Поделиться статьёй:

Гавриленкова Е. И.

Гавриленкова Е. И.,
практикующий бухгалтер,
консультант
по бухгалтерскому учету

 

Учет расходов на такси,
связанных со служебными командировками

Государство гарантирует работникам возврат денег, которые они израсходовали во время служебных командировок, если эти траты обоснованы и документально подтверждены. Сюда, в первую очередь, относятся поездки на общественном транспорте. Но стоит ли  включать в эту категорию такси, и как учитывать такие расходы?

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. При этом постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749 было утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (Далее – Положение).

krugПЕРВОИСТОЧНИК:

При направлении  работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы работнику должны возмещаться:

• расходы по проезду;
• расходы по найму жилого помещения;
• дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
• иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

- Статьи 166 и 168 Трудового кодекса РФ.

В пункте 12 Положения указано, что расходы по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы и по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Надо отметить, что расходы по проезду при направлении работника в командировку на территории иностранных государств возмещаются в порядке, предусмотренном пунктом 12 Положения при направлении в командировку в пределах территории Российской Федерации.

Возмещение расходов на поездки в общественном транспорте

Среди возмещаемых работнику расходов указаны расходы по проезду на транспорте общего пользования.

О том, что такое транспорт общего пользования, можно узнать из положений статьи 789 ГК РФ. В ней закреплено, что перевозкой транспортом общего пользования признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Из данной нормы можно сделать вывод, что для транспорта общего пользования характерно, во-первых, осуществление перевозки коммерческой организацией, а во-вторых, обязанность этой организации в соответствии с законом, иным правовым актом или выданным организации разрешением (лицензией) осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

На автомобильном транспорте к транспорту общего пользования следует относить общественный пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные рейсы по маршрутам (трамвай, троллейбус, автобус), метрополитены, а также такси.

Вывод о том, что такси относится к транспорту общего пользования, может подтверждаться следующим.

В соответствии со ст. 6 утратившего в настоящее время Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации»  было установлено, что не являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от обложения НДС) реализация на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

С учетом сформированных законодателем положений можно сделать вывод, что такси относится к автотранспорту общего пользования.

Однако в некоторых случаях контролирующие органы весьма осторожно оценивают относимость такси к транспорту общего пользования. Так, Минфин России в письме от 23.09.2005 № 03-01-20/5-192 со ссылкой на письмо Минтранса России от 05.11.2003 № УАПТ-1/1-784-ис отмечает, что под городским общественным транспортом следует понимать транспорт общего пользования, так как его услугами может воспользоваться любой гражданин или юридическое лицо.

Финансовое ведомство, рассматривая вопрос о необходимости применения ККТ в такси, указывает, что такая обязанность отсутствует «в случае если перевозка пассажиров в маршрутных такси будет признана в соответствии с нормативными актами субъекта Российской Федерации как перевозка городским транспортом общего пользования». Данный вывод, несмотря на то, что сформулирован по конкретному вопросу, обращает на себя внимание.

Как бы то ни было, в Положении есть пункт 24, согласно которому возмещение иных расходов, связанных с командировками в случаях, порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы.

Поэтому в случае, если у организации есть сомнения, относится ли такси к транспорту общего пользования, или нет, она может в коллективном договоре или локальном нормативном акте указать, что расходы на проезд командированного работника на такси к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта возмещаются при представлении подтверждающих документов.

Сделать это организации следует, например, чтобы уменьшить налоговую базу. При этом, следует отметить, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 № 320-О-П.

Поэтому на практике налогоплательщикам приходится отстаивать правомерность учета в целях налогообложения расходов на проезд командированного работника на такси в спорах с налоговыми органами, доказывая их обоснованность и целесообразность.  

К счастью, судебная практика по данному вопросу поддерживает налогоплательщиков.

В постановлении от 05.07.2010 № КА-А40/6676-10 ФАС Московского округа, проанализировав положения пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, ст. 168 ТК РФ, п. 10 Инструкции о служебных командировках в пределах СССР от 07.04.1988 № 62 (действовала в проверяемом периоде), пришел к выводу, что действующее законодательство (в том числе и налоговое) не конкретизирует, каким именно транспортом командированный сотрудник вправе добираться к месту командировки и обратно, в связи с чем, расходы на проезд работника на такси при направлении (равно как и при нахождении в служебной командировке) могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу.

В то же время из представленных налогоплательщиком в судебное дело материалов следует, что в проверяемый период сотрудниками налогоплательщика во время командировок использовались услуги такси при проезде из аэропортов и обратно, а также для передвижения в городе, а также услугами по бронированию гостиниц и билетов, что подтверждается первичными документами в названный период.

Кроме того, нижестоящие судебные инстанции установили, что необходимость использования при передвижении такси объясняется:

  • необходимостью решения рабочих и производственных вопросов предприятия в максимально короткие сроки;
  • ограниченным числом авиарейсов по необходимому маршруту;
  • некруглосуточным движением общественного транспорта, в движении которого возможны сбои;
  • необходимостью экономии денежных средств на проживание командированных лиц в гостинице;
  • плотностью графика работы командированного сотрудника, который может не успеть выполнить поставленные задачи (опоздать на встречу, совещание, явиться в назначенное время в налоговый орган на рассмотрение спорных вопросов и т.д.).

Все расходы налогоплательщика, понесенные им в проверяемом периоде, документально подтверждены соответствующими договорами, актами приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), счетами-фактурами, платежными поручениями об оплате стоимости оказанных услуг, командировочными удостоверениями, приказами о направлении в командировку, авансовыми отчетами, копиями авиабилетов и счетов на проживание в гостиницах.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 02.04.2008 № Ф04-2260/2008 и ФАС Московского округа в постановлении от 11.12.2007 № КА-А40/12690-07 пришли к выводу, что налогоплательщик правомерно включил в состав расходов затраты командированного работника на оплату такси. Суды исходили из того, что возможность использования в командировке такого вида транспорта предусмотрена действующими у налогоплательщика локальными нормативными актами (Положением о возмещении расходов, связанных со служебными командировками и Положением о работе с подотчетными лицами).

Учитывая данные выводы арбитражных судов, подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, пункт 24 Положения и неполную определенность контролирующих органов по вопросу того, относится ли такси к транспорту общего пользования, получается, что если организация в коллективном договоре или локальном нормативном акте прямо пропишет, при каких условиях возмещаются расходы командированных работников на проезд на такси, и в конкретном случае данные условия соблюдаются, суммы соответствующей компенсации включаются в состав расходов в целях налогообложения.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

По нашему мнению, на основании пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организация вправе отнести затраты на проезд на такси к расходам, учитываемым при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН. При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы и документально подкреплены. В противном случае возможны претензии со стороны налоговых органов.