Поделиться статьёй:

ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

 Морозов И. В.

Морозов И. В., налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

Предварительный медосмотр
по результатам СОУТ

ПРОБЛЕМА 

У нас прошла специальная оценка условий труда, по результатам которой для офисного сотрудника установлены допустимые условия труда. Обязательно ли направлять вновь принимаемого офисного сотрудника на предварительный медицинский осмотр?  


РЕШЕНИЕ

Статьей 212 ТК РФ предусмотрено, что одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является обязанность организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

В соответствии с частью первой ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и(или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

На сегодняшний день вредные и(или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Одним из поименованных в Перечне факторов является электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) (п. 3.2.2.4).

Отметим, что в соответствии с позицией, высказанной специалистами Минтруда России в письме от 21.03.2014 № 15-2/ООГ-242, наличие на рабочих местах работников указанного фактора (выполнение соответствующей работы) является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда. Представлена данная точка зрения и в судебной практике (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.05.2015 № Ф02-1878/15).

Однако нам такой подход представляется неверным. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников. О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание № 2 к Перечню вредных факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и(или) опасным классам в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (см. ст. 209 ТК РФ; Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов (приложение № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н); ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 № 2551). Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и(или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и(или) опасности на четыре класса: оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс; подклассы 3.1–3.4) и опасные (4-й класс) (см. ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ)). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании № 2 к Перечню идет именно о том, что наличие поименованных в Перечне факторов учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 № 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 № 01/7015-15-31.

При этом отметим, что некоторые поименованные в Перечне факторы содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (см. п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1–4.4.3 Перечня). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время – специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

krugПОЗИЦИЯ СУДА

В действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов, отсутствует состав правонарушения.

- Решение Верховного суда Удмуртской Республики от 15.04.2015 № 7-124/2015.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах, и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд в письме от 16.04.2015 № 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса. Таким образом, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1–4.4.3 Перечня, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки). Однако, по нашему мнению, в том случае, если работодатель уже располагает результатами специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».

krugПОЗИЦИЯ ФМБА

Работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации.

- Письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 № 1-08/894.

Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации или специальной оценки условий труда и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

При этом отметим, что, как следует из примечания № 5 к Классификатору вредных и(или) опасных производственных факторов, при проведении специальной оценки условий труда такой вредный фактор, как неионизирующее излучение (к которому относится в том числе и электромагнитное излучение), не идентифицируется на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и(или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

Поскольку в рассматриваемом случае по результатам специальной оценки условий труда воздействие на работников соответствующего вредного фактора не установлено и условия труда работников не признаны вредными или опасными, проходить предварительный медицинский осмотр во исполнение требований ст. 213 ТК РФ они не обязаны.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Работодатель обязан организовать прохождение периодических медосмотров для сотрудников, которые более половины рабочего времени проводят за компьютером, вне зависимости от результатов аттестации и специальной оценки таких рабочих мест.

В то же время необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Указанная норма не ставит прохождение медицинских осмотров работников в зависимость от наличия на их рабочих местах вредных условий труда и связывает соответствующую необходимость исключительно с выполнением поименованной работы. Однако согласно ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Как видно, законодатель ограничил круг нормативных актов, которыми может устанавливаться требование о прохождении работниками предварительных медицинских осмотров при приеме на работу. Федерального закона, который уполномочивал бы Роспотребнадзор на определение категорий граждан, подлежащих таким осмотрам, нами не обнаружено. Отметим, что в судебной практике имеются примеры, когда суды признавали требования иных санитарных правил и нормативов о необходимости проведения медицинских осмотров отдельных категорий работников не подлежащими применению (см., например, постановление Верховного суда РФ от 21.01.2015 № 308-АД14-4885). Однако представлена в судах и позиция о необходимости исполнения работодателями данного требования (см., например, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 № 20АП-952/15).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что у работодателя при наличии результатов специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных производственных факторов, не возникает обязанности по обеспечению проведения предварительного медицинского осмотра работника, принимаемого для работы на таком рабочем месте, даже если порядок выполнения его трудовой функции предполагает работу за компьютером в течение более чем 50% рабочего времени. Однако, как видно, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по данной проблеме.