Поделиться статьёй:

УСН | ТОЧКА ОТЧЕТА

Митрофанова С.Г

Митрофанова С. Г.,
директор ООО БАФ «ПрофУчет»

Годовая статотчетность «упрощенца»

Организации, применяющие УСН, не обязаны отчитываться в органах статистики. Однако территориальные органы Росстата в отношении малых предприятий и индивидуальных предпринимателей проводят выборочные статистические наблюдения. Те, кто получил письменное требование, отчитаться обязаны.

Упрощенная система налогообложения предусматривает существенное облегчение процесса учета и сдачи отчетности для организаций и индивидуальных предпринимателей, ее применяющих. Так, уплата единого налога при применении УСН освобождает налогоплательщиков от исчисления и уплаты в большинстве случае НДС, налога на прибыль, налога на имущество. Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Порядок представления статистической отчетности в настоящее время установлен Положением об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утв. постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620, согласно которому первичные статистические данные представляются респондентами субъектам официального статистического учета в обязательном порядке и безвозмездно.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны представлять в органы статистики отчетность в порядке, установленном Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Обратите внимание: согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям относятся предприятия, у которых:

  • доля участия других юридических лиц, которые не считаются субъектами малого и среднего бизнеса, в уставном капитале не превышает 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий год не превышает 100 человек;
  • объем выручки (без учета НДС) за предшествующий год не превышает 400 млн руб.

К микропредприятиям относятся предприятия, у которых:

  • доля участия других юридических лиц, которые не считаются субъектами малого и среднего бизнеса, в уставном капитале не превышает 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий год не превышает 15 человек;
  • объем выручки (без учета НДС) за предшествующий год не превышает 60 млн руб.

Учитывая показатели выручки и численности, можно сделать вывод о том, что большинство организаций, применяющих УСН, являются малыми или, скорее, микропредприятиями. А в соответствии с п. 3 вышеназванного Положения респонденты – субъекты малого и среднего предпринимательства представляют первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон предусматривает выборочные статистические наблюдения путем ежемесячных и(или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

Состав годовой статистической отчетности «упрощенца»

Согласно ст. 5 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством РФ, а именно Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 79 (далее – Правила).

В соответствии с Правилами в унифицированные формы федерального статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий ежеквартально включаются сведения об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства, о выручке от реализации товаров (работ, услуг), средней численности и заработной плате работников, инвестиционной деятельности. В специализированные формы включаются с месячной (квартальной) периодичностью сведения о производстве и(или) продаже конкретных видов товаров (работ, услуг), а также другие сведения, характеризующие отраслевую специфику производственной деятельности. В унифицированную форму федерального статистического наблюдения за деятельностью микропредприятий (за исключением микропредприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность) включаются сведения об основных показателях их экономической деятельности по итогам за год. В специализированные формы федерального статистического наблюдения за деятельностью микропредприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, и крестьянских (фермерских) хозяйств включаются сведения об основных показателях их экономической деятельности с учетом отраслевой специфики по итогам за год.

Вместе с тем Правилами установлено, что выборочные статистические наблюдения проводятся в соответствии с федеральным планом статистических работ. При этом перечни субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, определяются Федеральной службой государственной статистики ежегодно на основе формирования выборки по видам экономической деятельности. По итогам такой выборки органы статистики направляют организациям, попавшим в эту выборку, письменные требования о представлении статистической отчетности с указанием сроков ее представления.

Таким образом, если организация попала в выборочные статистические наблюдения, то она получит от органов статистики список конкретных форм статотчетности. Если же организация не вошла в выборку, то представлять какие-либо формы статистического наблюдения не нужно.

Краткая характеристика и общий порядок представления статотчетности

Формы федерального статистического наблюдения с отчетности за 2014 г. утверждены приказом Росстата от 04.09.2014 № 547 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций».

В частности, основной формой статотчетности малых предприятий является форма № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Приказом Росстата от 04.09.2014 № 547 утверждена новая форма этого отчета, которая должна применяться организациями с отчетности за январь–март 2015 г. В 2014 г. применялась форма, утв. приказом Росстата от 29.08.2012 № 470. Ее и нужно будет представить организациям за IV квартал 2014 г. Эта форма является квартальной, но заполняется она нарастающим итогом с начала года, поэтому сведения, представленные организацией в IV квартале 2014 г., фактически будут являться годовыми. В форме № ПМ должны быть отражены сведения о средней численности работников, начисленном фонде оплаты труда и выплатах социального характера, а также общие экономические показатели (например, объем производства товаров (работ, услуг), объем продаж товаров несобственного производства и их себестоимость, размеры инвестиций в основной капитал и т. д.).

