а также стоимость имущества, за счет которого эту задолженность нужно будет погасить. В приложении к промежуточному ликвидационному балансу следует привести следующие расшифровки:

  • состав имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты рассмотрения этих требований.

За основу промежуточного ликвидационного баланса берется последний составленный по обычной схеме баланс. Но первый составляется с учетом произошедших движений по дебиторской задолженности, продажи имущества, инвентаризации и других проведенных хозяйственных операциях.
Пример. Последний обычный баланс выглядел так:

Бухгалтерский баланс ООО «Ноль плюс» по состоянию на 31 марта 2010 года

АктивПассив
Наименование статей

Сумма (руб.)

Наименование статей

Сумма (руб.)
Запасы 3 400 000 Уставный капитал 400 000
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 3 000 000 Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (50 000)
Денежные средства 900 000 Кредиторская задолженность 6950 000
Баланс 7 300 000 Баланс 7 300 000

После проведения инвентаризации, получения от кредиторов требований и поступления дебиторской задолженности были сделаны следующие проводки:

ДебетКредитСумма (руб.)Хозяйственная операция
94

41

200 000

выявлена и отражена в учете сумма недостачи по товарам на складе;
19

68.2

36 000

восстановлен НДС по недостающим товарам, ранее принятый к вычету;
94

19

36 000 восстановленный НДС отнесен на недостачу;
91 94 236 000 недостача включена в состав прочих расходов, поскольку виновные лица не установлены;
51 62 2 700 000 погашена покупателями дебиторская задолженность;
50 71 300 000 подотчетные лица внесли в кассу остаток подотчетных сумм.

Кроме того, сравнив общую сумму заявленных кредиторами требований и сумму денежных средств на расчетном счете ООО «Ноль плюс», комиссия пришла к выводу, что денежных средств недостаточно для погашения обязательств и приняла решение продать товарные запасы с публичных торгов. Товарные запасы были проданы за 3 658 тыс. руб., в том числе НДС - 558 тыс. руб.

Данные операции были отражены в учете следующим образом:

ДебетКредитСумма (руб.)Хозяйственная операция
62

90.1

3 658 000

отражена реализация товаров;
90.3 68.2 558 000 отражен НДС с суммы реализованных товаров;
90.2 41 3 200 000 списана себестоимость реализованных товаров;
99 90.9 100 000 отражен убыток от реализации товаров;
51 62 3 658 000 поступила оплата за реализованные товары.

Допустим, что промежуточный ликвидационный баланс составляется на 15.06.2010 г. и с учетом проведенных операций, он будет выглядеть так:

Промежуточный ликвидационный баланс ООО «Ноль плюс»
по состоянию на 15 июня 2010 года

АктивПассив
Наименование статей

Сумма (руб.)

Наименование статей

Сумма (руб.)
Запасы

-

Уставный капитал

400 000
Дебиторская задолженность
(платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

-

Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (386 000)
Денежные средства 7 558 000 Кредиторская задолженность 7 544 00
Баланс 7 558 000 Баланс 7 558 000

После того, как промежуточный ликвидационный баланс составлен, необходимо уведомить регистрирующий орган по форме № Р15003, утвержденной Постановлением № 439. К данному уведомлению нужно приложить экземпляр такого баланса с расшифровками.

Теперь ликвидационная комиссия приступает к выплате задолженности кредиторам. Делать она это будет на основании расшифровки кредиторской задолженности указанной в балансе. Суммы кредиторской задолженности должны быть подтверждены актами сверки с каждым кредитором. Пример расшифровки кредиторской задолженности может выглядеть так:

Расшифровка кредиторской задолженности ООО «Ноль плюс» на 15.06.2010 г.

Наименование кредитораВид задолженностиСумма долга, руб.
Сотрудник Иванов И.И.

