Поделиться статьёй:

Архипенко З. М.

Архипенко З. М.,
помощник руководителя
по налогам
ООО «Рамзес»

ОСАГО: когда ремонт, а когда деньги

 

О необходимости страховать автомобили знают все, у кого они есть. Многие знают и о проблемах, связанных с оформлением ОСАГО и с получением страховых выплат. В связи с проблемами, которые возникают в части гарантийных ремонтов и выплаты возмещения, определения сумм, в части выплат ОСАГО постоянно проводятся реформы. Так, с 28 апреля страховщики должны обеспечить ремонт ТС, а не страховые выплаты.

Почему понадобилась реформа? Все дело в том, что если ваш автомобиль пострадал в ДТП, автовладельцы не могли рассчитывать на ремонт транспортного средства, они получали средства, которые были недостаточны для проведения полноценного ремонта. С учетом коэффициентов износа деталей автомобиля получалось, что автовладелец просто получал сумму, недостаточную для осуществления ремонта.

Суть изменений состоит в замене выплат ремонтом.

Таким образом, фактически выплаты должны «сойти на нет», а денежные компенсации должны быть заменены ремонтными работами. С точки зрения автовладельцев и страховщиков изменения носят положительный характер.

В чем плюсы для страховых компаний?

Во-первых, страховые компании могут избежать мошенничества со стороны автовладельцев и привлечения недобросовестных оценщиков.

Во-вторых, снижаются риски, а также расходы, связанные с оспариванием стоимости ущерба.

Для автовладельцев плюсы в следующем.

Во-первых, не нужно доказывать свою правоту и сумму ущерба, после реформы автовладелец должен получить уже отремонтированный автомобиль, а не сумму, которой не хватит на ремонт даже при использовании запчастей, которые были в употреблении.

Во-вторых, автомобилисты будут реже обращаться в суд, поскольку получат больше гарантий в отношении ремонта.

Однако, как в каждой «бочке с медом», есть и «ложка дегтя».

Для страховых компаний ОСАГО может стать невыгодным с экономической точки зрения.

Для автомобилистов также есть свои минусы:

  • автомобилисты не смогут выбирать детали, которые необходимо установить на автомобиль,
    а следовательно, качество ремонта может серьезно пострадать;
  • существуют риски «навязывания» страховщиками дополнительных услуг, которые не предусмотрены договором ОСАГО (например, ОСАГО с большим расширенным покрытием или КАСКО), подобные случаи наблюдаются и сейчас, однако со вступлением в силу изменений страховые компании будут более активно предлагать дополнительные услуги.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Ремонт в качестве приоритетной формы страхового возмещения будет установлен только в отношении легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Автовладелец уже на этапе заключения договора ОСАГО сможет выбрать СТО, где будет ремонтироваться его автомобиль в случае ДТП, из предложенного страховщиком списка. Кроме того, по согласованию со страховщиком страхователь сможет отремонтировать автомобиль на СТО по своему выбору.

Но, тем не менее, предполагается, что процедура ремонта значительно упростится.

Страховщик:

1. Производит осмотр транспортного средства.

2. После осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и(или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания.

3. Осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

А вот что делать с уже заключенными договорами?

Договор обязательного страхования должен соответствовать Закону об ОСАГО и Правилам страхования, действующим в момент его заключения.

Изменение положений Закона об ОСАГО, Правил страхования после заключения договора не влечет изменения положений договора (в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях), за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Если договор потеряли или его не заключали, то договор может быть признан заключенным. Ведь выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности, пока не доказано иное.

Также возникает вопрос: в какой срок должен быть выполнен ремонт по новым правилам?

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

Установлены дополнительные требования к организациям, проводящим ремонтные работы:

  • срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более
    30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
  • критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и(или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);
  • требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и(или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).

Но куда ехать, чтобы отремонтировать свой автомобиль?

Эту информацию можно узнать:

  • непосредственно в страховой компании;
  • на сайте страховой компании.

Страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В бухгалтерском учете затраты на ОСАГО относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Случаи выплаты денег на ремонт

Но понятно, что если, например, автомобиль сгорел и ремонтировать по сути нечего, то в этом случае страховщик выплачивает компенсацию в денежном эквиваленте. Но этим случаем не ограничивается перечень ситуаций, когда положена именно денежная компенсация.

Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.

К случаям выплаты денежных средств относятся:

а) полной гибели транспортного средства;

б) смерти потерпевшего;

в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

г) если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает  страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты;

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты.

По мнению автора, самым спорным является вопрос, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля превышает максимальный размер страхового возмещения. Данный пункт может стать полем для споров, когда страховщики будут отказывать в ремонте на том основании, что сумма превышает размер страховых выплат.

Но если ваш случай соответствует ситуациям, указанным выше, то как получить денежные средства?

Нужно написать страховщику заявление и указать в нем:

  • сумму возмещения;
  • каким способом страхователь хочет получить средства.

Страховое возмещение вреда осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

К расходам на «упрощенке» относятся затраты на все виды обязательного страхования имущества и ответственности.

Что делать, если между страховой компаний и автовладельцем все-таки произошел спор? Например, если сумма возмещения не соответствует ожиданиям?

В этом случае необходимо обращаться в суд.

Дела по спорам, возникающим из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Дела по спорам, связанным с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, рассматриваются по общему правилу территориальной подсудности по месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ).

Иск к страховой организации может быть предъявлен также по месту нахождения филиала или представительства, заключившего договор обязательного страхования, или по месту нахождения филиала или представительства, принявшего заявление об осуществлении страховой выплаты (постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.01.2015 № 2).

Таким образом, имеются дополнительные возможности отстоять свои права в судебном порядке.

В заключение нужно отметить, что для компаний, предпринимателей и просто владельцев автомобилей предлагаемая система должна улучшить подход к проведению восстановительного ремонта.