Основной формой статотчетности для микропредприятий является форма № МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия». В ней организации необходимо отразить сведения о среднесписочной численности работников за год, фонде оплаты труда и выплат социального характера, а также общие экономические показатели: объем производства товаров (работ, услуг), выручку от продажи товаров (работ, услуг), товарооборот и т. д.

Для индивидуальных предпринимателей основной формой статотчетности является форма № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя». В ней подлежат раскрытию данные об объеме выручки от продажи товаров (работ, услуг), о конкретных видах деятельности предпринимателя с указанием доли в общей доле доходов, о видах произведенной продукции (оказанных услугах, выполненных работах) в натуральных показателях, а также о количестве работающих в бизнесе.

Кроме основных форм статистической отчетности Росстатом утверждены еще и специализированные (в зависимости от вида деятельности). Так, например, приказом Росстата от 04.09.2014 № 547 утверждена форма № ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием», которая представляется организациями, осуществляющими производство продукции добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также лесозаготовки. Эта форма содержит сведения о фактическом объеме произведенной продукции в натуральных показателях. Она заполняется ежемесячно малыми предприятиями, за исключением микропредприятий. Причем форма, утвержденная приказом Росстата от 04.09.2014 № 547, введена с отчетности за январь 2015 г. В 2014 г. применялась форма № ПМ-пром, утвержденная приказом Росстата от 26.06.2013 № 232.

А для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство продукции добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также лесозаготовки, предусмотрена форма № 1-ИП (мес) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем». Она также содержит сведения о фактическом объеме произведенной продукции в натуральных показателях. Так же, как и форма № ПМ-пром, форма № 1-ИП (мес) является ежемесячной. Форма, утвержденная приказом Росстата от 04.09.2014 № 547, введена с отчетности за январь 2015 г. В 2014 г. применялась форма № 1-ИП (мес), утвержденная приказом Росстата от 26.06.2013 № 232.

Для организаций – малых предприятий, осуществляющих оптовую торговлю, предусмотрена форма № ПМ-торг «Сведения об обороте оптовой торговли малого предприятия», которая утверждена приказом Росстата от 27.08.2014 № 536. Эта форма является ежемесячной и содержит сведения об оптовом обороте, выраженные в тыс. руб. Для малых предприятий, осуществляющих розничную торговлю, тем же приказом Росстата утверждена форма № 3-ТОРГ (ПМ) «Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия», в которой отражаются сведения об общем обороте розничной торговли организации и об общем количестве запасов товаров для продажи, а также сведения об обороте розничной торговли и запасах товаров по видам товарных групп. Но, в отличие от формы № ПМ-торг, форма № 3-ТОРГ (ПМ) является квартальной. Утвержденные приказом Росстата от 28.08.2014 № 536 формы статистической отчетности № ПМ-торг и № 3-ТОРГ (ПМ) применяются для отчетности с января и I квартала 2015 г. соответственно. В 2014 г. эти формы были утверждены приказом Росстата от 09.08.2013 № 317.

Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, предусмотрена форма № 1-ИП (торговля) «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле», утв. приказом Росстата от 12.05.2012 № 185. Эта форма содержит сведения об общем объеме выручки, в том числе выручки от розничных продаж, доле выручки от конкретных видов деятельности, о себестоимости проданных товаров и т. д.

Если в состав учредителей организации входят иностранные инвесторы, то организации необходимо будет представить форму № 1-ВЭС «Сведения о деятельности предприятия с иностранным капиталом». Она содержит сведения о распределении уставного капитала между учредителями, о размере взносов иностранных юридических и физических лиц с аналитикой по странам, а также сведения о среднесписочной численности работников за год, фонд оплаты труда и выплат социального характера и общие экономические показатели: объем производства товаров (работ, услуг), выручку от продажи товаров (работ, услуг), товарооборот и т. д.