Заработная плата

200 000

ИФНС № 7 Налог на имущество 100 000
НДС 594 000
Фонд социального страхования № 10 Обязательные страховые взносы 100 000
ООО «Плюс минус» За товары 3 000 000
ЗАО «Косинус» За товары 2 600 000
ОАО «Тангенс» За услуги 950 000
Итого   7 544 000

Также ликвидационная комиссия при выплате кредиторской задолженности будет руководствоваться ст. 64 ГК РФ, которая устанавливает очередность выплат:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

На практике часто встречается ситуация, когда налоговые органы в принудительном порядке взыскивают с ликвидируемого налогоплательщика суммы задолженности по налогам. Но большинство судов поддерживают налогоплательщика в таких спорах, подтверждая неправомерность действий налоговых органов, основываясь на том, что взыскание налогов в бесспорном порядке с общества, находящего в стадии ликвидации, противоречит положениям ст. 49 НК РФ и влечет нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика. Примерами судебных решений по этому вопросу могут служить постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2009 № Ф09-7078/09-С3, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.09.2009 № А29-3760/2009 и другие.

Таким образом, из суммы денежных средств на расчетном счете ООО «Ноль плюс» ликвидационная комиссия будет погашать долги в следующем порядке:

Остаток денежных средств на расчетном счете на 15.06.2010 – 7 558 000 руб.

ОперацияСуммаОтражение в бухгалтерском учете
1) погашена задолженность по заработной плате перед Ивановым И.И.

200000

Д 70 К 51

2) погашена задолженность по налогам и перед ФСС -236000

Д 68 К 51
Д 69 К 51

3) погашена задолженность перед поставщиками товаров и услуг -6550000 Д 60 К 51

Остаток на расчетном счете после расчетов (условно на 20.06.2010), - 14 000 руб.

Когда, наконец, окончены расчеты с кредиторами, ликвидационная комиссия готовит окончательный ликвидационный баланс. После проведенных расчетов, он будет выглядеть так:

Ликвидационный баланс ООО «Ноль плюс» на 20.06.2010 г.

АктивПассив
Наименование статей

Сумма (руб.)

Наименование статей

Сумма (руб.)
 

 

Уставный капитал

400 000
Денежные средства

14 000

Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (386 000)
Баланс 14 000 Баланс 14 000

Когда ликвидационный баланс составлен, следует переходить к расчету с учредителями. Но перед этим нужно сделать проводки по закрытию ликвидационного баланса. Для этого определим размер чистых активов и сравним их с уставным капиталом:

Чистые активы в нашем примере = 14 000 руб. (формула расчета была приведена выше). В данном случае размер уставного капитала меньше величины чистых активов. Таким образом, следует уменьшить размер уставного капитала до величины чистых активов следующей записью:

ДебетКредитСумма (руб.)Хозяйственная операция
80

84

386 000

уменьшен размер уставного капитала;
80 75 14 000 отражена сумма уставного капитала, подлежащая распределению между участниками.

Будем считать, что участниками ликвидируемого ООО являются
ООО «Вкладчик» – 70% уставного капитала
Гражданин РФ Петров Н.И. – 30% уставного капитала
Таким образом, выплата участникам их доли при ликвидации отразится:

75 50(51)

14 000 * 70% =
9 800 руб.
14 000 * 30% =
4 200 руб.

– выплачено ООО «Вкладчик»

– выплачено Петрову Н.И.

После того как с участниками произведены расчеты, необходимо закрыть расчетный счет ликвидируемого ООО и подать документы в регистрирующий орган для исключения общества из ЕГРЮЛ. Перечень указанных документов приведен в ст. 21 Федерального закона № 129-ФЗ. И только после выдачи регистрирующим органом свидетельства о регистрации ликвидации, можно считать, что ООО ликвидировано.

В завершение, хотелось бы, порекомендовать руководителям ООО, которые не желают случайно попасть в круговорот принудительной ликвидации следующее:

  1. ежегодно проводить расчет чистых активов на конец каждого финансового года и на основании этого не допускать уменьшения уставного капитала на уровень менее 10 000 рублей;
  2. помнить, что особенностью состава участников ООО является ограничение по количеству до 50 человек, и не превышать этот лимит. Если, конечно, вы не желаете преобразоваться в акционерное общество;
  3. помнить, что предъявляемые в суд требования государственных органов о принудительной ликвидации всегда можно оспорить, если вы не согласны с мнением указанных органов.