Поделиться статьёй:

ЗА БУКВОЙ ЗАКОНА

Лермонтов Ю. М.

Лермонтов Ю. М.,
государственный советник
Российской Федерации
3-го класса

Основные направления
налоговой политики
на 2015–2017 годы

Правительством РФ на заседании 01 июля 2014 года одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. В перспективе на данные годы приоритеты РФ в области налоговой политики остаются неизменными: создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

При этом важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы России. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. В связи с этим внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде не предполагается.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы будет реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Меры по стимулированию развития малого предпринимательства

В последние годы в России уделяется повышенное внимание данному сектору экономики, государство все более осознает уязвимость малых предприятий по сравнению с крупными. Вот и в Основных направлениях налоговой политики предусматриваются важные меры, направленные на стимулирование малого бизнеса.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Приоритетом Правительства РФ в области налоговой политики в средней и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы.

Субъектам РФ будет предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0%, которые будут действовать в 2015–2018 годах.

Сейчас ст. 346.50 НК РФ применительно к патентной системе налогообложения предусматривает налоговую ставку 6% без каких-либо исключений. При этом субъекты РФ вправе будут установить ограничения на применение налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей, превышение которых за налоговый период является основанием для лишения права применения указанной нулевой налоговой ставки (для них предполагается переход на обычный специальный налоговый режим в части превышения установленного субъектом Российской Федерации ограничения для применения «налоговых каникул»).

Кроме того, в перечень налогоплательщиков, применяющих ПСН, будут включены самозанятые граждане – физические лица, не имеющие наемных работников, получившие патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения. В настоящее время п. 1 ст. 346.44 НК РФ определяет, что только индивидуальные предприниматели могут переходить на данный специальный налоговый режим.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Налоговый кодекс будет дополнен новой главой «Налог на недвижимое имущество физических лиц» и, возможно, главой «Налог с продаж».

Предполагается, что самозанятые граждане будут ставиться на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков ПСН и в качестве индивидуальных предпринимателей на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей по истечении срока действия этого патента. Патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, который указан в патенте.

Согласно действующей редакции гл. 26.5 НК РФ действие патента ограничено территорией того субъекта РФ, в котором он получен (и который, соответственно, указан в самом патенте), поэтому если индивидуальный предприниматель желает осуществлять вид деятельности, по которому им получен патент, но уже на территории другого субъекта РФ, он должен получить новый патент (соответственно, в налоговом органе на территории другого субъекта РФ). Количество патентов, которые индивидуальный предприниматель таким образом вправе получить, не ограничено.

Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации

В Основных направлениях налоговой политики обращено внимание на то, что уже разработано несколько дорожных карт, каждая из которых содержит конкретный комплекс мероприятий. В целом эти мероприятия направлены:

  • на устранение барьеров для развития экспорта;
  • на упрощение процедур регистрации ООО (за исключением кредитных, страховых и иных финансовых организаций);
  • на создание международного финансового центра;
  • на упрощение налогового администрирования.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Предполагается повышенное налогообложение объектов капитального строительства и незавершенного строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб. К таким объектам недвижимого имущества будут применяться повышенные налоговые ставки в размере от 0,5 до 1% включительно.

В целях сокращения и упрощения порядка прохождения экспортных процедур предусматривается принятие федерального закона о внесении изменений в ст. 165 НК РФ (возможность представления налогоплательщиками документов в электронном виде в обоснование применения налоговой ставки 0% по НДС).

В целях проведения исследований и разработки программ по расширению и уточнению мер поддержки экспорта будет рассмотрен вопрос о целесообразности предоставления налогового стимулирования производителям, поставляющим несырьевые товары на внешние рынки, ориентированным на рост экспорта и совокупных налоговых поступлений в доходную часть бюджета.

Также предусматривается сокращение издержек хозяйствующих субъектов при применении контрольно-кассовой техники. Результатом будет являться определение в качестве максимального срока эксплуатации моделей контрольно-кассовой техники, исключенных из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, срока полезного использования, устанавливаемого производителем (но не более 10 лет).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Чтобы не допустить резкий рост налоговой нагрузки налогоплательщиков после введения налога на недвижимое имущество физических лиц, в Налоговом кодексе будут предусмотрены специальные переходные положения.

В Основных направлениях налоговой политики уделяется внимание и сокращению времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, упрощению правил ведения бухгалтерского и налогового учета и повышению прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Предполагается, что успешная реализация полного комплекса мер позволит России подняться в рейтинге Doing Business по показателю «Налогообложение» до 50-го места к 2018 году.

Совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц

В Основных направлениях налоговой политики указывается на то, что новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц вступят в силу уже начиная с 01 января 2015 года. НК РФ будет дополнен новой главой «Налог на недвижимое имущество физических лиц». При этом налоговой базой по этому новому местному налогу будет признаваться кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества (земельные участки и объекты капитального строительства).

Новый налог на недвижимое имущество получат возможность вводить органы местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, где законом субъекта Российской Федерации будет отменен действующий налог на имущество физических лиц (для чего органам государственной власти субъектов Российской Федерации будут предоставлены соответствующие полномочия).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Планируется ввести «рыночную» планку продажи имущества для целей налогообложения, в результате чего налогоплательщику не удастся скрыть доходы.

При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации получат возможность отмены налога на имущество физических лиц на своей территории в период с 2015 по 2019 годы. Такое решение может быть принято только после утверждения субъектом Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства. Начиная с 01 января 2020 года указанный налог предполагается отменить на всей территории Российской Федерации вне зависимости от решения органа государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации.

В рамках налога на недвижимое имущество будут подлежать налогообложению здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы.

При установлении налога будут предусматриваться налоговые вычеты в размере стоимости 20 кв. м площади объекта – для квартир и комнат, 50 кв. м – для жилых домов и в размере 1 млн руб. – для единых недвижимых комплексов. При этом органы местного самоуправления получат возможность увеличивать размеры вычетов.

Кроме того, для категорий граждан, в настоящее время имеющих право на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, указанные льготы будут сохранены на федеральном уровне.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

В целях предотвращения занижения базы по НДФЛ при продаже физическими лицами жилой и нежилой недвижимости, а также земельных участков, возможно, будет предусмотрено исчисление НДФЛ с вмененного дохода, рассчитываемого как кадастровая стоимость продаваемого имущества, умноженная на понижающий коэффициент, в случае если фактические доходы, полученные от продажи, ниже этой величины.

Освобождение от налогообложения планируется предоставить только на один из объектов капитального строительства каждой из трех категорий (жилое помещение, жилой дом на садовом или дачном земельном участке, нежилое помещение), находящихся в собственности физического лица на территории Российской Федерации и не используемых в предпринимательской деятельности.

Другими словами, если в каком-либо муниципальном образовании уже расположен льготируемый объект, то в другом муниципальном образовании, где будет взиматься налог на недвижимое имущество, указанный налогоплательщик не получит право на использование налоговой льготы в силу положений НК РФ.

Вместе с тем органы местного самоуправления получат право устанавливать любые льготы в отношении любых категорий граждан и любого количества объектов недвижимого имущества.

Налоговые ставки по налогу будут устанавливаться решениями представительных органов местного самоуправления в пределах установленных НК РФ ограничений:

  • до 0,1% – для жилых помещений, жилых домов на садовых и дачных земельных участках, соответствующих (жилых) объектов незавершенного строительства и единых недвижимых комплексов жилого назначения, а также гаражей и машиномест;
  • до 0,5% – для прочих объектов недвижимости.

При этом если объекты недвижимого имущества, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определена как кадастровая стоимость (административно-деловые и торговые центры), находятся в собственности физических лиц, предполагается, что налог на недвижимое имущество физических лиц по таким объектам будет уплачиваться по ставкам, установленным в субъекте Российской Федерации по налогу на имущество организаций для таких объектов.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Новшеством налоговой политики является то, что он базируется на вполне конкретных документах, а именно на утвержденных к настоящему времени дорожных картах в различных отраслях..

Решениями представительных органов местного самоуправления налоговые ставки могут быть дифференцированы не только в зависимости от вида использования объектов недвижимости, их стоимости, но и от их расположения на территории муниципального образования.

Основные направления налоговой политики предусматривают также повышенное налогообложение объектов капитального строительства и незавершенного капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей. К таким объектам недвижимого имущества будут применяться повышенные налоговые ставки в размере от 0,5 до 1% включительно.