Сроки представления всех форм статистической отчетности указаны на титульном листе каждой формы, а способы представления перечислены в п. 10 Положения об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утв. постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620. Так, первичные статистические данные и административные данные могут быть представлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи. При этом датой представления статотчетности считается дата отправки почтового отправления, или дата отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи отчетности уполномоченным органам статистики (п. 11 вышеназванного Положения).

Форма № МП (микро)

Указания по заполнению этой формы приведены в приказе Росстата от 04.09.2014 № 547, с ними можно ознакомиться на официальном сайте Росстата в сети Интернет – www.gks.ru (в рубрике «Статистический инструментарий, методология и нормативно-справочная информация»).

Обратите внимание: если организация имеет филиалы или структурные подразделения, то форма № МП (микро) составляется в целом по организации с учетом деятельности филиалов и структурных подразделений независимо от их местонахождения.

Пример.

ООО «Ромашка» применяет УСН. В 2014 г. организация занималась производством и продажей мягкой мебели, объем производства составил 18 657,4 тыс. руб. Кроме продажи мебели собственного производства ООО «Ромашка» реализовало населению товарной продукции, приобретенной для перепродажи, на сумму 5333,4 тыс. руб., а также оказало услуг по доставке мебели населению на сумму 327,2 тыс. руб. Средняя численность работников ООО «Ромашка» за 2014 год составила 25 человек, 23 из них – работники списочного состава, а 2 человека – внешние совместители. Фонд оплаты труда работников составил 3000,0 тыс. руб. Кроме того, в 2014 г. было выплачено пособий по временной нетрудоспособности в сумме 48,0 тыс. руб. В 2014 г. ООО «Ромашка» приобрело деревообрабатывающий станок стоимостью 1550,0 тыс. руб.

Скачать: Скачать или просмотреть Форма № МП(микро)

  • ПОСМОТРЕТЬ ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ

    пример 1

    mitrofanova pic1

     

     пример 2

    mitrofanova pic2

     

    пример 3

    mitrofanova pic3

     

    пример 4

    mitrofanova pic4

     

    пример 5

    mitrofanova pic5

 

Для удобства респондентов в Указаниях по заполнению формы № ПМ (микро), утв. приказом Росстата от 04.09.2014 № 547, приведен контроль заполнения показателей формы № МП (микро):

  • если строка 08 графы 4 > 0, то строка 05 графы 4 > 0;
  • если строка 09 графы 4 > 0, то строка 06 и/или 07 > 0;
  • если заполнена хотя бы одна из строк 12 и/или строка 13 и/или строка 14 графы 4, то должна быть заполнена строка 05;
  • если строка 17 > 0, то строка 11 > 0;
  • строка 05 графы 4 больше либо равна строке 06 графы 4 + строка 07 графы 4;
  • строка 08 графы 4 больше либо равна строке 09 графы 4;
  • строка 15 графы 4 больше либо равна строке 16 графы 4;
  • строка 18 графы 4 больше либо равна строке 19 графы 4;
  • строка 19 графы 4 больше либо равна строке 20 графы 4;
  • строка 23 графы 4 больше либо равна строке 24 графы 4 + строка 26 графы 4 + строка 27 графы 4 + строка 28 графы 4;
  • строка 24 графы 4 больше либо равна строке 25 графы 4.

Ответственность за непредставление

Непредставление статистической информации и представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Так, в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. Впрочем, согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за данное правонарушение может быть вынесено только в течение двух месяцев с момента совершения правонарушения. Если такой срок истек, то оштрафовать организацию за непредставление статистической отчетности не получится.

Кроме того, обратите внимание на то, что не утратил силу и Федеральный закон от 13.05.1992 № 2761-I «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Согласно ст. 3 этого закона предприятия, организации возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Но на практике эта норма не применяется в связи с тем, что механизм ее применения так и не был разработан.

Административная ответственность предусмотрена не только за непредставление статистической отчетности, но и за неисполнение требования об устранении ошибок, обнаруженных в представленной отчетности (ст. 19.5 КоАП РФ):

  • на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет.

Бухгалтерская отчетность

Не забывайте, что кроме форм статистической отчетности в органы статистики организациям необходимо представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такое требование установлено в п. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Причем, если в силу действующего законодательства РФ бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, то экземпляр аудиторского заключения также должен быть представлен в органы статистики. Срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен в п. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ – она представляется не позднее трех месяцев после момента окончания отчетного периода. Аудиторское же заключение можно представить вместе с отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.