В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки налогоплательщиков после введения налога на недвижимое имущество физических лиц предполагается предусмотреть в НК РФ специальные переходные положения для случаев, когда после перехода на исчисление налога на основании кадастровой стоимости исчисленная сумма налога для налогоплательщика повышается по сравнению с суммой налога, которая была исчислена для этого же объекта на основании его инвентаризационной стоимости по итогам последнего налогового периода существования налога на имущество физических лиц. Предполагается распределить такое повышение налога на 4–5 лет (например, если для налогоплательщика новый исчисленный налог превышает сумму существовавшего ранее налога по тому же объекту на 1000 рублей, то в первый год к этому превышению применяется понижающий коэффициент 0,2, во второй – 0,4, третий – 0,6 и т. д. до полного перехода к новым правилам).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

До 01 января 2017 года предусмотрен переходный период, позволяющий гражданам, заявившим о наличии объектов налогообложения, в отношении которых имущественный налог не уплачивался, начать уплачивать налог с того налогового периода (года), в котором гражданином заявлено о наличии объекта..

В целях недопущения минимизации налогообложения при переходе на налогообложение имущества физических лиц по кадастровой стоимости предполагается установить, что налогообложение жилой недвижимости, находящейся в собственности организаций, также будет осуществляться на основании кадастровой стоимости этого имущества.

Совершенствование налогообложения доходов физических лиц от продажи имущества

Основные направления налоговой политики предусматривают на среднесрочную перспективу изменение подхода к освобождению доходов физических лиц от продажи имущества.

В настоящее время в силу п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Вне рамок ранее принятых налоговых политик реализована так называемая налоговая амнистия граждан.

Положения данного пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого индивидуальными предпринимателями в предпринимательской деятельности.

Действующие положения ст. 220 НК РФ предусматривают следующие размеры имущественного налогового вычета: 1 000 000 рублей – для недвижимого имущества и 250 000 рублей – для движимого имущества (при условии, что имущество находилось у гражданина в собственности менее трех лет).

Предлагается полное освобождение от налогообложения доходов от продажи жилой недвижимости (квартира, комната, дом и т. д.) вне зависимости от сроков владения в случае, если эта недвижимость является единственным жилым помещением в собственности налогоплательщика. При этом в случае продажи дома, являющегося единственным жилым помещением в собственности налогоплательщика, предлагается распространить освобождение от налогообложения и на доходы от продажи земельного участка, на котором расположен этот дом.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны – поддержка предпринимательской и инвестиционной активности в РФ.

Если у физического лица на момент продажи объекта жилой недвижимости, дачи, земельного участка находится в собственности более одного подобного объекта (то есть такое лицо получает доходы от продажи жилого помещения, не являющегося единственным жилым помещением, находящимся в его собственности), то освобождать доходы от его продажи предлагается при одновременном соблюдении следующих условий:

  • доходы от продажи этого объекта не превышают 5 млн руб. (при этом предлагается предоставить органам власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится продаваемый объект жилой недвижимости, уменьшать эту величину) или продаваемое имущество является расположенным на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилым строением жилой площадью до 50 кв. м или хозяйственным строением и сооружением общей площадью до 50 кв. м, а также земельным участком, на котором расположены такое жилое или хозяйственное строение и сооружение;
  • срок владения этим объектом составляет не менее 3 лет, при этом предлагается предоставить органам власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится продаваемый объект жилой недвижимости, увеличивать этот срок вплоть до 10 лет.

krugЕСТЬ МНЕНИЕ

В период с 2015 по 2017 годы приоритетным направлением для Минфина станет дальнейшее повышение эффективности налоговой системы.

В отношении прочего имущества (за исключением ценных бумаг) предлагается сохранить действующий порядок налогообложения, основанный на выборе налогоплательщика между двумя вариантами определения налоговой базы:

  • заплатить налог с разницы между доходами от продажи имущества и расходами на его приобретение (создание);
  • уменьшить доходы от продажи имущества на величину налогового вычета в размере 250 тыс. рублей и уплатить налог с оставшейся суммы.

При этом предлагается установить, что при продаже приватизированных жилых помещений (то есть таких жилых помещений, расходы на приобретение или создание которых равны нулю) предусматривается возможность уменьшения при определении налоговой базы по НДФЛ доходов от продажи на фиксированный налоговый вычет, привязанный к кадастровой стоимости такого помещения (с возможностью регулировать эту величину законом субъекта Российской Федерации).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода – в 2018 году..

Также в целях предотвращения занижения налоговой базы по НДФЛ при продаже физическими лицами жилой и нежилой недвижимости, а также земельных участков планируется предусмотреть исчисление налога с вмененного дохода, рассчитываемого как кадастровая стоимость продаваемого объекта имущества на дату его продажи, умноженная на 0,7, в случае, если фактические доходы от продажи ниже этой величины. При этом указывается на предоставление субъектам Российской Федерации права снижать этот коэффициент.